Мероприятие ко Дню земли для младших школьников. Экологический квест для начальной школы ко Дню Земли "Цвети, Земля!"
1. Тема воспитательного мероприятия: «Цвети, Земля!» Тематическое направление: экологическое воспитание.
Актуальность. Сложившаяся в мире экологическая ситуация требует изменений в мышлении и деятельности человечества. На современном этапе развития общества особенно актуальной является проблема формирования экологического сознания и культуры личности. Важное место в экологическом воспитании отводится начальной школе как звену становления личности, поскольку именно от природоохранного опыта младших школьников будет зависеть их деятельность в природе в будущем, а также умение предусматривать последствия своего поведения в окружающем мире.
2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: обучающиеся 3 – 4 классов (9-11 лет).
3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя. Экологическая квест-игра «Цвети, земля!» может занимать место в плане воспитательной работы классного руководителя в последнюю неделю апреля и проводиться в преддверии праздника «Международный день Земли» (22 апреля). Также данное мероприятие может входить в план работы детского природоохранного социально-образовательного объединения «Эколята», главной целью которого является формирование у обучающихся начальных классов «экологической культуры и культуры природолюбия».
4. Цель, задачи, планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цель: воспитание экологической культуры детей, формирование экологически-грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Задачи:
образовательная: расширить и углубить природоведческие знания обучающихся;
воспитательная: воспитывать любовь, гуманное отношение к природе, привлечь внимание детей к проблемам охраны окружающей среды;
развивающая: предоставить каждому обучающемуся возможность для реализации своего творческого и интеллектуального потенциала.
Планируемые результаты:
личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания, обладающая знаниями экологических законов и владеющая экологической культурой;
социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием, соблюдающая нравственные принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность.
5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора. Мероприятие «Цвети, Земля!» составлено в форме экологической квест-игры. Эффективность игры как формы воспитательной деятельности отмечали такие известные педагоги как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили. Игровая технология и сейчас является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе, так как создает у детей положительный эмоциональный настрой, развивает познавательную способность, наблюдательность, сообразительность, любознательность, развивает самостоятельность и мышление. На этапе подготовки и в процессе игры обучающиеся учатся взаимодействовать в коллективе, работать сообща.
Квест – сравнительно новая технология в образовательном процессе, которая предполагает самостоятельный поиск участниками решения возникающих проблем, нацеливает их на поиск новых, творческих решений. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым для всех участников образовательных отношений.
6. Педагогические технологии, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов. В основе воспитательного мероприятия: «Цвети, Земля!» лежат игровая и квест-технологии. Также для достижения планируемых результатов нами были использованы такие формы игрового взаимодействия как викторина, кроссворд, разгадывание ребусов, инсценировка.
7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия.
На подготовительном этапе ответственный за проведение мероприятия класс вместе с классным руководителем разучивают стихи, изготавливают маршрутные листы и карточки с западным и восточным полушариями Земли, жетоны-цветы. Четверо обучающихся вместе с родителями готовят костюмы цветов, разучивают тексты для выступлений, остальные распределяют роли организаторов станций. Классы-участники игры заранее формируют состав команд, выбирают капитанов, придумывают вместе с классными руководителями названия, девизы и эмблемы своих команд.
На основном этапе обучающиеся оформляют кабинет, надевают костюмы, приглашают участников в кабинет. Организаторы расходятся по станциям и вместе с классным руководителем проводят игру.
На заключительном этапе ответственный класс вместе с классным руководителем проводят анализ проведённого мероприятия с целью выявления положительных и отрицательных моментов в его подготовке и проведении. Остальные классы также проводят рефлексию, по возможности разбирают наиболее сложные задания квеста.
8. Рекомендации по использованию методической разработки в практике классных руководителей. Данная воспитательная разработка может использоваться классными руководителями 3-4 классов как в первоначальном виде, так и добавлением или заменой станций. Для обучающихся 1-2 класса можно упростить задания и к каждой команде прикрепить по одному помощнику-наставнику (в качестве таких помощников могут выступать учащиеся 4 класса). При условии усложнения заданий данная методическая разработка может использоваться классным руководителем или учителем биологии в 5 и 6 классах.
Данную методическую разработку можно переработать из квеста в игру-соревнование, действие мероприятия, таким образом, будет проходить в пределах одного кабинета. Если класс большой по численности, можно разделить детей на группы и проводить данную игру в одном классе. Особенно это актуально в настоящее время, так как обучающимся в период пандемии запрещено общаться с ребятами из других классов, а воспитательная работа должна вестись непрерывно.
Ход мероприятия
Команды построены в классе на линейку. Звучит музыка, к доске на передний план выходит ученица с глобусом в руках, на заднем плане выстраиваются ученики.
Ученица. Смотрю на глобус – шар земной,
и вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне Материки :
Ученики. «Ты береги нас, береги!»
Ученица. В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза
И тихо просят Родники:
Ученики. «Ты береги нас, береги!»
Ученица. Грустит глубокая Река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ученик. «Ты береги нас, береги!»
