Консультация для педагогов ДОУ "Развитие познавательного интереса у дошкольников"
Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании окружающего у детей дошкольного возраста. Целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным стимулом деятельности особенно в предшкольный период.
Ученые выделяют
познавательный интерес как высшую форму проявления познавательной потребности личности, характеризуют его структуру, выделяют этапы его развития, доказывают необходимость формирования познавательного интереса в дошкольный период.
В настоящее время в связи с проникновением в жизнь дошкольника информационных технологий происходит вытеснение интереса к предмету и его свойствам интересом к средствам передачи информации об окружающем. При этом процесс решения познавательных задач замещается подбором готовых стереотипных ответов. В данной ситуации педагоги осознают необходимость изменения подходов к познавательному развитию ребенка.
Анализ современной практики дошкольного образования показывает, что педагоги сохраняют дисциплинарные приемы в работе, характерные для учебной модели взаимодействия с ребенком, что значительно снижает возможности появления у дошкольников самостоятельного познавательного опыта.
Названные обстоятельства свидетельствует об обострении противоречия между повышением требований к средствам поддержки детской инициативы, самостоятельности в познавательной деятельности, обеспечивающих развитие познавательного интереса и недостаточной разработанностью комплексного методического сопровождения процесса формирования познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте.
Изучение и анализ литературы позволил выявить, что познавательный интерес, являясь одной из форм проявления познавательной потребности личности, отождествляется со стремлением к знанию и к самостоятельной творческой работе. Он пронизывает психическую жизнь человека и играет в ней важную роль. Как отмечал Л.С.Выготский, широкие и разносторонние интересы становятся основой для психического развития ребенка.
Суть познавательного интереса, состоит в том, что объектом его является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, сохранять относительно устойчивое стремление к глубокому их изучению. Познание нового, как правило, сопровождается эмоциональным подъемом, активизацией познавательных процессов.
Не сформированный своевременно познавательный интерес может привести к снижению мыслительной активности, как следствие - послужить причиной школьной неуспеваемости ребенка.
Познавательный интерес, в цепочке проявлений познавательной потребности, начиная с любопытства переходящего в любознательность, носит кульминационный характер и, приобретая устойчивость, становится мощным мотивом познавательной деятельности человека. Становление процесса начинается в дошкольном возрасте.
Чтобы охарактеризовать познавательный интерес, выделены компоненты, которые адекватны для возрастного периода дошкольного детства:
- Интеллектуальный компонент включает в себя информационное содержание и развивающуюся дифференциацию представлений об окружающем, их свойствах и зависимостях. (Наличие познавательных вопросов прогнозирующего характера, обращенность к изучаемому объекту, его свойствам и назначению).
- Эмоционально-волевой компонент основывается на эмоциональном отношении к результатам познавательной деятельности и развитии произвольности у детей. (Проявление эмоций, сопровождающих процесс и результат
познания, сохранение устойчивого внимания к познавательной информации).
- Процессуальный компонент связан с присвоением инструмента для познания окружающего и переноса его в разнообразные виды детской деятельности. (Использование вариативных способов решения поисковой задачи, вербализация целей познавательной деятельности, аргументации ее процесса и результатов).
Выделенные выше компоненты познавательного интереса требуют создания педагогических условий для его формирования у детей. Такими условиями могут являться следующие:
- расширение познавательных форм общения с ребенком в дошкольной образовательной организации и семье,
- развитие мотивации детей к познавательной деятельности,
- обогащение поисковых способов познания окружающего, их актуализация и перенос в разные виды деятельности детей.
Реализовать данные условия возможно с помощью определенного комплекса средств, методов и форм работы с детьми.
Формы - исследовательские и проблемно-поисковые.
Методы:
- игровое интервью,
- экспериментирование,
- моделирование,
- коллекционирование,
- познавательные игры (игровые диалоги, викторины),
- самостоятельный выбор тем для изучения, способов получения информации по теме,
- установление связи знаний с жизнью, через решение практических ситуаций, анализ информации, понимание вероятности событий и ситуаций, умение рассуждать, высказывать и доказывать предположения;
Средства:
- художественная и познавательная литература,
- информационная и предметно-развивающей среда детского сада и семья.
Подготовка педагогов дошкольных образовательных учреждений к процессу формирования познавательного интереса у детей
Основной формой работы с воспитателями являются практикумы: «Исследователи в группе», «Диагностика познавательного интереса у старших дошкольников», «Уголки познавательной деятельности». В содержание практикумов входит: выработка активной позиции в организации и проведении работы по формированию познавательного интереса дошкольников; решение педагогических ситуаций и выполнение практических заданий; обсуждение комплекса методов, средств и условий формирования познавательного интереса у старших дошкольников.
Подготовка родителей к реализации педагогических условий формирования познавательного интереса детей в семье.
Работа с родителями направлена: на изменение их представлений о значении познавательного интереса у детей и побуждение к созданию специальных условий в семье; на развитие практических умений обогащения познавательных форм общения с ребенком в семье. Беседы, консультации по различным вопросам на базе детского сада. Помимо обсуждения психолого-педагогических аспектов феномена познавательного интереса необходимо привлечение родителей к совместной работе с детьми в подготовке к конкурсам, к участию в викторинах, выполнению домашних заданий познавательно - поискового характера совместно с детьми и т.д. Особую ценность имеют заседания «Клуба интересных находок» на различные темы: «Любознательный возраст», «В семье растет почемучка», «Наш малыш и книги», «То ли еще будет?», «Загадочное рядом» и другие. В реализации намеченных тем необходимо использовать различные интерактивные методы - деловые и ролевые игры, дискуссии, элементы тренинга. Они позволят наладить взаимодействие с родителями, актуализировать приобретаемые ими представления, сделать их более значимыми, проектировать условия для формирования познавательного интереса у детей в семье.
Реализация комплекса методического сопровождения в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Создание предметной среды, как для самостоятельной, так и для организованной образовательной деятельности детей в детском саду; организация тематических уголков: «Информационная страница», «Волшебный конверт», «Календарь природы», «Веселые друзья» и «Почемучка».
Направления работы:
- изучение возрастных возможностей формирования познавательного интереса на разных стадиях его развития, начиная с младшего дошкольного возраста;
- преемственность общественного и семейного образования при создании условий для своевременного формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста;
- создание инновационных технологий в образовательной работе по формированию познавательного интереса детей в рамках вариативных форм дошкольного образования (кружковая работа).
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для воспитателей младших групп детского сада
Консультация для воспитателей детского сада. О роли игры для дошкольников
Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду
Как привлечь внимание детей