Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие в 4 классе. Наш край – ЯНАО

Внеклассное мероприятие в 4 классе "Наш край – ЯНАО на карте Родины"
План-конспект тематической линейки по краеведению "Наш край – ЯНАО на карте Родины"
Цель: Расширить представления детей о крае, в котором они живут, его растительном и животном мире, познакомить с жизнью и бытом коренных народов Севера.
Оборудование: физическая карта России, детские рисунки, иллюстрации и фотографии с изображением растений и животных тундры.
Ход занятия
Слово воспитателя.
Дороже нет родного края,
Где отчий дом, семья, друзья.
Его я славлю, воспеваю -
Ведь это родина моя!
Звучит песня в исполнении Игоря Корнилова «Ямал».
- О чём эта песня? (Эта песня о северном крае, о Ямале).
- А как называется страна, в которой мы живём? (Россия, Российская Федерация).
- В каком регионе России мы живём? (ЯНАО).

Слово воспитателя.
Мы живём в Ямало-Ненецком автономном округе, его часто в сокращённом варианте называют Ямалом. В переводе с ненецкого языка на русский слово «Ямал» означает «край земли».
- Посмотрите на карту, на которой изображён весь наш ЯНАО. Вот его граница. Это полуостров Ямал в автономном округе и именно в честь него появилось название ЯНАО.
А здесь живём мы.
- Как называется наш город? (г. Салехард).
(Определяем местонахождение города Салехарда на карте).

Сообщение воспитанника.
Сейчас Ямал - обжитая планета.
Везде, на всём - солёный пот труда :
Дремавший бесконечными веками,
Весь полуостров как бы вырос вдруг,
Был поднят над студёными волнами
Усилием весёлых юных рук.
Он был вчера похож на старика,
Но юношей расправил плечи ныне.
Сейчас Ямал не снежная пустыня -
Полюбите наш край наверняка!

Слово воспитателя.
Климат на Севере суровый. Зима длится до 8 месяцев. Морозы достигают минус 55 градусов. Частые ветры, метели, сильные снегопады. За короткое и прохладное лето поверхность тундры оттаивает на глубину всего 30 - 50 сантиметров. Это явление называют многолетней мерзлотой. Несмотря на суровые условия, природа сохранила свою неповторимую красоту и многообразие.
Наш край славится не только разнообразием растительного и животного мира, но и людьми.
- Каких коренных жителей Севера вы знаете? (Ненцы, ханты, селькупы)
- А где живут они? (В тундре, в чумах).
Чум - это северное жилище, покрытое шкурами оленя. На один чум требуется 70 - 80 шкур оленей. Чум перевозят на нартах. Нарты - это северная повозка, напоминает сани. Ездят на нартах и зимой и летом, запрягая в них оленей. Собирают и разбирают чум в основном женщины. Женщина ведёт хозяйство, она хранительница домашнего очага.
О ней судят по обшивке чума, одежде её детей, мужа и всех, кто носит вещи, изготовленные ею. А мужчины занимаются охотой, рыболовством. Главное занятие ненцев - оленеводство.
Оленей ненцы используют и как транспортное средство, незаменимое в условиях тундры. От оленей получают: пищу (мясо), одежду (шкуры) и жилище, для которого используют шкуры оленей. Олени питаются ягелем, лишайниками, зеленью кустарников, берёз, любят грибы. Грибы ненцами в пищу никогда не употреблялись. Заметив, что олени их очень любят, они не стали отнимать у них это вкусное яство, тем более, что грибной период в тундре длится несколько дней, да и не настолько их много, чтобы грибов хватило и людям, и оленям. Мы никогда не увидим человека тундры с ярким букетом полевых цветов, собирающего цветы неспелой морошки. И это объясняется вовсе не отсутствием у ненцев чувства прекрасного, а лишь подчёркивает их чуткое отношение к природе, боязнь разрушить первозданную красоту в окружающем мире.
- А трудно ли жить им в тундре? (Они привыкли к таким бытовым условиям, холоду. Спасает их от холода меховая одежда.)

Вопрос. Расскажи об одежде жителей тундры.
Дополнительный материал.
Одежда жителей тундры.
Зимнюю мужскую шубу - малицу - шьют мехом внутрь. Она надевается через голову и имеет широкий подол. К малице пришивают капюшон из мягких шкур молодых телят и рукавицы из более жёсткого камуса (так называют очень прочные шкуры с ног оленей ). Широкая малица не стесняет движений. Поверх малицы ненцы часто надевают накидку из сукна. Когда морозы особенно сильные, поверх малицы надевают ещё одну шубу, которую шьют мехом наружу. Зимнюю обувь - пимы - тоже шьют из камуса мехом наружу. В пимы надевают чулки мехом внутрь. В такой двуслойной меховой одежде можно даже спать на снегу. Женская зимняя шуба называется ягушка. Воротник ягушки украшают мехом песца, а саму шубу расшивают кусочками разноцветного меха и сукна. Мастерицы знают много традиционных узоров, например, «оленьи рога», «заячьи уши» и др. Секреты вышивания передаются от матери к дочери. Даже подстилка в люльке и детский конверт - одеяло для новорожденного шьют из мягкого оленьего меха.
- В конце марта проводится «Праздник народов Севера». Какова цель этого праздника? (Мы живём на Севере, поэтому должны знать быт и жизнь коренных народов Севера).

Физкультминутка.
Сотворчество воспитателя и детей. Создание картины Севера.
- Вы услышали рассказ о севере, а сейчас эту красивую картину Севера мы увидим на доске. А создавать мы её будем вместе. Я буду загадывать загадки, а рисунок - отгадку буду помещать на доску.
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдёт и всех разбудит. (Солнце)
Зимой и летом одним цветом? (Ель)
Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница)
Северное животное, которое питается ягелем? (Олень)
Олень от них убегает, а они не отстают. (Нарты)
Дом ненцев, хантов. (Чум)
• И в лесу, заметьте дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы филины и: (Совы)
• В дупле живёт да орешки грызёт. (Белка)
• Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках. (Заяц)
• Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её: (Лиса)
• Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
• По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает - иногда
Из мешка течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой: (Тучки)
• Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке. (Снежинки)
- Красивая получилась у нас картина?
- Наш край богат не только красивой природой, но и замечательными северными стихами.
В них поэты воспевают красоту северной природы.
Дети читают стихи о северном крае.

Подведение итогов.
Награждение участников мероприятия сладкими призами.

Используемая литература.
1. Северные родники /Автор - сост. Л. В. Фёдорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
2. Природа Ямало-Ненецкого автономного округа / Под ред. П 77 В. К. Рябицева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006.
3. Пасхальный С.П. Север, птицы, люди. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час по краеведению, 4 класс Конспект внеурочного занятия с презентацией, 4-6 класс. Буква В. Вокзал - ворота города Кейс "Дома и Дворцы города" для учащихся 4-6 классов Конспект занятия "История строительства города Комсомольска-на-Амуре" для учащихся 3-5 классов с пре
Беседа на тему «Что я знаю о профессиях», 4 класс | Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе с презентацией. Техника «папье – маше»
Опубликовано: 1170 дней назад (10 февраля 2021)
Просмотров: 820
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!