Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Музыкальная Весна»
Цель: Способствовать развитию у детей познавательного интереса к окружающему миру, образного мышления, воображения, эмоциональной сферы через музыкальную деятельность.
Задачи:
1.
Образовательные:
- обогатить музыкальные представления художественными ассоциациями и жизненными прообразами;
- продолжать знакомить детей со звуками окружающей природы, тренировать умение работать с переменной динамикой голоса;
- совершенствовать танцевальные движения и умение самостоятельно начинать и заканчивать движение;
- упражнять детей в умении петь выразительно, без напряжения, “светлым” звуком;
- знакомить с особенностью музыкальной речи (фразировкой), слышать начало и конец музыкальной фразы.
2.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности детей: звуковысотный слух, чувство ритма;
- закреплять вокально-певческие навыки
- развивать ловкость в играх, умение двигаться в соответствии с характером музыки.
3.
Воспитательные:
- совершенствовать коммуникативные качества личности.уважительное отношение друг к другу, умение слушать и слышать друг друга. Уступать в различных ситуациях.
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, инициативность и творческие проявления.
Оборудование:
• компьютер, экран, мультимедийный проектор,
• музыкальный центр, диск,
• фортепиано.
Демонстрационный материал:
• Детские музыкальные инструменты (треугольник, металлофон, колокольчик, свистулька, бубен, ложки и т.д.),
• палитра и кисть,
• слайдовая презентация
Музыкальный репертуар:
• В. Пенегин «Тропинка - торопинка»
• М. Протасов «Песенка - чудесенка»
• Ф.Шопен «Весенний вальс»
• А.Делиб «Пиццикато»
• Д.Шостакович « Вальс-шутка»
• М. Картушина распевка «Эхо»
• Фонопедическое упражнение «Весенние голоса» (Карл Орф)
• С. Насауленко музыкальная игра «Дразнилка»
Раздаточный материал:
• «Цветные бабочки» (на каждого ребенка по 2 шт.),
• различные деревянные предметы для отстукивания ритма (на каждого ребенка),
• 4 больших напольных цветка,
• цветочки с «сюрпризом» (на каждого ребенка)
• детские музыкальные инструменты: колокольчики, бубны, ложки, металлофон, маракасы и т.д.
Методические приемы:
Наглядно – слуховые:
• внесение музыки в исполнении оркестра, фортепиано, педагога
Наглядно - зрительные:
• внесение,картин природы через слайдовые презентации (применение ИКТ)
Словесные:
• художественное слово (загадка, стихи, беседа)
Практические:
• музыкально – дидактическая игра,
• пение,
• танец
• элементарное музицирование
Виды деятельности:
• словесные и двигательные упражнения,
• музыкально – дидактическая игра,
• элементарное музицирование,
• слушание музыки,
• пение,
• танец.
Ход
I. Вводная часть.
Дети под фонограмму песенки «Тропинка - торопинка» В.Пенегина входят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель встречает детей
М. Р.- Здравствуйте ребята! Я очень рада, что музыкальная тропинка привела вас ко мне. Давайте мы поздороваемся с вами музыкально.
Музыкальное упражнение: «Поздоровайтесь со мной»
М. Р. (поет):- Как я рада видеть Вас, в этот музыкальный час.
Дети (поют):- Как мы рады видеть Вас, в этот музыкальный час.
Воспитатель: - Дети! Почти каждое утро мы приходим в этот зал, но не всегда здесь нас ждет столько гостей. Видимо, случилось что-то необычное, волшебное и все собрались здесь, чтобы встретиться с этим волшебством.
М. Р.- Давайте поздороваемся с гостями.
(Дети здороваются). Повторяйте за мной:
Психогимнастика «Лучик»
К солнцу потянулись-
Лучик взяли.
К сердцу прижали-
Людям отдали.
И улыбнулись!
(Дети приветствуют гостей, используя мимику и жесты).
М. Р. - Я сегодня принесла вам «Волшебные очки». Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, даже то, что они прячут от всех. Внимание, я надеваю очки. Какие вы все красивые, веселые, умные
(поворачиваясь к соседу, называет его достоинства). Мне очень хочется, чтобы каждый примерил эти очки, и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите в нем то, чего раньше не замечали
(выполняют игровое задание по кругу)
- Вижу, настроение у всех, веселое, бодрое. Давайте мы все пожелаем, друг другу здоровья, красоты и хорошего настроения веселой песенкой, повторяйте за мной.
