Экологический проект «Оставьте ёлочку в лесу!». Средняя группа
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Участники: дети (4-5 лет), воспитатели, родители.
Актуальность проекта:
Новый год! Прекрасный, весёлый и радостный праздник. Ну, а какой же Новый год без красавицы ёлки! И едут люди в лес, чтобы срубить и привезти домой это лесное чудо.
Росла ёлочка в лесу 5-7 лет, а порой и больше, и в одночасье стала украшением праздника. Но недолго красовалась она и приносила людям радость. Через неделю стали осыпаться иголки, сохнуть ветки, и её выбросили на свалку. После праздника в мусорных контейнерах и во дворах сложены кучи ёлок. А ведь это наше богатство, наше здоровье, наша красота.
Детям необходимо донести, что ель живая. Значение ели велико для всех диких животных, птиц, насекомых, других растений. Вырубая ели, человек наносит непоправимый вред природе и, конечно же, себе. Ведь человек является неотъемлемой частью самой природы.
Проблема: каким образом предотвратить вырубку молодых елей под Новый год?
Цель проекта: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к природным богатствам родного края.
Задачи проекта:
• формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе;
• развивать познавательный интерес к миру природы;
• развивать умение правильно взаимодействовать с природой;
• способствовать развитию творческих способностей, воображению детей;
• воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении: на участке, в лесу;
• способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.
Ожидаемые результаты проекта:
• получение знаний об экологической роли ели;
• выставка работ «Наша ёлочка», «Ёлочка желаний», «Новогодняя ёлочка»,
«С Новым Годом!».
• создание плакатов родителями совместно с детьми «Оставьте ёлочку в лесу!»;
• разрушение стереотипа, что празднование Нового года не обходится без украшенной «живой» ёлки - её можно заменить искусственной;
• развить творческие способности детей.
Продукты проекта:
• коллективная работа «Ёлочка желаний»;
• создание плакатов родителями совместно с детьми «Оставьте ёлочку в лесу!»;
• аппликация «Новогодняя ёлочка»;
• открытка для родителей «С Новым Годом!»;
• результаты опрос «Какая ёлочка в Вашем доме?» после проведения консультаций для родителей.
Этапы создания проекта:
1 этап. Подготовительный.
• подбор методической и художественной литературы по теме;
• разработка форм воспитательной работы с детьми;
• взаимодействие педагогов с родителями по вопросам формирования начал экологического воспитания у детей.
2 этап. Основной.
Беседы
«Ёлка –это чей-то дом!»,
«Как мы можем спасти ёлочку»,
«Рождение ёлочки».
Наблюдения
Наблюдение 1. «Как узнать ель?»
Наблюдение 2. «Какие у ели иголки?»
Наблюдение 3 «Сравнение живой и искусственной ели».
Чтение художественной литературы
Сказки:
• М. Шкурина «Сказка про ёлочку»
• Сказка «Одинокая елочка»
• Сказка про ёлочку, которую не срубили.
Стихотворения:
• И. Токмакова «Живи, ёлочка!»,
• «Ёлочка душистая, ёлочка пушистая»
• «Елочка»
• «Наша елка»
• С. Михалков «В снегу стояла елочка»
Чтение и отгадывание загадок про ель.
Составление творческого рассказа «Сказка про елку»
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «К нам гости пришли», «Прогулки в лес», «Отдых в лесу».
Дидактические игры: «Один-много», «Собери елку», «Третий лишний», «Найди самую высокую елку», «Сделаем бусы на елку».
Подвижные игры: «Раз, два, три к ёлочке беги», «Мы по лесу ходили и деревья находили».
Игровые упражнения: «Как шишка потеряла свое семечко», «На кого похожа елочка».
Музыкальная деятельность
Прослушивание песен:
• «Песенка о ёлочке»
(слова: Шаферан И., музыка: Фельцман О.),
• «Ёлочка – зелёная иголочка»
(Стихи И. Векшегонова, музыка О. Компанейца);
• «Елка»
(Стихи О. Высотской, музыка М. Раухвергера);
• «Наша елка»
(Автор: С. Степанова).
