Конспект внеурочного занятия для школьников 4-5 класса с презентацией по теме "Буква "Б" - библиотеки города"
Конспект занятия для школьников 4-5 класса по теме "Буква "Б" - библиотеки города"
Продолжаю публиковать мои конспекты занятий по авторской дополнительной программе "Азбука города" для учащихся 4-6 классов. Общие сведения о первом занятии: тип - занятие сообщения и усвоения новых знаний, форма – беседа с практическими заданиями. Цель: знакомство учащихся с работой библиотеки через мероприятие «Бенефис книги». Задачи:
- образовательные
- обеспечить в ходе занятия усвоение таких понятий как «библиотека», «история книги»;
- познакомить учащихся с историей создания первой городской библиотеки;
- познакомить учащихся с историей книги;
- развивающие
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся к книгам и работе библиотеки через создание собственной книжки-малышки;
- способствовать развитию фантазии учащихся через изготовление книжки-малышки;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами дей¬ствий в ситуациях общения;
- воспитывающие
- содействовать семейному воспитанию через совместную практическую работу родителей и детей при создании книжки-малышки «Моя семья»;
- содействовать воспитанию уважительного отношения к книге как к произведению искусства и литературы. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, практическая работа. Оборудование: презентация «Центральная городская библиотека им. Н. Островского», картинки к практическому заданию «История книги», материалы для создание книжки-малышки – заготовки для книжки-малышки, цветные карандаши, фломастеры, семейные фотографии. Методы обучения: словесные, наглядные, практические Структура занятия:
Этапы занятия.
Вводная часть, рефлексия, 5 мин.
Основная часть – теоретическая (презентация, викторина) с практическими заданиями, 20 мин.
Динамическая пауза, 5 мин.
Основная часть – практическая работа по началу создания книжки-малышки «Моя семья», 30 мин.
Подведение промежуточных итогов, рефлексия, 10 мин. Ход занятия (содержание занятия):
1. Вводная часть, рефлексия. Педагог приветствует ребят и спрашивает о сегодняшнем их настроении на занятии. Для этого у каждого на столах лежит конверт №1, в котором находятся три смайлика (приложение). Нужно поднять тот смайлик, которому сейчас соответствует настроение ребенка. Педагог выясняет причины плохого (если есть) настроения некоторых ребят и объявляет тему занятия: буква «Б». Ребятам, как всегда, задается вопрос, что можно изучать на букву «Б» в нашем городе. Ответов много, но в основном ребята отвечают – библиотека.
2. Основная часть – теоретическая. Используются задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность учащихся. Прием: «мозговой штурм» - ребятам задается вопрос «Что же такое библиотека?». С какими словами у вас ассоциируется слово «библиотека»? Заслушиваем ответы. Затем на экран выводится слайд №2 с определением – библиотека - это учреждение, организующее комплектование, хранение, общественное пользование произведений письменной культуры и печати и выполняющее информационные, образовательные, научно-исследовательские, методологические и издательские функции. Прием «от близкого к далекому»: основное внимание нужно обратить на личное участие ребят в библиотечном деле, задавая им такие вопросы как «Есть ли у вас дома библиотека?», «Какие книги в ней находятся?», «Какие книги вы читали?», «Какой жанр вы любите?», затем переходим к вопросам о школьной библиотеке, и уже позже к вопросам о городской библиотеке, например: «Записаны вы в библиотеку?», и т.д.
Показ презентации «Центральная городская библиотека им. Н. Островского», слайд №3.
В презентации несколько слайдов кратко и лаконично рассказывающих об истории создания библиотеки в городе, ее современном состоянии (отделы, количество книг в фонде и т.п.). Информации много, поэтому педагогу необходимо выбрать главную и доступную для возраста учащихся.
Слайд №4. «История библиотеки».
