Конспект внеурочного занятия с презентацией, 4-6 класс. Буква В. Вокзал - ворота города
Конспект занятия по теме "Буква В. Вокзал - ворота города"
для учащихся 4-6 классов Общие сведения о первом занятии (2 часа). Тип - занятие сообщения и усвоения новых знаний, форма – беседа с практическими заданиями, экскурсия. Цель: познакомить учащихся с работой вокзалов города, их особенностями. Задачи:
- образовательные
- обеспечить в ходе занятия усвоение таких понятий как «железнодорожный вокзал», «автовокзал», «речной вокзал», «аэропорт», «диспетчер» и др.;
- познакомить учащихся с историей строительства вокзалов города, их функциями и ролью для транспортного развития города;
- развивающие
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся к развитию транспортной сети в городе;
- способствовать развитию фантазии учащихся через творческий мини-проект «Ворота города»;
- развивать умение выступать с устным сообщением, уметь задать во¬прос, корректно вести учебный диалог;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами дей¬ствий в ситуациях общения;
- воспитывающие
- содействовать воспитанию уважительного отношения к профессии железнодорожника, пилота, водителя и капитана. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, практическая работа. Оборудование: проектор, презентация «Ворота города», цветные карандаши, фломастеры, виды транспорта (картинки), картинки, отражающие особенности и работу разных видов вокзалов (рельсы, поезд, самолет, автобус, остановка и т.п.). Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Структура занятия:
Вводная часть, рефлексия, 5 мин.
Основная часть – теоретическая («мозговой штурм», прием «от близкого к далекому») с практическими заданиями, 10 мин.
Основная часть – практическая - творческий проект коллаж «Ворота города». Выполнение и защита. Показ презентации, 40 мин.
Динамическая пауза, 5 мин.
Практическая работа – выполнение индивидуального творческого проекта «Ворота города». Защита, 25 мин.
Подведение итогов, рефлексия, 5 мин.
Ход занятия (содержание занятия):
1. Вводная часть, настрой на занятие. Педагог приветствует ребят и спрашивает о сегодняшнем их настроении на занятии. Для этого у каждого на столах лежит конверт №1, в котором находятся три вида транспорта – вагончик, кораблик, самолет (приложение). Нужно выбрать тот вид транспорта, который ребенку больше понравился. Затем педагог объясняет: кто выбрал вагончик – будут сегодня внимательными на занятии, кто выбрал кораблик – будут аккуратно выполнять все задания, кто выбрал самолет – будут активными и помогать другим в трудностях. Педагог объявляет тему занятия: буква «В». Ребятам, как всегда, задается вопрос, что можно изучать на букву «В» в нашем городе. Ответов много, но в основном ребята отвечают – вокзал. Тема занятия «Ворота» города» 2. Основная часть – теоретическая. Используются задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность учащихся.
Прием: «мозговой штурм» - ребятам задается вопрос «Почему вокзалы называют воротами города?». С какими словами у вас ассоциируется слово «вокзал»? Заслушиваем ответы. Затем на экран выводится слайд с определением – вокзал - комплекс зданий и сооружений или одиночное здание, находящихся в пункте пассажирских перевозок путей сообщения (железнодорожных, водных, воздушных) (например, на станции, в порту, аэропорту), предназначенный для обслуживания пассажиров и обработки их багажа.
Прием «от близкого к далекому»: основное внимание нужно обратить на участие семей ребят в работе разных вокзалов, узнать, кто из близких родственников работает в этой сфере, куда ребята ездили или летали из нашего города и на каком виде транспорта, с какого вокзала и т.д. 3. Работа в группах – творческий проект создание коллажа «Ворота города». Время работы 20 минут.
Группа делится на четыре подгруппы, по количеству существующих в городе вокзалов. Каждой подгруппе выдается лист А3, клей, фломастеры. На общем столе раскладываются разные картинки (рельсы, река, вагон, иллюминаторы, труба, облака, взлетная полоса, разные виды транспорта, здания вокзалов, надписи вокзалов и т.п.). Ребятам нужно выбрать картинки, относящиеся к виду вокзала, коллаж которого подгруппа будет выполнять. Задача каждой подгруппы – создать коллаж вокзала, отобразив его особенности, функции и роль в транспортном развитии города.
Защита проектов. По ходу защиты проектов на экране показывается презентация «Вокзалы – «ворота» города» (приложение 3). 4. Практическая работа – выполнение индивидуального творческого проекта «Ворота города». Каждому учащемуся предлагается пофантазировать и нарисовать «Ворота» города. Главная задача проекта – создать ворота креативные, надежные, узнаваемые (в зависимости от вида вокзала). Каждый учащийся сам выбирает себе вид вокзала, для которого будет рисовать ворота. В конце работы группа пытается догадаться, какие ворота каждый нарисовал. Защита творческих проектов. 5. Подведение итогов. Выполнение кроссворда (приложение 2 - см. презентацию). 6. Рефлексия. Самооценка детьми результативности своей работы происходит при ответе на такие вопросы как:
- все ли у вас получилось на занятии, что вы задумывали?
- вы могли бы сделать лучше и если да, то, что для этого нужно?
- получили ли вы полезную информацию сегодня на занятии лично для себя?
Самооценка психологического состояния происходит при ответе детей на такие вопросы, как:
- были ли у вас трудности в выполнении задания?
- удавалось ли вам убедить своих товарищей в своей правоте?
- было ли у вас беспокойство, что задание не получится?
Общие сведения о втором занятии (2 часа):
тип – обобщение знаний, полученных на первом занятии; форма – экскурсия. Цель: знакомство учащихся с работой железнодорожного вокзала. Задачи: - образовательные: узнать о работе железнодорожного вокзала, функции железнодорожного транспорта в городе, о БАМе ;
- развивающие: развивать умение слушать, задавать корректные вопросы;
- воспитывающие: содействовать профориентации учащихся. Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, практическая работа.