Художественное творчество
Рисование «Наша ёлочка».
Создание коллективной работы
(рисование с элементами аппликации) «Ёлочка желаний»
Аппликация «Новогодняя ёлочка».
Создание открытки «С Новым Годом!».
Труд
Украшение искусственной ёлочки в группе к празднику.
[
b]Работа с родителями[/b]
Опрос «Какая ёлочка в Вашем доме?»
Создание плакатов «Оставьте ёлочку в лесу!»
Консультации «Не рубите ёлки!», «Как выбрать искусственную новогоднюю елку?» «Меры пожарной безопасности при устройстве новогодней елки».
3 этап. Заключительный
• Создание выставки работ.
• Вручение родителям открыток.
• Положительный эмоциональный настрой детей и их родителей.
• Сотрудничество педагогов с родителями.
Результаты проекта:
1. Сформировалось умение наблюдать за окружающей нас природой.
2. Расширились знания детей о еловом лесе.
3. Сформировалось чувство бережного отношения к природе.
4. Совместно с родителями созданы плакаты «Оставьте ёлочку в лесу!».
Выводы:
В результате проведенной работы я отметила:
• повышение уровня экологической культуры не только воспитанников, а также родителей детей.
• развитие у детей интереса к представителям растительного мира – хвойным деревьям.
• активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Данный проект поспособствовал к размышлению – стоит ли рубить зеленую красавицу ради новогодних праздников. Помог ответить на вопросы: зачем нужны ели, как мы можем спасти ёлочку, как узнать ель, какие у ели иголки. Проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Перед реализацией проекта и после, мною был проведён опрос среди родителей группы. Я попросила их ответить на вопрос: какую ель они собираются наряжать в преддверье Нового года «живую» или «искусственную».
Результаты опроса:
До реализации проекта Живая елочка Количество семей 8
Искусственная елочка Количество семей 8
После реализации проекта Живая елочка Количество семей 4
Искусственная елочка Количество семей 12
Таким образом, можно сделать вывод, что 4 семьи пересмотрели свое решение в пользу сохранения елочки – природного богатства в пользу искусственной ели. Это решение очень радует нас, значит, проделанная работа не прошла зря.
Подводя итоги своей работы, я могу сделать вывод: мы добились поставленной цели, воспитанники узнали много нового и интересного о зеленой красавице, об ее значении в природе и жизни человека. Считаю, что и ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения елей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Беседы
«Ёлочка – это чей-то дом!»
Лесная красавица для птиц и зверей
Т. Г. Сальникова
Любят все люди красавицу ёлку,
Праздники с ней не проходят без толку.
Радует ёлка, огнями сверкая,
Но все мы о лесе всегда забываем.
Ёлку срубили наши соседи,
Но где же построят берлогу медведи?
Под ней они спали в зимнюю стужу
И лучше, чем ёлочка дом им не нужен.
Где же теперь будет прятаться зайчик,
Вьюжной зимой от лисы убегая.
А ёлочке рад только маленький мальчик,
В колких иголках в игрушки играя.
Уже не появятся домики-гнёзда
У белок, что жили всегда в этих соснах.
Не жалко ли вам красногрудых клестов,
Что в зимнюю стужу выводят птенцов.
Давайте же будем немного добрей
И праздник устроим для птиц и зверей.
Пусть ёлочка радует их круглый год,
А к людям другая пусть ёлка придёт!
Зелёная тоже, пушистее даже,
Но пользы от этого больше в два раза.
Никто не обижен, ведь праздник всем нужен,
А он с такой ёлочкой будет не хуже!
«Рождение ёлочки»
Растёт ель медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шика ели
(показ). Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек.
Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить». Как вы понимаете эту поговорку?
(Ответы детей).
Вместо листьев у ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок?
Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель.
Польза
Ель – верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.
Целебные свойства ели просто чудесны! Ели обладает лечебными свойствами - семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни.
Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух?