Валеологическая песенка-распевка «Здравствуйте!»
- В этот чудесный день,
(одна рука на пояс, затем другая)
Добрый день
(хлопают в ладоши)
Дружно здороваться
(одна рука на пояс, затем другая)
Нам не лень
(притопывают ногами)
Руки протягивай
(одна рука вперёд, затем другая)
Не зевай
(руки протянуты, головой качают вправо-влево)
Песню весёлую
(руки перед собой сложены «полочкой», качают)
Запевай
(хлопают)
Теперь продолжаем петь с ускорением.
(Повтор в быстром темпе)
II. Основная часть
М. р. – Молодцы! Всем пожелали здоровья, но мне ребята, что – то тревожно на душе. Сегодня я пришла в музыкальный зал и заметила, что здесь кто-то был: во-первых на полу я нашла вот эти следы
(показать макет следа), во-вторых на столе с музыкальными инструментами я вижу лишние предметы. Посмотрите внимательно и скажите, какие из них лишние?
(на столе лежат кисточка и палитра) (дети отвечают).
М. р. – Верно, ребята я с вами согласна, что палитра и кисточка среди музыкальных инструментов лишние. А как вы думаете, кто мог оставить здесь эти предметы?
(ответ детей) Я тоже так думаю, что кисточку и палитру здесь забыл художник. Но что же он здесь делал?
(ответ детей)
Целевая установка
М. р.- Да, наверно, художник здесь рисовал картины, и какую — то картину не успел дорисовать. Интересно какую?
(Показ слайда с картинами «Времена года»)
- Посмотрите на экран, может быть, там вы найдёте ответ
(на слайде картины всех времён года раскрашены, а весенняя картина не раскрашенная). Кто догадался, какую картину не успел дорисовать художник?
(ответ детей). Правильно, это картина о весне. Ребята, а может, мы с вами сделаем сюрприз художнику – раскрасим весеннюю картину. Вы согласны помочь ему? А как?
(ответ детей).
Мотивация к деятельности:
- Я предлагаю использовать музыкальные краски.
Что нам может помочь на музыкальном занятии нарисовать сказочную картину?
(музыка, наши ручки, наше тело, наш ротик) Вот видите, сколько у нас всего волшебного. Мы с вами волшебники.
- Посмотрите на волшебный экран, он подскажет нам про кого будет наша сказочная картина?
(ответы детей). А какими бы цветами красок вы рисовали весеннюю картину?
- Приготовились? Давайте рисовать весеннюю картину. И нам сейчас поможет музыка. Отправляемся за красками тихо-тихо.
Музыкальная танцевальная импровизация «Рисуем картину» под муз. А.Делиб «Пиццикато»
- Мы сначала перемешаем все весенние краски
(плавные движения кистями рук). Белые, голубые, серые
(идут в круг на носочках, продолжая плавные движения руками). Добавим немножко желтенького солнечного лучика
(брызги пальчиками) и пойдем на волшебную полянку.
(Взялись за ручки и на носочках идут по кругу) Ой, лужа!
(два хлопка)
Вот наша полянка
(идут в круг 2 хлопка)
А на ней красивые деревья. Ах!
(руки поднимаются вверх над головой, опускаются вдоль тела, внизу два хлопка)
На деревьях сидят птички
(постукивание пальцами одной руки по другой от кисти к локтю)
И на другой веточке
(движения повторяются с другой рукой)
Покажем ствол дерева. Какой он красивый
(движения рук по телу сверху вниз)
Спускаемся вниз по стволу
И убегают наши пальчики
Вдруг пошел дождик
(брызги пальчиками)
А теперь наши ручки будут рисовать небо, которое как вы сказали голубое с белыми облаками. Возьмемся за руки и пойдем на носочках
(идут по кругу). И тут мы нарисуем ручеек. Теперь на пяточках
(ходьба вкруг и из круга). - Вот мы и нарисовали весеннюю картину.
Посмотрите, получилась?
(Показ слайда «Весна»)
- Какие замечательные дети, вы умеете слушать музыку и откликаться на её характер. Я думаю, когда художник вернется – то очень обрадуется.
Звучит волшебная музыка. (Показ слайда картина «Весна»)
М. р. Кто пришел так тихо-тихо?
Ну конечно не слониха!
И, конечно, бегемот
Тихо так прийти не мог!