Ученица. Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Ученик 1. Иди к Земле хорошим другом,
Ученик 2. Ее защитником иди,
Ученик 3. Чтоб только – пенье птиц над лугом.
Все. Прошу тебя: «Земля, Цвети!»
Учитель. Добрый день, уважаемые гости, ребята! Все мы – жители одного большого дома под названием Земля. 22 апреля люди всех стран отмечают Международный День Земли. Сегодня мы собрались, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Но чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать.
Итак, приветствую вас на экологической квест-игре «Цвети, Земля!».
Учитель. Пришло время представить уважаемое жюри. (Представление жюри).
Учитель. Ребята, этот класс – отправная точка квеста, сюда обе команды должны вернуться в конце квеста для подведения итогов. Вместе с маршрутными листами команда _______________получает карточку с контурами восточного, а команда____________– с контурами западного полушарий Земли. На каждой станции команда получает жетоны, которые организаторы наклеивают на макеты Земли. В конце игры та команда, у которой будет больше цветов на Земле, станет победителем.
Учитель. Станция №1 «Давайте познакомимся» находится в этом кабинете, далее вы будете двигаться согласно своим маршрутным листам.
Станция №1 «Давайте познакомимся»
Учитель. На этапе подготовки к игре, каждой команде было дано задание придумать название, девиз, эмблему команды, а также выбрать капитана. В этом конкурсе капитаны представляют свои команды, а жюри оценивает презентацию по трем критериям: соответствие теме игры, оригинальность, сплочённость команды. По каждому критерию жюри может дать по одному жетону, максимум в этом конкурсе – 3 жетона.
(Команды проводят презентацию)
Учитель. Молодцы, ребята! Обе команды придумали оригинальные названия и показали себя как дружные, сплоченные коллективы.
Капитаны команд, получите свои маршрутные листы и карточки с макетами Земли.
Помните, что двигаться нужно согласно маршрутному листу. Менять местами станции нельзя! Время пребывания на станции – 5 минут. Желаю удачи!
Станция №2. «Цветик-семицветик»
Организатор. В этом конкурсе капитанам команд вручаются конверты с буквами. Из букв нужно собрать название 2-х цветов, занесенных в Красную книгу. Время на составление - 4 минуты. За каждый правильный ответ команда получает жетон, дополнительный жетон можно получить за скорость.
(Команды выполняют задание)
Ответы: Подснежник, ландыш. Кувшинка, колокольчик.
Станция №3 «Экологический кроссворд»
Организатор. Каждая команда получит кроссворд, на разгадывание которого даётся 4 минуты. За каждое правильно отгаданное слово команда получает жетон, за скорость можно получить дополнительный жетон.
(Команды разгадывают кроссворд).
Вопросы:
1. Живая оболочка нашей планеты. (Биосфера)
2. Различные отходы бытовой и производственной деятельности человека. (Мусор)
3. Наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (Экология)
4. Хищник из семейства кошек, «амурский» занесён в Красную книгу. (Тигр)
5. Учреждение для содержания животных в неволе с целью их демонстрации, сохранения, воспроизводства и изучения, в том числе и научного (Зоопарк).
6. Участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. Как правило, как правило закрытый для посещения туристами. (Заповедник)
7. Бурый, белый или гризли. (Медведь)
Станция №4 «Капитанская»
Организатор. В первом конкурсе капитаны разыгрывают жетон для своей команды. Жетон закреплён на середине нитки, концы нитки привязаны к карандашам. По команде капитанам нужно намотать свою часть нитки на карандаш. Тот, кто быстрее дойдёт до жетона, получает его.
(Капитаны разыгрывают жетон)
Организатор. Во втором конкурсе важны ваши знания, а также скорость и реакция. Если знаете ответ, поднимите руку! Команда, чей капитан даст большее количество правильных ответов, получает жетон.
1. Они откладывают яйца и покрыты перьями. Большинство из них умеют летать. (Птицы)
2. Они живут в воде и покрыты чешуей. Дышать могут только под водой. (Рыбы)
3. Они обладают крыльями и тремя парами ног. (Насекомые)
4. Они кормят своих детей молоком. Обычно их тело покрыто шерстью. (Млекопитающие)
5. Как называется нос птицы? (Клюв)
6. Назовите ребёнка кошки. (Котёнок)
7. Как называется курица мужского рода. (Петух)
8. Как называют людей, которые причиняют вред диким животным? (Браконьеры).
9. Как называется безводная песчаная местность. (Пустыня)
10. Как по-другому называют бегемота. (Гиппопотам)
11. Кого называют царём зверей? (Льва)
Станция №5. «Экосказка»
Организатор. В этом конкурсе командам необходимо составить логическую сказку, указав правильную последовательность предложений. Если команда выполнила задание без ошибок, то получает 3 жетона, если допустила 1-2 ошибки – то 2 жетона, если 3-4 ошибки – то 1 жетон. Если команда ошиблась больше 4 раз, то за этот конкурс она не получает жетонов. За скорость можно получить дополнительный жетон.
1. Филин обиделся и улетел в другой лес.
2. Мыши стали поедать соты и разорили ульи.
