Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для педагогов детского сада «Интерактивные методы обучения в ДОУ»

Консультация для педагогов «Интерактивные методы обучения в ДОУ»
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
На смену традиционным методам приходят активные и интерактивные методы обучения и воспитания, направленные на стимулирование разностороннего развития личности ребенка.

Решением задачи является использование педагогом интерактивных методов. Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из понятий «метод» и «интерактивный».

Метод - способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения педагогических задач. Понятие «интеракции» состоит из двух слагаемых: «интер» - между, «акция» — усиленная деятельность между кем-либо.

Итак, интерактивные методы - это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса. Интерактивный - это способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем - либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Интерактивная технология обучения подразумевает такую организацию педагогического процесса, в которой невозможно неучастие ребенка в коллективном взаимодействии. Интерактивное обучение построено на совместном процессе познания, где знания добываются посредством диалога и полилога (разговор многих участников, при этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому) обучающихся между собой и педагогом.

Применение интерактивных форм взаимодействия в практике работы с дошкольниками:
- 2 младшая группа - работа в парах, хоровод;
- средняя группа - работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
- старшая группа - в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
- подготовительная к школе группа - работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

«Работа в парах» - метод работы, в ходе которого дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию или по – другому условию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу.

«Хоровод» - метод, где сначала взрослый является ведущим, так как дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает такие качества, как умение выслушивать и не перебивать друг друга, формирует начальные навыки произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

«Карусель» внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества. Образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – стоящие неподвижно дети, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – дети перемещаются по кругу каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько секунд несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

«Интервью» (или «Микрофон») - метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Например, ребенок берет микрофон и рассказывает в нескольких предложениях о себе и передает микрофон другому. Все высказывания принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. Используется на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Метод заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Он дает возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, реагируют на чужую мысль, улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.

«Большой круг» («Дебаты», «Воображаемая картина») – метод работы, который позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

Дебаты – метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон, но высказывания обсуждаются: воспитанники задают друг другу вопросы, отвечают на них, выискивая способ решения проблемы. (Например, у Сережи плохое настроение, поэтому дети предлагают способы, как поднять настроение или устранить проблему, которая повлияла на настроение мальчика).

«Воображаемая картина» - метод работы, в ходе которого детям предлагается встать в круг и каждому ребенку по очереди описывать воображаемую картину (первому ребенку дают чистый лист бумаги с будто нарисованной картиной, затем он передает лист с мысленной картиной другому участнику игры, и тот продолжает мысленное описание).

«Работа в малых группах» (тройках) – «Снежный ком», «Синтез мыслей», «Круг идей», «Общий проект», «Ассоциативный цветок».

Снежный ком – метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы и обсуждают проблемный вопрос или выполняют общее задание, договорившись о четкой последовательности действий каждого. Например, строят дом, заранее договариваются об очередности действий каждого члена команды о цвете, с которым будет работать тот или иной ребенок.

Синтез мыслей – метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги. Когда одна группа нарисует, передает рисунок другой, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершении работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.

Круг идей – интерактивные методы работы, когда каждый ребенок или каждая группа выполняют одно задание, например, составляют сказку по – новому, обсуждают ее, затем вносят предложения или идеи (например, как можно еще закончить сказку, чтобы Колобок остался живым, как помочь Колобку обхитрить лисичку и т. п.).

Общий проект – метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп (3 – 4). Группы получают разные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы, например, нарисовать свои любимые зимние развлечения и рассказать о них. Каждая группа представляет свой «проект» - коллективную работу «Зимние развлечения» и совместно обсуждают его.

Ассоциативный цветок - метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп для решения общей задачи: на доске закрепляется «середина» цветка с изображением определенного понятия, например, «игрушки», «цветы», «фрукты», «животные». Каждая группа подбирает слова – ассоциации или картинки – ассоциации, которые наклеивают вокруг этого понятия. Побеждает команда, которая создаст наибольший цветок (с наибольшим количеством подобранных картинок – ассоциаций или слов – ассоциаций).

Цепочка - метод работы, в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированную цепочку. Например, составляют сказку по таблице, в которой представлен ход будущей сказки в рисунках или в условных отметках. Другой вариант использования данного метода: первый ребенок называет объект, второй – его свойство, третий - объект с теми же свойствами. Например, морковь – морковь сладкая – сладким бывает сахар – сахар белый – белым бывает снег…

Дерево знаний (или «Дерево решений) – метод работы, который включает несколько этапов: выбора проблемы, не имеющей однозначного решения. Например, «Что нужно дереву для счастья»; рассматривание схемы в которой прямоугольник – это «ствол» (обозначает эту проблему), прямые линии – «ветки» (пути решения), а кружочки – «листики» (решение проблемы); решение проблемы: дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, например, бабочку, птичку и тому подобное, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор.

Данная технология развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

Применение интерактивных методов обучения активизируют познавательную деятельность детей, создают необходимые условия для становления и развития компетентностей, способствуют разностороннему развитию личности дошкольника с соответствующей системой ценностей.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для воспитателей младших групп детского сада Консультация для воспитателей детского сада. О роли игры для дошкольников Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду Как привлечь внимание детей
Консультация для родителей «Воспитание добротой» в старшей группе детского сада | Развитие познавательного интереса у дошкольников. Консультация для педагогов детского сада
Опубликовано: 1312 дня назад (23 апреля 2021)
Просмотров: 2293
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!