Урок информатики, 8 класс. Тема «Понятие модели. Назначение и свойства моделей». Конспект с презентацией
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для 8 класса по теме «Понятие модели. Назначение и свойства моделей»
Автор: Назарова Екатерина Владимировна учитель информатики МАОУ «СОШ № 13» города Северодвинска Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности для обучающихся 8 класса. Данный материал будет полезен для учителей информатики на уроке открытия нового знания по теме «Понятие модели. Назначение и свойства моделей». Цель урока: создать условия для освоения понятий «модель», «моделирование», «информационные модели», «натурные модели» Задачи урока: Образовательная: формирование понятия модели, изучение основные видов моделей, ее назначения и свойств. Развивающая: развитие познавательного интереса, развитие логического мышления, расширение кругозора и словарного запаса учащихся Воспитательная: воспитание информационной культуры, коммуникативности и самостоятельности Тип урока: урок открытия нового знания Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор интерактивная доска презентация в форме интерактивного плаката, раздаточный материал для каждого обучающегося
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация (Слайд 2).
Для определения объекта, о котором пойдет речь на уроке, необходимо найти ответ ребуса:
Ответ: Модель
Учитель начинает делать вывод: «Речь пойдет о понятие «модель» Так как на уроке информатики с этим понятием мы сталкиваемся впервые как вы думаете о каких характеристиках модели мы будем сегодня говорить?»
Учащиеся выдвигают свои предположения.
3. Объявление темы урока (Слайд 3)
Постановка цели урока учащимися, а затем учителем. (Слайд 4).
4. Создание проблемной ситуации (Слайд 5).
Учитель: «На слайде представлено 8 моделей разделите на 2 группы по вашему усмотрению:
Ответы запишите в тетради.
После выполнения задания проводится самопроверка (Слайд 6)
Ответ: 1 группа: 1 ,4, 5, 7; 2 группа: 2, 3, 6, 8
5. Первичное усвоение новых знаний (Слайд 7, 8).
Учитель: «Для того чтобы научно обосновать деление моделей на 2 группы и определить как называется каждая группа моделей прочтите параграф 6 учебника.
Самостоятельно заполните блок-схему представленную на слайде (слайд 9)
После выполнения задания проводится самопроверка (Слайд 9)
Делается вывод учителя вместе с учащимися: «Одна группа моделей с номерами 1 ,4, 5, 7 воспроизводит физические свойства оригинала и называется «натурные модели». Другая группа с номерами: 2, 3, 6, 8 разными способами описывает объект – оригинал и называется «информационными моделями».
6. Первичная проверка понимания
В тетради выполняется тестовая работа по вариантам (Раздаточный материал): 1 вариант 1. Модель отражает:
a) все существующие признаки объекта
b) некоторые из всех существующих
c) существенные признаки в соответствии с целью моделирования
d) некоторые существенные признаки объекта
2. Какая из моделей является натурной моделью?
a) эскизы костюмов к спектаклю
b) макет скелета человека
c) географический атлас
d) расписание движения поездов
3. Натурной моделью не является:
a) анатомический муляж
b) макет здания
c) модель корабля
d) диаграмма
4. Что является натурной моделью объекта яблоко?
a) муляж;
b) пирог;
c) варенье;
d) компот
5. Макет скелета человека в кабинете биологии используют с целью:
a) объяснения известных фактов
b) проверки гипотез
c) игры
d) развлечения
2 вариант 1. Модель - это
a) визуальный объект;
b) свойство процесса или явления;
c) упрощенное подобие реального объекте;
d) материальный объект.
2. Какая из моделей является натурной моделью?
a) Физическая карта России
b) План эвакуации школы
c) Кукла Барби
d) расписание уроков
3. Что является натурной моделью объекта планета Земля.
a) Географическая карта
b) Глобус
c) Фотографии Земли из космоса
d) Детский рисунок земного шара
4. Модель человека в виде манекена в витрине магазина используют с целью:
a) Познания
b) продажи
c) развлечения
d) описания
5. В натурной модели жилого дома, представленной в виде макета (общий вид), отражается его:
a) структура
b) Срок сдачи
c) стоимость
d) надежность
После выполнения теста проводится взаимопроверка (Слайд 10) .
1 вариант: 1- с, 2-b,3-d, 4-a, 5-a
2 вариант: 1– с, 2-c, 3-b, 4-b, 5-a
После проверки теста, делается акцент на 1 задание каждого варианта и выводится определение «модель» самими учащимися:
Вывод (Слайд 11): «Модель - упрощенное подобие реального объекта, отражающее существенные признаки в соответствии с целью моделирования».
7. Первичное закрепление новых знаний Учитель: «Как вы считаете какие модели мы будем изучать на следующих уроках?» Учащиеся: «Информационные» Учитель: «Для выполнения следующего задания целесообразно вернуться к блок-схеме из первичного усвоения новых знаний (способы описания информационных моделей)»
После выполнения задания – взаимопроверка (Слайд 12).
Информация для расширения кругозора учащихся: «Действует метрополитен в 7 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Казани, Екатеринбурге и Самаре. Первым метрополитеном на территории современной России был Московский метрополитен.»
Учитель: «На основании правильных ответов кроссворда в тетради заполните блок – схему по видам информационных моделей» (Слайд 13)
После выполнения самопроверка (Слайд 13)
8. Рефлексия (Слайд 15).
Подведение итогов:
1. Достигли ли поставленной цели на уроке?
2. Что трудного было на уроке?
3. Что понравилось?
4. Подсчет баллов (Слайд 16):
Оценка
12-14 баллов – оценка «3»
15-18 баллов – оценка «4»
19-20 баллов – оценка «5»
9. Домашняя работа
Параграф 6, вопрос 6,7 письменно
Презентация на тему: Понятие модели. Назначение и свойства моделей