(Ответы детей). Ель очень хорошо очищает воздух.
Экология
И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат ели. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.
В наше время многие люди во время новогодних праздников отказываются от использования живых елей. Вместо живых деревьев используют искусственные, сделанные человеком деревца. Или же наряжают живые деревья, но не срубленные, а посаженные в горшки. Во время праздника такие ели стоят в домах наряженные, а после того, как праздничные дни заканчиваются, с этих деревьев снимают игрушки и высаживают из горшков в парках, во дворах, на улицах.
Наблюдения
Наблюдение 1.«Как узнать ель?»
Цель. Рассмотреть ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки отличающие ее от других деревьев.
Ели – высокие могучие деревья. Достигают 10 метров высоты. Растут очень медленно, но живут долго – 500 – 600 лет.
Ветви и стволы елей - смолистые, зеленовато – серого цвета. Про ель, как и про сосну, говорят: «Зимой и летом одним цветом» Хвоинки не опадают с него 5-7 лет.
Наблюдение 2. «Какие у ели иголки?»
Цель. Провести наблюдение, чтобы все дети увидели, что все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно – зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают если дотрагиваться
Наблюдение 3 «Сравнение живой и искусственной ели».
Цель. Уточнить с детьми отличие натуральной ели от игрушки
(живая ель растет на участке: кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы); у нее нет корней, она не растет; с нею можно играть, ее можно украшать игрушками.
Чтение художественной литературы
Сказки
Мария Шкурина «Сказка про ёлочку»
Жила-была маленькая ёлочка. Она, как и все ёлочки, жила в лесу. Была наша ёлочка зелёная и пушистая. Росла она на полянке и очень радовала своей красотой разных лесных зверушек.
Пришла зима. Белый снежок засыпал ёлочку, и стала она ещё пушистей, ещё нарядней, как будто оделась в тёплую меховую шубку. Целый день веселилась лесная детвора: зайчата, бельчата, лосята, синички и снегири на полянке, около ёлочки. Как-то раз послышались в лесу чьи-то шаги, звери в испуге бросились кто куда и затаились. Вскоре на полянку вышли папа и трое деток: две девочки и мальчик.
- Папа, папа, посмотри какая ёлочка! Как раз то, что нам нужно! – радостно закричали старшие дети и потянули папу за рукав.
- И, правда, — ответил папа, — запомним эту полянку и придём завтра с топором, чтобы срубить ёлочку. Нарядим её получше, и украсит она наш дом к празднику.
Старшие дети обрадовались, а младшая девочка вдруг начала плакать:
- Папа, папа, не надо рубить ёлочку, — всхлипывала она, — Она такая красивая, такая пушистая, жалко мне её рубить.
- Ну, а как же мы без ёлки на Новый Год? – спросил папа.
- Папочка, давайте купим искусственную. Я в магазине видела. А эту оставим для зайчиков и белочек. Им же тоже нужна ёлочка на праздник.
Папа внимательно посмотрел на неё, а затем улыбнулся и сказал:
- Ты права, жалко ёлочку. Пропадёт она у нас дома, в тепле. А здесь сможет ёлочка ещё расти много-много лет и всех радовать.
На том и порешили, а затем ушли домой. Только вот на следующий день снова раздались шаги в лесу. Испугались лесные зверушки. Неужели люди передумали и идут рубить ёлочку? Видят, что опять выходят на полянку тот же папа и дети. Но в руках у них не топор, а огромная коробка. А в коробке чего только нет! И шары, и золотые шишки, и мягкие игрушки, и бусы! Стали они украшать ёлочку. На макушку надели большую и блестящую красную звезду. А под ёлочку положили подарки для лесных зверушек: морковку, яблочки, орехи, зёрнышки и сено.
- Красивая у нас ёлочка получилась! – сказал папа, — Хорошо мы придумали. Ну а теперь идёмте домой, надо торопиться, а то не успеем в магазин за ёлкой.
