Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая программа дополнительного образования по рисованию для старших дошкольников

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Волшебный карандаш»
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста
1.1 Основные принципы обучения детей различным видами изобразительной деятельности
1.2 Декоративно – прикладное искусство
1.3 Нетрадиционные техники рисования
Глава 2. Комплексно – тематическое планирование занятий по нетрадиционным художественно – графическим техникам и декоративно – прикладному искусству
Глава 3. Освоение дошкольниками программы по обучению изобразительному искусству
Список использованной и рекомендуемой литературы

Введение
Каждый ребенок любит рисовать. Вместе с речью, дети осваивают и создают самостоятельно свой рисунок. «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» - писал Пабло Пикассо. С давних времен, человек творил, создавал произведения искусства. До нашего времени как свидетельства того, что человеку необходима красота сохранились наскальная живопись, песнопения, сказания, сказки, былины. Искусство позволяет сохранить традиции, обычаи, культуру своего народа.

Учиться рисовать можно не только карандашами кисточками, мелками, но и с помощью различных традиционных и нетрадиционных техник. Ребенку очень интересно увидеть результат своего труда как можно быстрее, даже поставив на бумагу кляксу и обнаружить необыкновенный рисунок. Так же особую роль в формировании творческих способностей и развитие художественно – творческой деятельности играет декоративно – прикладное искусство. Рукоделие усиливает работу правого (творческого) полушария головного мозга и уравновешивает оба полушария, повышает интеллект, активизирует творческое мышление. Знания и умения расширяют кругозор ребенка, усиливают желание получать больше информации, развивать мелкую моторику.

Цель – формирование основ художественной культуры, развитие творческих способностей, ручной умелости в процессе освоения декоративно-прикладного искусства у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• совершенствование зрительного восприятия;
• представлять будущий рисунок;
• формировать представление о красоте, осознанность художественного восприятия;
• развивать мышление;
• умение находить новые способы для художественного изображения;
• развивать умение рисовать различными материалами;
• формировать практическое умение ручной работы на основе расширения трудового опыта с параллельным развитием руки, глазомера.

Важно, дети должны испытывать радость от каждого занятия. Из этого следует, тематические занятия должны быть доступны для малышей, после усвоения всех этапов обучения, можно усложнять задачу.

Методы:
• метод сопереживания к произведению искусства;
• наглядный;
• исследовательский;
• метод коллективного творчества применяется на комплексных занятиях;
• практический;
• объяснительно – иллюстративный;
• проблемно – поисковый;
• метод обобщения впечатлений применяется для развития у воспитанников способности к оценочной деятельности.

Методы эстетического воспитания должны побуждать воспитанников к самостоятельности, активности, развивать творческие способности, воображение. Доступность использования нетрадиционных техник определяется особенностями детей.

Образовательная программа занятий по нетрадиционным художественно – графическим техникам и декоративно – прикладному искусству «Веселый карандаш» рассчитана на 5 месяцев обучения. Возраст детей 5 – 7 лет. Занятия проводятся два раза в неделю; продолжительность занятия – 30 минут. Состав группы – 10 человек. (Таблица 1) (Таблица 2)

Глава 1. Теоретические основы художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста
1.1 Основные принципы обучения детей различным видами изобразительной деятельности.
Художественно – эстетическое развитие – систематический процесс развития у детей восприятия и способность видеть, слышать, ощущать красоту окружающего мира и создавать ее. Навыки, знания, умения, художественной деятельности, воспитанники получают в процессе обучения, в творческой, игровой, доброжелательной манере общения. Основные принципы развития обучения в изобразительном искусстве основаны на общедидактических принципов обучения.

Первый принцип – постановка цели, четкое представление и знание того, что необходимо для развития ребенка средствами изобразительного искусства. Правильная поставка и ясная конкретная цель развития обеспечит определенный и короткий путь к ее осуществлению.

Второй принцип – поставленные цели и задачи должны подбираться с учетом особенностей конкретного возраста, общего психического развития. Для этого подбирается для каждого ребенка индивидуальный подход и усложняется задача, если это необходимо.

Третий принцип – постепенное формирование художественно – творческих способностей у воспитанников. Поэтапное обучение новым техникам, закрепление пройденного материала. Развитие всегда предполагает переход на новый уровень обучения.

Четвертый принцип – активное включение в развитие самого дошкольника. Процесс происходит внутри ребенка, а главной задачей внешней среды создать благоприятные условия для реализации своих творческих способностей. Существует три этапа включения активности – это начальный этап (в младшем возрасте конкретные и ясные задания, наглядный пример, образец), второй этап (предоставление внешних задач, для самостоятельного их решения), третий этап (способность самостоятельно поставить задачу, и на основе своих способностей решить её).

Пятый принцип – внешний фиксируемый контроль за исполнением и развитием поставленных задач.
Таким образом, основные принципы развития обучения направлены на пробуждение активности воспитанников.


