Из опыта работы воспитателя ДОУ на тему ЗОЖ
Цель: Поиск новых форм и методов использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно - образовательном процессе ДОУ, приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Оздоровительные задачи:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, закаливания, гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной активности и реализация их через спортивно-оздоровительную активность;
Воспитательные задачи:
Воспитание потребности в здоровом образе жизни, потребность в физических упражнениях и играх, расширение кругозора, уточнение представление об окружающем мире, воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени воздействия на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
Логоритмика– это система занятий, направленная на преодоление речевых нарушений и сопутствующих им неречевых проявлений у детей с речевой патологией путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Оздоровительные задачи логоритмики:
- укрепление костно-мышечного аппарата;
- развитие дыхания;
- развитие координации движений и моторных функций;
- воспитание правильной осанки, походки;
- развитие силы, ловкости, выносливости.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
Релаксация– в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая– в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая– в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
1. Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
2. Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
3. Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой др. В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике.
4. Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно- оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом, «цветотерапия» – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Как правило, детские товары выделяются сразу и все это за счет цветового оформления — это желтый, синий, зеленый и красный. Эти цвета легко воспринимаются детьми, и они сразу обращают свое внимание на товары
5. Гимнастика пробуждения.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п.
6. Ароматерапия (кулоны- это профилактический способ поддержания хорошей психоэмоциональной и физической формы, позволяющий снять ежедневные стрессы, это один из инновационных способов оздоровления детей.
7. Песочная терапия. Ребёнок строит в песочнице свою модель мира, отображая все свои беспокойства, страхи и переживания: открывает широкий простор фантазии; развивает мелкую моторику; помогает регулировать мышление.
«Если бы меня попросили назвать универсальную всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: «Песок!»-психолог Мариелла Зейц
8. Закаливание - одно из эффективных средств укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний.
Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний.
9. Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера.
10. Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми, с использованием музыки в любом виде. дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.
Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Развитие и воспитание здорового ребенка, создание рационального режима дня – это важный и каждодневный труд педагога. И результат не заставит себя ждать. Дети станут реже болеть, у детей будет хороший аппетит, повысится выносливость при выполнении физических упражнений. Применяя здоровьесберегающие технологии, мы формируем потребность и желание вести здоровый образ жизни. способствуют всестороннему целостностному развитию детей.
Таким образом, можно сделать вывод:
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, как главных субъектов образовательного процесса.
Используемая литература и ресуры:
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
3. Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
4. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
6. Статья Т.О. Даниленковой (Смоленский государственный университет) «В.А.Сухосдинский о воспитании здорового ребенка в процессе обучения», 2014г.
7. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации», М.ИНТ,2010.
Похожие записи:
Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Гимнастика
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Дипломный проект на тему: Здоровье учащихся и здоровьесберегающие технологии в школе