Ушли они, а зайчата, бельчата, лосята и другие лесные зверята выскочили на полянку. Стали они угощаться дарами, а затем водить хороводы вокруг ёлочки. А ёлочка-то такая красивая, такая нарядная! Стоит, радуется, своим друзьям улыбается. Наконец-то и у них, у зверят лесных настоящий новогодний праздник! Так им весело, так хорошо, что они даже песенку запели. Вот такую:
Мы весёлые зверята:
Зайки, белочки, лосята.
Стали дружно в хоровод,
Чтобы встретить Новый Год.
Будем весело плясать,
Будем песни распевать
Будем все мы очень дружно
В лесу праздник отмечать.
Сказка «Одинокая елочка»
На лесной опушке росла ёлочка. Уж так случилось, что рядом с ней ни росло ни одно дерево. Загрустила ёлочка, очень ей хотелось иметь друзей. Она видела, как дружные белочки, запасают орешки на зиму:"Им весело вместе" - думала ёлочка. Иногда к ней прибегали зайчата, чтобы спрятаться под пушистыми веточками от лисицы.
Вот однажды около ёлочки остановился охотник, осмотрел он её со всех сторон и говорит:" Пушистая красавица, как будет здорово привезти сюда детишек в новогоднюю ночь, нарядить ёлочку, поводить возле неё хоровод и загадать около неё желание".
Отдохнув, охотник ушёл и ёлочка снова осталась одна.
Месяцы пролетали друг за другом и вот пришла зима. Все зверушки попрятались по норкам. Шёл снежок и укутывал ёлочку белым пушистым одеялом. Ёлочка вспомнила мысли охотника и тоже подумала:" Раз люди загадывают желание в новогоднюю ночь, значит оно может сбыться?" Ёлочка решила тоже загадать желание.
Настала новогодняя ночь, вдруг, видит ёлочка по тропинке идёт Дед Мороз и прямо к ней. Остановился он и спрашивает ёлочку:" Ёлочка-красавица, заблудился я, ждут меня детишки с подарками, не подскажешь, как выбраться? Я исполню любое твоё желание."
Ёлочка указала дорогу Деду Морозу и сказала:"Мне не нужен никакой подарок, вот если бы хоть одним глазком взглянуть, как ребятишки поют песни и танцуют. Наверное, весело там, а я совсем одна расту на опушке".
"Спасибо тебе, ёлочка". - сказал Дед Мороз и ушёл по указанному пути, а ёлочка осталась опять одна. Но не прошло и пяти минут, как подъехали к ней расписные сани, а в них Дед Мороз, Снегурочка и детишки. Обрадовалась ёлочка, ведь дети водили возле неё хороводы, пели песни - всё о чём она мечтала.
"Сколько друзей у меня!"-подумала ёлочка, но скоро они уйдут и опять останусь одна.
Но тут, Дед Мороз стукнул посохом и прилетели две птички. Дед Мороз взял их в руку и посадил на веточку ёлки.:" Вот здесь вы совьёте своё гнездо и будете жить и с ёлочкой всегда дружить."
Не зря говорится, что загадаешь в новогоднюю ночь, непременно сбудется!
Так у ёлочки появились друзья и стой поры она никогда не грустила.
«Сказка про ёлочку, которую не срубили».
В одном небольшом лесу, не далеко от оживлённой трассы, жила была маленькая ёлочка. Это было восхитительное создание с пушистыми ветвями, с мягкими и нежными иголочками, блестящими коричневыми шишечками. Исходящий от неё хвойный аромат сводил с ума не один десяток поклонников, состоящих из обитателей леса. Стекающая по стволу в разогретых лучах солнца, прозрачная смола, в виде маленьких слезинок, придавала ёлочке какую-то трогательность и незащищённость.
Она была любимицей старого леса, и от желающих опекать и оберегать её, не было отбоя. Старшие братья и сёстры - раскидистые стройные ели, уходящие своими верхушками далеко в небо, не раз укрывали её своими еловыми лапами от трескучего мороза, а летом спасали от знойного солнца. Осенние ветры обходили стороной нежные ветки ёлочки. Окружающие её со всех сторон молодые дубы, рябины и клёны, нашёптывали своей листвой удивительные рассказы из жизни леса.