История городской библиотеки им. Н. Островского неразрывно связана с историей города юности. К концу 1933 г. Комсомольск представлял собой отдельные посёлки – островки из бараков, шалашей, разбросанных в сильно поредевшей заболоченной тайге. В начале 1934 г. развернулось комплексное строительство первого жилого квартала. Все дома здесь сооружались из деревянного бруса. И потому новый посёлок назвали Брусчаткой. 18 июня 1934 г. при клубе на Брусчатке открылась первая муниципальная библиотека.
Слайд №5. «Читатели и книги».
Первое время в библиотеке работали строители-комсомольцы. Тысячи томов книг присылалось в нашу библиотеку из Ленинграда и Москвы. Среди присланных книг – сочинения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. М. Горького и других писателей. Эти книги до наших дней не дошли. Это были, как правило, скромно оформленные издания на ломкой серой бумаге. И только документы хранят свидетельства о их существовании.
Среди первостроителей было много книголюбов. Страстный книголюб И. И. Егудин вспоминал, что в первый день приезда в город в 1938 г. первым делом разыскал городскую библиотеку и стал не только её другом, но и верным помощником. Библиотеке помогали многие читатели, горячо любящие книги. Некоторые из них, чтобы сделать книгу доступной каждому рабочему на самых отдалённых производственных участках, по своей инициативе организовывали библиотеки-передвижки.
В годы Великой Отечественной войны число читателей в библиотеке резко упало. Однако, книжные фонды библиотеки в годы войны значительно пополнились. Сюда были эвакуированы около трёх тыс. дублетных изданий ценнейших книг из библиотеки Московского университета им. М. В. Ломоносова, которые теперь ставли давно уже библиографической редкостью.
В послевоенные годы библиотека помогала получать образование, овладевать производственными профессиями комсомольчанам, вернувшимся с фронта; подросткам, вынужденным прервать учёбу в годы войны, чтобы заменить старших у станков.
Слайд №6. «Центральная городская библиотека им. Н. Островского».
В 1973 г. город подарил библиотеке новое типовое, единственное в то время на Дальнем Востоке, прекрасное трехэтажное здание, построенное по проекту Ленинградских архитекторов. Помещение рассчитано на 300 тыс. единиц хранения. Имеет три читальных зала, зал периодики, нотно-музыкальный салон, холл для выставочной работы, абонементы для обслуживания взрослых и юношества, лекционный зал на 120 посадочных мест.
В 1975 г. Центральная библиотека им. Н. Островского и семь муниципальных библиотек были объединены в Централизованную библиотечную систему с единым руководством, финансированием, книжным фондом. В 1997 г. была проведена дальнейшая реорганизация, в результате которой произошло слияние взрослых и детских библиотек в единую централизованную библиотечную систему.
Сегодня муниципальное учреждение культуры «Городская централизованная библиотека» объединяет 12 библиотек во главе с Центральной городской библиотекой им. Н. Островского.
Сегодня книжный фонд библиотеки насчитывает свыше полумиллиона экземпляров документов, в т. ч. около 200 тыс. периодических изданий, свыше пяти тыс. специальных видов материалов (нотных, аудиовизуальных, электронных), около 400 названий книг на иностранных языках, подаренных Аляской.
Слайд №7. Памятник Николаю Островскому.
Установлен 16 ноября 1990 года на Площади Центральной городской библиотеки им. Н Островского. Скульптор В. Старожук. г.Ленинград.