1.2 Декоративно – прикладное искусство.
Декоративно – прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел изобразительного искусства, охватывающий создание художественных изделий. С давних времен человек создает уникальные вещи. Умения передавались из поколения в поколение. Человек создавая новую вещь стремился не только о её практичности, но и о внешнем виде, красоте.

Вовлечение ребенка в активную творческую деятельность благотворно влияют на его творческое развитие. Знания и умения, которые получают дети на занятиях, расширяют кругозор, развивают мелкую моторику.

Такие виды декоративно – прикладного искусства, как бисероплетение, вязание, вышивка, основаны на глубоких художественных традициях. Формируют художественный вкус, благотворно влияют на эмоционально – психологическое благополучие ребенка. Позволяет поддержать творческий потенциал, развивать умение и способность.

В содержание данной программы будет содержать три раздела прикладного искусства: бисероплетение, вязание крючком и вышивка.

Бисероплетение – один из видов декоративно – прикладного искусства, рукоделия, это создание художественных изделий (игрушки, украшения), в основу которой входит бисер, бусина.
Вышивка – вид декоративно – прикладного искусства, который выполняется с помощью вышивания (нанесения узора) на тканях различными нитками.
Вязание – изготовление полотна или изделия из одной или нескольких нитей путем сгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью крючка, спиц вручную.
Вязание крючком – создание вязанного полотна при помощи специального инструмента.

1. 2 Нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционная техника рисования – это способ создания необычного нового, оригинального произведения искусства. Это возможность для дошкольников экспериментировать с цветом, линиями, формами, предметами. Исследователи доказали, что использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию художественно – творческих способностей, улучшает усидчивость, увлеченность темой и техникой, а также улучшает способность к лучшему восприятию цветовой гаммы. Чтобы во время исполнения техники рисования усилить воображение и фантазию, можно использовать музыкальное сопровождение, что способствует раскрытию художественного замысла.

Существует огромное количество нетрадиционных техник обучения рисования. Дошкольник, как известно, хочет увидеть результаты своего труда как можно быстрее, поэтому ему будет интересно: поставить кляксу на бумагу и увидеть необычный рисунок, изобразить рисунок с помощью своей ладошки.

Перечень техник рисования для использования в работе с детьми:
• пальчиковое рисование;
• оттиск различными предметами (картофелем, скомканной бумагой, поролоном, ластиком;
• тычок жесткой полусухой кистью;
• рисование восковыми мелками и акварелью;
• рисование свечой;
• отпечатки листьев;
• рисование ладошками;
• волшебные веревочки;
• кляксография с трубочкой;
• монотипия;
• печать по трафарету;
• рисование мыльными пузырями;
• набрызг;
• раздувание краски;
• витраж.
Изобразительное творчество развивает у дошкольников способность строить образы, реализовывать свою фантазию.

Глава 2. Комплексно – тематическое планирование занятий по нетрадиционным художественно – графическим техникам и декоративно – прикладному искусству
Комплексно – тематическое планирование (Таблица 3).

Глава 3. Освоение дошкольниками программы по обучению изобразительному искусству.
Планируемые результаты по программе «Веселый карандаш» способствует развитию личности воспитанников, активизации творческого потенциала, творческих способностей. Успешное решение поставленных задач в программе является появление у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, желание слушать классическую музыку, рассматривать репродукцию картин, участвовать в музыкально – театрализованных играх. Свидетельство о лично развитии детей – это положительные эмоции, появление любимых произведений, видов художественной деятельности. Воспитанники осваивают навыки рисования традиционными и нетрадиционными техниками.

Воспитанники научились формировать практические умения ручной работы на основе расширения опыта с параллельным развитием руки, глазомера. Рисовать различными видами техник, совершенствовать зрительное восприятие. Представлять будущий рисунок. Формировать представление о красоте. Научились находить новые способы для художественного изображения.

По окончанию программы «Веселый карандаш», организовать тематическую коллективную выставку работ воспитанников, для просмотра и оценки её детьми.

Таким образом, закладываются основы художественной культуры детей, положительное эмоциональное – оценочное отношение к ценностям культуры, формируется художественный вкус.

Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Радынова О. П. Программа художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста «Ребёнок в мире прекрасного» - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2021.
2. Артемьева А. В. Волшебная шкатулка. Рукоделие в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2020.
3. Никитина А. В. Рисование веревочкой: Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах. – СПб.: КАРО, 2010
4. Казакова Р.Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2020.
5. Шаляпина И. А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно – игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2020.
6. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей с 5 до 7 лет: учебное пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017.
7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб: КАРО, 2016
8. Дрезнина М. Г. «Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию». – Ювента, 2002.
9. Дорожин Ю.; Соловьева О., Необыкновенное рисование. Искусство детям – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
10. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду часть 1 – ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
11. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду часть 2 – ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
Скачать Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Волшебный карандаш»

Рекомендуем посмотреть:

Образовательная программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности дл Кружковая работа для детей 5-7 лет: фотостудия Программа дополнительного физического образования в ДОУ для детей 4-7 лет Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детского сада. Старшая г
Опубликовано: 1208 дней назад (5 января 2021)
Просмотров: 533
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!