Ёлочка с благодарностью принимала заботу, и сама старалась быть чем-то полезной в этой огромной лесной семье. Белочек она прятала в тени своих еловых лап после трудовых будней, позволяя им сушить на своих ветках запасы на зиму. Укрывала ветками белые грибы, которые, набираясь силы, не торопились покинуть лес, а когда всё-таки это случалось, то они на прощание кивали ей своими тёмными шляпками из корзинок грибников.
По натуре она была жизнерадостной и общительной. У неё было много друзей.
Очень любила она старого ворона, прилетающего каждый день на соседние ветки ели. Устраиваясь удобнее, он рассказывал никогда не повторяющиеся истории из своей жизни. Все мы знаем, что вороны живут не одну сотню лет, и поэтому ему было что рассказать. Ёлочка любила слушать детские сказки, которые ворон обрушивал на неё целыми томами, рассказы о путешествиях в другие страны. Он рассказывал и о своих личных переживаниях, и о приключениях - своим скрипучим тихим голосом он убаюкивал благодарных слушателей. Во время рассказов ворона, жизнь замирала в лесу, все слушали, затаив дыхание. На любой вопрос он всегда мог дать ответ, отсюда за глаза все его называли Профессором. Красный вязаный шарф, обмотанный вокруг шеи ворона, придавал важность и некий шарм его персоне.
Именно от своего старого друга она впервые услышала о новогодних балах и встречах Нового года.
Эти рассказы не давали ей покоя особенно, когда на землю падали первые снежинки, а лёгкий морозец слегка пробегал по лесу. Она втайне от всех, мечтала как Золушка, попасть на такой бал, окунуться в атмосферу праздника, закружиться в вихре новогоднего вальса, блистать и очаровывать своей красотой. Её мечты были сродни мечтам, маленькой девочки, первый раз попавшей на новогодний бал. И конечно она, как наивный ребёнок, не могла знать обратной стороны этого праздника.
Старый же ворон, залетая в своей жизни в разные уголки, не раз был свидетелем грустной картины, которую он встречал на задних дворах после новогодних праздников. Безжизненные груды бывших зелёных красавиц, с обрывками блестящей мишуры, и осколками битых игрушек тоскливо помахивали оголёнными ветками на холодном ветру. С окончанием веселья уходила из дома и очередная жизнь, вот такой маленькой или большой ёлочки, когда-то растущей в лесу, а потом срубленной чьим-то топором и увезённой на очередной праздник.
Эти мрачные мысли посещали мудрую голову ворона в тот момент, когда маленькая ёлочка, удовлетворяя своё любопытство, выпытывала очередную подробность о новогоднем празднике. Он понимал, что такова участь любой красивой ёлочки, но ему хотелось изменить их судьбу, чтобы у каждой из них было будущее.
И вот однажды, скажем не очень счастливый случай, помог найти решение, на мучающую ворона тему.
В один из солнечных морозных дней в преддверии Нового года, тишина леса была нарушена рокотом въезжающего в лес автомобиля. Подъехал он, как раз с той стороны, где росла маленькая ёлочка. Лес зимой очень хорошо просматривался, и заметить её было просто нельзя. Из автомобиля вышли люди, но не с лыжами, как привыкли видеть лесные обитатели, а с топорами. Оглядевшись вокруг, они прямёхонько направились к маленькой ёлочке. Старые вековые ели, почуяв что-то недоброе, быстрее всех среагировали на надвигающуюся опасность, закачали своими стволами из стороны в сторону, выставив на встречу непрошенным гостям старые колючие лапы. Стоящие вокруг дубы, клёны и рябины своими голыми ветвями образовали вокруг ёлочки непроходимую чащу. Люди, удивляясь быстрым превращениям леса, побоялись лезь по сугробам в середину чащи, и вынуждены были вернуться к своей машине.
