Проект «Синица» в ДОУ. Средняя группа
Тема проекта: «Синица».
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Время реализации: с 05.11.19 по 12.11.19.
Участники проекта: Дети средней группы 4-5 лет, их родители, воспитатели.
Интеграция образовательных областей: Познавательная, социально – коммуникативная, речевая, физическая, музыкальная, художественно – эстетическая.
социально-коммуникативная, художественно- эстетическая, речевая, физическая.
Цель проекта: Формирование основ экологической культуры, углубление знаний о зимующих птицах, их образе жизни, особенностях внешнего вида, формирование бережного отношения к птицам, желания помочь им.
Задачи:
- формировать у детей умения и навыки исследовательской, проектной и творческой деятельности;
- формировать у детей общие представления о птицах, как о живых существах;
- продолжать узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;
- расширить знания детей о синице;
- птицами нашего края;
- развивать творческие способности детей и интерес к жизни синицы;
- испытывать радость от сознания, что подкармливая птиц можно спасти их от гибели;
- развивать у детей навык публичного выступления.
Ожидаемые результаты:
- расширение кругозора детей о зимующей птице - синице;
- проявление у детей интереса к объектам живой природы (синице);
- развитие у детей любознательности, познавательной активности, соблюдение детьми правил поведения в природе, умение проявлять заботу о птицах;
- воспитание у детей сострадания и любви;
- активное участие детей и родителей в помощи птицам;
- повышение компетентности родителей по вопросам экологического образования.
Актуальность.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников имеет актуальное значение. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности, формирование начал экологической культуры. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности. С одной стороны дети-дошкольники с
интересом относятся к живой природе, а с другой стороны проявляют жестокость и равнодушие. Поэтому очень важно воспитывать у детей интерес и любовь к природе, учить беречь окружающий мир. В ходе образовательно-образовательного процесса, выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о зимующих птицах. Дети
путают перелётных и зимующих птиц. Данный проект позволит и углубит знания о зимующих птицах, послужит бережному отношению к пернатым. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка.
Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте нацелено на:
- формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основные идеи и понятия экологии.
Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям:
- формирование экологических знаний;
- формирование экологически правильного отношения к природным объектам.
Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходима практическая деятельность по сохранению природной среды.
Успех в реализации данного проекта невозможен без помощи и поддержки со стороны родителей. Необходимо их убедить в значении данного проекта для формирования экологически грамотного поведения детей. Осознание того факта, что маленькие дети помогают природе получить помощников - птиц, спасающих леса, сады и огороды от вредителей, вселяет гордость и радость в их души. Поддержать собственного ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя.
Получая опыт практической личностно-значимой природоохранной деятельности, у детей начинает зарождаться зерно экологического сознания. Если подобная работа будет сопровождать ребёнка от дошкольного образования и до получения им профессионального образования, в будущем мы получим экологически грамотного человека. Наряду с профессиональными компетентностями он будет обладать экологической культурой, которая предполагает наличие знаний об экологических проблемах и принятие активного практического участия в разрешении этих проблем. Средством для достижения такого результата является практическая природоохранная деятельность.
Проблема
У воспитанников недостаточно знаний о всероссийском празднике «Синичкин день»; беден словарный запас по теме «Зимующие птицы». Дети имеют скудные представления о том, как помочь птицам выжить в зимних условиях.
Этапы работы над проектом.
I этап (05.11.- 06.11): Включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей – выбор темы проекта, вхождение в проблему.
Таблица.
Что знаем.
1. У нее желтенькое брюшко, черный клювик, клюет зернышки (Олеся И.)
2. У нее есть синие крылышки (Катя Ш.)
3. Пьет дождевую воду (Алихан О.)
4. В кормушке клюет зерна (Арина К.)
5. Они могут летать (Дима С.)
Что хотим узнать.
1. Почему они не улетают на юг? (Катя Ш.)
2. Почему синица сидит в гнездышке? (Злата П.)
3. Для чего ей нужен скворечник? (Арина К.)
4. Для чего ей нужен хвостик? (Дима С.)
Где узнать.
1. В книге (Олеся И., Злата П.)
2. В газете (Алихан О.)
3.В альбоме (Тимофей С.)
4. У родителей (Миша А.)
5. По телевизору (Арина К.)
6. В кино (Эмиль С.)
II этап (07.11.-11.11): Содержание практической деятельности по достижению поставленной цели (чтение сказок, рассказов, стихов, пословиц и поговорок, разучивание песни и стихотворений, лепка синицы, раскрашивание синицы, аппликация птиц, оформление результатов в виде газеты и лэпбука, совместная деятельность детей и взрослых (изготовление кормушек, игрушек синицы, дидактических игр), кулинарный мастер класс «Печенье синичка».
Таблица.
Работа с детьми.
ОО «Речевое развитие».
Беседы:
«Удивительный мир птиц»;
«Охрана птиц»;
«Следы птиц на снегу »;
«Интересное, из жизни птиц»;
«Как бы птицам перезимовать?»;
«Птичья столовая»;
«Как птицы заботятся о потомстве»;
Составление описательных рассказов о птицах с использованием мнемотехники.
Цель: учить составлять описательный рассказ о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; сравнивать по признакам, использовать модель в качестве плана рассказа, соблюдать последовательность и связность речи, развивать наблюдательность, воспитывать заботливое отношение к птицам.