3. Пришлось мужику мириться с филином.
4. Не стало пчёл – не опыляются травы, урожайность их понизилась.
5. Худо стало мужику без мёда и молока.
6. Не стало филина – расплодились мыши.
7. Мало стало травы – корова не даёт молока.
8. Мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»
Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3.
(Резерв: если остаётся время, можно разыграть сказку).
Станция №6. «Ребусология»
Организатор. Как известно, животные могут питаться растениями или другими животными. Все они между собой связаны в цепи питания. Командам необходимо разгадать цепи питания, где каждый элемент цепи зашифрован с помощью ребуса. На выполнение задания отводится 4 минуты. За каждую разгаданную цепь даётся 1 жетон, за скорость также можно получить 1 жетон.
После прохождения всех станций команды возвращаются в кабинет – отправную точку квеста.
Учитель. Пока жюри подводит итоги квест-игры, встречайте гостей.
Выступление подснежника, ландыша, кувшинки и колокольчика (выходят дети в костюмах цветов).
Подснежник. Привет! Я первый подснежник! Показавшись из-под снега, я в первый раз увидел всю красоту пробуждающейся от зимнего сна природы. Я видел, как набухали почки, как в листву одевались деревья, как лед таял на реке.
Оглянувшись назад, я заметил своих братьев, таких же белых цветков, как и я. Мы были самыми красивыми и ароматными цветами в тот первый весенний денек! К сожалению, наша красота привлекает к себе не очень хороших людей: нас рвут прохожие, любители весенних прогулок по лесу, а еще алчные торговцы, спешащие подзаработать на весенних первоцветах. Именно поэтому с 1981 подснежник находится под охраной, и большинство видов занесено в Красную книгу.
Ландыш. Здравствуйте! Я – ландыш, скромный и милый цветок, воспетый поэтами и музыкантами, овеянный легендами, уважаемый медиками, непременно ассоциируюсь с маем. Мои маленькие изящные цветочки не оставляют равнодушными, белоснежные чашечки, жемчугом рассыпанные среди тёмной зелени листьев, притягивают взгляд. Несмотря на мою невинную красоту, мои листья, цветы, стебли и даже корни - все ядовито. Но при этом я одновременно и очень полезное растение. Из ядовитого сока цветков ландыша делают лекарства. В мае во время цветения ландыша в каждом городе начинается торговля букетиками этих цветов. Не покупайте нас, ведь мы занесены в Красную книгу!
Кувшинка. Добрый день, меня зовут Кувшинка белая, в народе меня часто зовут водяной лилией. Люди считают, что я обладаю удивительной красотой: в воде плавают темно-зеленые листья в виде сердца, а в центре расположен крупный снежно белый цветок с нежным приятным ароматом. Есть даже легенда, что когда мы прячемся под воду, то превращаемся в русалок, а утром прекрасные русалки опять становятся цветками.
В связи с экологическими проблемами этот удивительный цветок исчезает. Водяная лилия предпочитает расти в тихих водах. Из-за того, что почти все пруды загрязнены и пересыхают, белая кувшинка встречается все реже, поэтому цветок находится под охраной и занесен в Красную книгу во многих странах мира.
Колокольчик. Здравствуйте! Мое имя – колокольчик, меня зовут так не случайно: в древности считалось, что мои цветки очень похожи на те колокольчики, которые носили странствующие монахи у себя на груди. Несмотря на красоту, я совершенно не гожусь для букетов, так как сорванный, мгновенно увядаю и даже поставленный в воду, уже не восстанавливаюсь. Губительно на мне сказываются не только собирание букетов, но и вырубка лесов.
К сожалению, этот красивый лесной житель встречается в наших лесах все реже и реже, колокольчик - это исчезающий вид, который занесен в Красную книгу.
Учитель. Жюри подвело итоги прошедших конкурсов и готово озвучить результаты игры.
(Жюри подсчитывает жетоны на карточках, объявляет результаты игры, командам вручаются медали за 1 и 2 место)
Учитель. Посмотрите, какой нарядной, красивой, жизнерадостной стала планета! Попробуем сделать все, чтобы она стала такой в реальной жизни. Мы – спасители и хранители нашего огромного дома под названием «Земля». Все в наших руках.
Чтец 1. Красив наряд родной планеты
Прекрасны горы и моря.
Но я люблю леса родные:
Березы, сосны, тополя.
Красив наряд родной планеты.
Но где найдешь прохладу летом?
Где ягод кузов наберешь?
Где полной грудью ты вдохнешь
Смолистый аромат сосны?
Медовый запах чудной липы?
Где трель услышишь соловья
И тишину?.. – спрошу вас я.
Чтец 2. Берегите Землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающего в жите,
Берегите Землю! Берегите!
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие ко Дню земли в начальной школе, 3-4 класс
Игра - путешествие по станциям для учащихся 4 класса на День Земли
Экологическая игра на День Земли по окружающему миру в 4 классе
Конкурсы ко Дню земли в начальной школе. Сценарий
Похожие статьи:
Стихотворение о земле для детей, 2-4 класс