Когда автомобиль скрылся, лес вновь приобрёл свой обычный вид. У всех обитателей леса только и было разговоров, как они спасали ёлочку. Старый ворон, оказывается, был не одинок в своих мыслях, и спасение маленькой ёлочки было честью всего леса. Маленькая пышная красавица, чуть не покинувшая свой лес навсегда, была тронута теплотой и участием в её судьбе, милых сердцу, друзей.
Вот этот случай и подтолкнул нашего доброго ворона выйти с предложением отмечать Новый год всем лесом, где в центре новогоднего празднования будет ёлочка. Идея была принята на «Ура!».
Но для ёлочки пока решили оставить всё в секрете. Предновогодняя сутолока наполнила весь лес. Всеми приготовлениями руководил старый ворон. А их было немало. И новогодний наряд для ёлочки, и приглашение Деда Мороза и Снегурочки, и распределение подарков, и даже музыкальное сопровождение – всё было учтено.
Маленькая ёлочка, потеряв на эти дни из поля зрения своего старого друга, скучала в одиночестве, иногда ловя на себе заговорщицкие взгляды, пролетающих мимо птичек.
И вот, наконец, вечером под Новый год, лес огласился гомоном и щебетанием всех лесных жителей. Все пути вели к ёлочке. Белки, прыгая с ветки на ветку, несли новогодние гирлянды из сухих грибов, синички и снегири доставляли в клювах яркие грозди рябины и бузины. Ёлочку украшали все! Блестящая мишура из запасов ворона, придавала изысканность новогоднему наряду ёлочки. Светлячки, разбуженные по такому случаю вороном, карабкались по стволу, зажигая на ходу разноцветные фонарики. Ёлочка, от свалившегося на неё счастья, стояла ни жива ни мертва, она не могла поверить в происходящее. Неужели мечта о новогоднем бале сбудется. И когда в лунном отблеске летающих снежинок, появился Дед Мороз с огромным мешком подарков со своей неизменной спутницей Снегурочкой, и объявил всем о наступлении Нового года, ёлочка поверила в сказку, которая на самом деле стала былью. Вокруг ёлочки закружился хоровод из веселящихся птиц и зверей, вековые ели покачивались в такт музыки ветра. Веселье продолжалось до утра, закончилось оно раздачей подарков и сладостей всем участникам праздника.
Все были рады встречи Нового года, исполнению желания маленькой ёлочки, и благодарили старого ворона, которому пришла в голову эта идея. Он же, в свою очередь, предложил превратить в традицию встречу Нового года и распространить её на соседние леса.
Ёлочка ёщё долго стояла в своем новогоднем наряде, поражая своей красотой лыжников, которые частенько заглядывали в лес прокатиться на лыжах.
В скором времени ворон принёс замечательную весть, о том, что в Финляндии изобрели искусственную ёлочку с естественным запахом ели, и ветками очень похожими на настоящие, с такими же мягкими иголочками. Производство таких ёлок будет поставлено на поток, и наконец-то настоящих ёлочек все оставят в покое. Они будут расти на радость лесу и людям.
А Новые года, которые ещё долго будут сменять друг друга на белом свете, будут встречаться весело и красиво, без грусти и сожаления, по ушедшим от нас ёлочкам.
Не будет песен и сказок о срубленных ёлочках, а будут сочиняться новые песни и сказки, про ёлочки, которые сами устраивают себе праздник и отмечают Новый год у себя дома - в лесу!
Стихотворения
И. Токмакова «Живи, елочка!»
Мне елку купили!
Мне елку купили
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто — ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели!
Ёлочка душистая, ёлочка пушистая...
Ёлочка душистая,
Ёлочка пушистая,
Ёлочка нарядная,
Ты такая ладная!
Долго же ты спала,
Столько отдыхала,
Целый-целый год!
Хватит спать уж - вот!
Нужно просыпаться,
Чтоб праздновать, играться,
Ты в Новый Год проснись -
Ёлочка, зажгись!
И будем веселиться,
И вместе петь, кружиться,
Все ждём мы! Раз, два, три -
Ёлочка, гори!
Елочка
Ну-ка, елочка, светлей
Заблести огнями!