Дидактические игры:
«Скажи ласково».
Цель:закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
«Назови птиц».
Цель: ознакомление детей с названиями зимующих птиц (синица, воробей, ворона, дрозд, голубь, снегирь).
«Чей хвост, чья голова?».
Цель: Формирование умения образовывать относительные, прилагательные. Развитие речи у детей. Воспитание активности.
Художественная литература:
«Синичкин календарь» В.Бианки,
«Про птиц»
Снегирёв Г.,
Сухомлинский «О чем плачет синичка»,
«Кто поёт в зимнем лесу» Павлов Б.,
«Мои друзья» Барков А.,
«Птичий хоровод» Барто П.,
«Берегите птиц» Т. Евдошенко,
«Зимние гости» Ю.Никонова,
отгадывание загадок, чтение и заучивание стихотворений и пословиц о зимующих птицах.
«Волшебная полочка», «Кусок хлеба», Н. Сладков,
«Сумасшедшая птица» В. Бианки,
«Новая столовая» З. Александрова,
«Лесные домишки» В. Бианки.
«Синичкины кладовки» И. Поленов,
«Берегите птиц» Г. Серебрицкий,
«Птичьи кормушки» Л. Воронкова.
Цель:учить внимательно слушать художественное произведение; понимать тему и содержание рассказа; отвечать на вопросы; развивать внимание, речь.
ОО «Познавательное развитие».
Наблюдение:
-за птицами, прилетающими к кормушке.
-за птицами на участке детского сада.
-наблюдение и сравнение следов птиц на снегу.
Цель:Закрепление и уточнение представлений детей о зимующих птицах.
Рассказывание о зависимости между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни. Расширение кругозора детей. Закрепление умения делать сравнительный анализ внешнего вида птиц.Воспитание любви к птицам, желания заботиться о них, помогать им.
Дидактические игры:
«Сложи птицу из частей» (разрезные картинки).
Цель: формирование у детей представления о целостном образе предмета, обучение складывания картинки, разрезанной на четыре части, обучение узнавания зимующих птиц по характерным признакам; развитие логического мышления.
«Какие птицы сидят на дереве».
Цель: формирование умения узнавать и называть птиц по внешнему виду. Развитие мышления у детей, воспитание любви к пернатым.
«Четвертый лишний».
Цель: обучение детей группировке зимующих птиц от перелетных птиц по общим признакам, воспитание сообразительности.
Лото «Птицы».
Цель: закрепление умения узнавать птиц по внешнему виду, развитие зрительного внимания, воспитание усидчивости.
НОД Ознакомление с природой.
Тема: «Как птицы зиму встречают».
Цель:
-формирование у детей обобщенного представления о зимующих птицах;
-закрепление элементарных знаний о том, чем кормят птиц зимой,
-развитие познавательного интереса к жизни зимующих птиц;
- воспитание заботливого отношения к птицам, желания помогать им в трудных зимних условиях.
ОО «Физическое развитие»
Подвижные игры.
«Воробушки и кот»;
«Птицы в гнёздах»
«Кот и синички».
«Найди пару».
Цель:
-упражнение в беге, умении быстро находить свой домик.
-обучение движения врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
-развитие ловкости, быстроты, внимания.
Пальчиковые игры
«Птицы на кормушке»
«Я зимой кормлю всех птиц»
«Птичка»
Цель:
-закрепление умения соотносить движение пальцев рук со словами;
-развитие мелкой моторики рук.
ОО «Художественно-творческое развитие».
НОД Аппликация.
Тема: «Синички на рябине».
Цель: Закрепление умения работы с ножницами и клеем. Развитие умения скатывать бумагу, придавая форму шара.
НОД Рисование.
Тема: «Птички-невелички».
Цель: Упражнение в рисовании гуашью. Развитие образного восприятия. Воспитание интереса к занятиям по изодеятельности.
НОД Лепка
Тема: «Прилетайте птицы в гости» (коллективная)
Цель: формирование умения детей лепить птиц конструктивным способом из 4-5 частей разных по форме и размеру; развитие способности к композиции; воспитание желания помогать зимующим птицам в холодное время года.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Труд в природе.
Тема: «Угощение для птиц».
Цель: закрепление умения насыпать корм в кормушку, воспитание заботливого отношения к птицам.
Сюжетно-ролевая игра «Зимующие птицы».
Цель: закрепление приобретенных знаний о зимующей птице-синице.
III этап(12.11): в результате реализации проекта «Синичка» у воспитанников расширились знания о зимующих птицах, появился интерес к объектам живой природы. У детей проявилось чувство сострадания к птицам и желание им помогать. Родители проявили активное участие в реализации данного проекта. В рамках проекта была проведена акция «Кормушка» (родители совместно с детьми изготовили более 20 кормушек).
Результаты проекта «Синица» были представлены на итоговом мероприятии «Синичкин день» с участием родителей.
Результаты проекта «Синица» были представлены на итоговом мероприятии «Синичкин день» с участием родителей.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в средней группе «По страницам сказов Бажова»
Проект. Развитие сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада
Детский исследовательский трудовой проект «Комнатные растения». Средняя группа
Педагогический проект в средней группе детского сада на тему: Покормите птиц зимой