Но никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
Вы услышать не могли,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки
Тихо вышли из земли.
Вышли тихо, очень тихо
И повсюду — ТИШИНА…
Это значит, это значит,
Тише всех пришла ВЕСНА.
- Ребята, вы, наверное, уже догадались, что наш художник и есть Красавица – Весна. Сегодня она пригласила нас совершить прогулку по весеннему лесу, чтобы услышать музыку природы, удивиться и восхититься ее красотой.
Воспитатель:
- Ну что ребята, отправимся в сказочный весенний лес.
М. р. - Тогда в путь! А приведет нас в лес «Музыкальная тропинка». Тропинка может быть ровной: мы пойдем по ней шагом
(показ). Могут нам встретиться ручейки – тогда мы побежим рядом с ручейком на носочках
(легкий бег). А когда в весеннем лесу нам встретятся лужи, мы будем через них перепрыгивать
(подскок). Пожалуйста, будьте внимательны! А музыка вам подскажет, как передвигаться
Упражнение «Музыкальная дорожка»
М. р. - Дружно за руки возьмемся, по дорожке мы пройдемся
(идут по залу змейкой)
Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка
(выполняют хороводный шаг)
По дорожке мы пойдем и притопывать начнем
(идут дробным шагом)
Ровно держим спинку, прямо как тростинку!
А сейчас мы поспешим, на носочках побежим
(легкий бег на носочках)
А теперь легко, как мячик, через лужи мы поскачем
(выполняют поскоки)
Вновь шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка
(выполняют хороводный шаг).
А теперь, дружно стой, мы уже пришли с тобой!
(дети останавливаются, образуя круг)
Звучит спокойная музыка. (Показ слайда «Лес»)
Вот в такой мы лес попали, раньше тут мы не бывали. Полон звуков этот лес, очень много здесь чудес.
Как в лесу тихо, он, наверное, и вправду волшебный.
- Ребята! А какие звуки можно услышать весной?
(ответы)
- А можно ли передать все эти звуки природы в музыке?
Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка.
Есть особенная музыка
В тихом плеске ручейка.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика.
И у нежного цветочка
Тоже музыка своя.
Фонопедическое упражнение «Весенние голоса»
Слышите, ветерок по верхушкам пролетел – «ууууууу»
Тучка вздохнула «ах-ах»
(показ.рукой и голосом низкие и высокие звуки)
Деревья зашумели, зашептали «ш – ш – ш »
по лесу побежал весенний ручеек
(болтают язычком).
Из под коры вылезли жуки
(жужжат Ж-Ж-Ж) и букашки
(З-З-З).
Вдруг под кучей старой листвы что-то зашуршало
(шур – шур), и вылез
маленький ежик
(сопят носиками).
И лес наполнился разными птичьими голосами
(подражают птичьему пению).
Вдруг всё успокоилось, и наступила тишина.
Вдруг раздается стук дятла
(фонограмма).
М. р. - Ребята, а это что за странный стук? Вы догадались? Да это же дятел шлет своим перелетным друзьям весеннюю телеграмму, приглашает их поскорее вернуться в родные места. Давайте ему поможем. Только чем мы можем постучать? Я предлагаю вам походить и поискать на полянке предметы – «морзянки», с помощью которых можно стучать.
Дети свободно двигаются по залу и ищут предметы (кубики, деревянные палочки, карандаши, стол и т. д.)
Музыкально – ритмическая игра «Весенняя телеграмма»
Дятел сел на толстый сук
Тук да тук
(стучат палочками)
Всем друзьям своим на юг
Тук да тук
(стучат палочками)
Телеграмму срочно шлет
Туки-туки-тук
(стучат палочками)
Что весна уже идет
Туки-туки-тук
(стучат палочками)
Что растаял снег вокруг
Туки-тук - туки-тук
(стучат палочками)
Что цветы цветут вокруг
Туки-тук-туки-тук
(стучат палочками)
Дятел зиму зимовал
Тук да тук
(стучат палочками)
В жарких странах не бывал
Тук да тук
(стучат палочками)
И понятно почему,
Скучно дятлу одному!
Тук-тук-туки-тук
(стучат палочками)
М. Р. - Услышали птицы нашу весеннюю телеграмму и запели свои песенки
(звучит запись голосов птиц), послушайте, как весело они распевают, радуются солнышку.
Звучание фонограммы «Голоса птиц» (показ слайда с птицами)
М. Р. – Давайте, и мы подпоем птицам: жаворонкам, соловьям и споем песню.