Пригласили мы гостей
Веселиться с нами.
По дорожкам, по снегам,
По лесным лужайкам
Прискакал на праздник к нам
Длинноухий зайка.
А за ним - смотрите все! -
Рыжая лисица.
Захотелось и лисе
С нами веселиться.
Вперевалочку идет
Косолапый мишка.
Он принес в подарок мед
И большую шишку.
Наша елка
Посмотри
В дверную щелку -
Ты увидишь
Нашу елку.
Наша елка
Высока,
Достает
До потолка.
А на ней
Висят игрушки -
От подставки
До макушки.
...Кто же это и откуда
К нам принес такое чудо?
Что за день у нас в саду?
Это первый день в году!
В снегу стояла ёлочка
В снегу стояла ёлочка —
Зелёненькая чёлочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её! —
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения —
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Несрубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!
Загадки
Зимой и летом зелена,
В лесу живёт она.
А на ней иголки
И коротки, и колки.
(Ель)
•Ну и платье!
Сплошь иголки.
Носят это платье?..
(Ёлки)
•Колкую, зелёную
срубили топором,
Колкая, зелёная
К нам приходит в дом.
(Елка)
•Гостья к нам пришла с опушки - зелена, хоть не лягушка.
И не Мишка косолапый, хоть ее мохнаты лапы.
И понять не можем мы, иголки ей для чего нужны?
Не швея она, не ежик, Хоть на ежика похожа.
Кто пушист, хоть не цыпленок, - должен знать любой ребенок.
Догадаться очень просто, кто пришел к нам нынче в гости?
(Елка)
•Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год - важна.
(Елка)
•Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)
•На лесной опушке,
Около избушки,
Выросли подружки –
Шишки на макушке,
Острые иголки
Зелены и колки.
(Ёлки)
Творческий рассказ «Сказка про елку»
Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения.
«Жила-была елочка. Росла она…
(где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – …
(какие растения?). Все они елочку очень …
(как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята …
(какие зверята?). Зайчика и лисичку елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек.
Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором …
(кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить
(персонажа) …
(о чем просить?).
(Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?)
Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили
(персонажа) …
(какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки.
(Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?)»
Игры
Дидактические игры
«Один-много»
К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют заданное слово во множественном числе.
Ель – много елей.
Сосна – много сосен.
Снег – много снега.
Хвоя – много хвои.
Шишка – много шишек.
Древесина – много древесины.
Ветка – много веток.
Дерево – много деревьев.
Корень – много корней.
Дидактическая игра «Собери елку»
(пазлы).
Двое детей собирают из отдельных геометрических фигурок елочки. Сравнивают их по высоте.
Дидактическая игра «Третий лишний»
Воспитатель: «Предлагаю посмотреть внимательно на картинки, расположенные на доске
(ель, сосна, осеннее дерево (рябина))
- Как вы думаете, дети, какая картинка здесь лишняя? Почему?
(Рябина. Потому что это дерево не имеет иголочек и шишек, а осенью с неё опадают листья. Сосна и ель иголочки никогда не сбрасывают).
Дидактическая игра «Найди самую высокую елку»
Воспитатель: « Рассмотрите все картинки и найдите, на какой из них самая высокая елочка».
Дидактическая игра «Сделаем бусы на елку»
Воспитатель: «Я предлагаю ребятки, сделать красивые бусы для елочки, которая скоро к нам обязательно придет.
(Демонстрирую заранее приготовленную часть этих бус из такой же бумаги.) На столе у вас короткие и длинные разноцветные полоски. Из полосок с помощью клея склеиваем колечки, сначала из коротких полосок, маленькие, затем из длинных полосок, большие колечки. Соединяем колечки друг с другом, чередуя.
Рекомендуем посмотреть:
Педагогический проект в средней группе детского сада на тему: Покормите птиц зимой
Зимний проект в средней группе ДОУ на тему "Синица"
Проект о снеге для детей 4-6 лет
Проект в средней группе детского сада. Зимующие птицы