Еще во время проектирования здания Центральной библиотеки им. Н.Островского на прилегающей к библиотеке площади задумывалось сооружение памятного знака писателю Николаю Островскому. Этот замысел рассматривался как дань памяти первостроителям, которых в те героические годы вдохновлял образ Павла Корчагина. В 30-х годах было время небывалого энтузиазма. И это время одухотворено писательским и личным подвигом Николая Островского. Не случайно в 1936 году первой библиотеке города было присвоено имя Н. Островского. В 1982 г. Комсомольск-на-Амуре отмечал свой 50-летний юбилей. В плане праздничных мероприятий была и установка па¬мятника Н. Островскому. В 1982 году памятный знак был выполнен ленинградским скульптором В. Старожук в соответствии с заказом гориспол¬кома. Но так как все средства, отпущенные на установку па¬мятного знака, были израсходованы на юбилейные торжества, его смогли установить только спустя несколько лет. В июне 1988 года первостроители города и горком ВЛКСМ обратились к жителям города с предложением объявить строительство аллеи и площади Н. Островского всенародной стройкой и каждому комсомольчанину внести свою лепту. Было собрано 88.300 рублей. Из них: животноводческим комп¬лексом «Дземгинский» — 25 тысяч, сернокислотным заводом — 30 тысяч. Остальные средства внесли горожане. 16 ноября 1990 года скульптура, выполненная из меди, высотой 3,80 м была установлена около библиотеки им. Н. Ос-тровского (новое здание библиотеки построено в 1973 году). Высота постамента, облицованного красным мрамором, — 4 метра. 3. Динамическая пауза. Так как тема библиотека и книги, то можно провести разминку по аналогии игры «Море волнуется раз», только говорить: «Книгу читаем - раз, книгу читаем – два, книгу читаем – три, сказочная фигура замри».
4. Слайд №8. Практическая работа «История книги». Так как главное «действующее лицо» в библиотеке – это книга, то ребятам можно показать историю создания книги: от дощечек до современной электронной книги.
Задание: группа делится на подгруппы и каждой подгруппе выдается картинка книги – от древних до современных (приложение). Задача подгрупп правильно разложить книги по мере их появления на свет. Когда все разложено, то педагог рассказывает немного про каждый вид книги (приложение)
Ответ: «человек-книга» - «узелковое письмо» - «петроглифы» - «книги-плитки» (из глины) - «книги-ленты» (из папируса) – «книги из воска» (восковые дощечки) – «книги из кожи» (из пергамента) – «берестяная книга» - «книги из бумаги» - «электронная книга».
5. Основная часть – практическая работа по началу создания книжки-малышки «Моя семья».
Теперь ребятам предлагается сделать свою книжку-малышку «Моя семья». Каждому ребенку выдается заготовка книжки (приложение). Ребята ее сгибают, приклеивают название, раскрашивают.
6. Подведение итогов, рефлексия. Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы. Для этого каждому ребенку задаются вопросы: запишитесь ли вы в библиотеку? С удовольствием ли ты сегодня работал? Какому смайлику соответствует сейчас твое настроение?
7. Домашнее задание. У родителей узнать имена своих бабушек, дедушек. Совместно с родителями доделать дома книжку-малышку «Моя семья».
Общие сведения о втором занятии: тип - применение полученных знаний и навыков, форма – бенефис книги. Цель: знакомство учащихся с такой формой работы на занятии как бенефис. Задачи:
- образовательные
- обеспечить в ходе занятия усвоение такого понятия как «бенефис»;
- развивающие
- развивать умение выступать с устным сообщением, уметь задать во¬прос, корректно вести учебный диалог;
- воспитывающие
- содействовать воспитанию уважительного отношения к своим одноклассникам. Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, практическая работа. Оборудование: книжки-малышки «Моя семья» у каждого учащегося. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Структура занятия:
Этапы занятия.
Вводная часть, 3 мин.
«Бенефис книги» - рассказ каждым учащимся о своей книге и о семье, 30 мин.
Динамическая пауза, 5 мин.
«Бенефис книги» - рассказ каждым учащимся о своей книге и о семье (продолжение), 30 мин.
Подведение итогов. Поощрение самых, самых, 5 мин.
Ход занятия.
Педагог объявляет учащегося, бенефис книги которого состоится. Каждый учащийся следует плану:
1. Представится.
2. Назвать свою книжку-малышку.
3. Показать ее группе.
4. Рассказать о своей семье: сколько человек, как зовут родителей, где работают, чем увлекаются, есть ли семейные традиции и обычаи, есть ли домашние питомцы.
Когда часть учащихся представят свои книги, нужна динамическая пауза «Книгу читаем раз…»
Продолжение бенефисов.
Подведение итогов и рефлексия. Голосованием выявляется лучшая книжка-малышка и дарятся подарки.
Приложение
История книги
Презентация на тему: Буква «Б» – библиотека как источник информации