Но сначала мы разбудим наши горлышки и распоемся. “Достаем” наши очаровательные улыбки и поем!
Распевка «Эхо»
М. Р. - Дети, надо нам дальше отправляться. Впереди у нас горка, надо ее преодолеть.
(Наглядность - демонстрация) Сначала вверх зайти, а затем вниз спуститься. Давайте споем распевку «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» нежно, без напряжения.
(Я пою - напоминаю.) Приготовили ручки
Куда музыка идет, когда мы поем вот иду я вверх? Вот иду я вниз?
Слайд
Вот мы с вами на вершине горы, а здесь чей-то домик. Кто же здесь живет и песенку поет? Угадайте, что за песня в домике спряталась?
Педагог играет мелодию, дети узнают её, называют.
Звучит вступление, дети выходят в круг, исполняют знакомую песню
Песня «Песенка - чудесенка»
М. Р. Вот и горы одолели и вышли на полянку.
Слайд
Оглянитесь вокруг, какая красивая лесная полянка. Давайте отдохнем здесь.
- Понюхаем аромат весенних цветов. Вдох – выдох.
Дыхательная гимнастика «Цветок»
М. Р. Расцвели цветы, а на них сидят бабочки. Пройдите к цветам и присядьте возле них, а бабочку наденьте на пальчик.
Дети занимают места.
- Вы все знаете, что у каждой песни или мелодии есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной фразы есть начало и конец. Послушайте!
(звучит вальс) На начало музыкальной фразы бабочка взлетает, а на конец музыкальной фразы садится на цветок.
Чтобы услышать начало и конец музыкальной фразы, что нужно делать?
(Ответы детей)
Да, нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетала и садилась ваша бабочка.
Игровое упражнение «Музыкальный полёт»(Т.Рогаткина)
У каждого ребёнка на тыльной стороне ладони – бабочка, которая с помощью резиночки крепится на одном или нескольких пальцах. На ковре лежат бумажные цветы, на которые будут опускаться бабочки. Дети поднимают руку в начале музыкальной фразы и опускают на цветок в конце музыкальной фразы.
Вальс-шутка (музыка Д.Шостаковича)
Ну вот, ваши бабочки стали музыкальными.
А мы с вами знаем очень красивую музыку, под которую могут бабочки танцевать.
Танец «Вальс бабочек»
М. Р. - Молодцы. Мы справились с заданием. Ну, а как говорят в народе: сделал дело – гуляй смело! И поэтому…
Приглашаю детвору на веселую игру.
Игра «Дразнилка» (музыка С.Насауленко)
III. Заключительная часть. Рефлексия.
М. Р. - Наше путешествие подошло к концу. Весна нам показала, как звучит музыка природы.
Что самым интересным для тебя показалось? Скажите, а что-то новое вы сегодня узнали? А вам было трудно? А какое задание было самое трудное для вас?
Педагог: Давайте попрощаемся с вами.
М. Р. - Постойте, ребята, ведь наша Весна - волшебница. Вам, девчонки и мальчишки, непоседы-шалунишки подарить хочет цветы небывалой красоты! Чтоб увидеть их, сперва, нужно всем закрыть глаза!
(Дети закрывают глаза, а воспитательраскладывает цветы с приклеенными к ним конфетами) Раз! Два! Три!Четыре! Пять! Глазки можно открывать!
М. Р. - Вот это чудо! Посмотрите, какой нарядной стала полянка!А эти цветы не простые они с сюрпризом
Воспитатель: - Подходите! Подходите! И цветок себе возьмите!
М. Р. - Вы трудились не напрасно,
Все согласны? Да, согласны!
И с весёлым настроеньем
Мы выходим все из зала.
До свидания, ребята!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ООД для старшей группы по теме: Осень
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в волшебный мир музыкальных инструментов»
Конспект НОД в старшей группе «В гости к Домисольке»
Тематическое музыкальное занятие в ДОУ. Старшая группа
Похожие статьи:
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Как люди используют кожу и дерево
Конспекты занятий в старшей группе детского сада
Конспект музыкального познавательного занятия в детском саду в старшей группе. Музыка - сокровище небес
Конспект музыкального занятия в детском саду в старшей группе ко Дню прилёта птиц - 22 марта
Конспект музыкального занятия в детском саду для детей старшей группы на тему «Мир через спорт»