Конспект урока информатики, 5 класс. В мире кодов. Способы кодирования информации
Конспект непосредственной образовательной деятельности по информатике для обучающихся 5 класса по теме «В мире кодов. Способы кодирования информации»
Автор: Назарова Екатерина Владимировна учитель информатики МАОУ «СОШ № 13» города Северодвинска Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности для обучающихся 5 класса. Данный материал будет полезен для учителей информатики, работающих по учебно – методическому комплексу Л.Л.Босовой на уроке комбинированного типа по теме «В мире кодов. Способы кодирования информации». Тип урока: Комбинированный. Цель урока – познакомиться с различными способами кодирования информации Задачи урока: Образовательные:
• учиться кодировать информацию;
• учиться декодировать информацию;
• использовать различные коды при шифровании информации. Развивающие:
• развивать умение сравнивать, анализировать;
• развивать умение систематизировать и упорядочивать информацию;
• развивать умения, использовать полученные знания на практике. Воспитательные:
• формировать позитивную моральную самооценку;
• формировать умение осуществления контроля и самоконтроля; Планируемые результаты: учащиеся научатся кодировать информацию с помощью различных способов.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры для учащихся, презентация «В мире кодов. Способы кодирования информации», оценочные листы для учащихся, листы ответов для учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания.
Учитель: «Какое слово было зашифровано с помощью ребуса?»
Учащиеся: «Компьютер»
Учитель: «Если ответ правильный в оценочном листе поставьте 1 балл, если нет – 0 баллов» (Приложение № 2)
III. Актуализация знаний
1. Учитель: «Разгадайте ребусы». Результаты запишите в оценочном листе: если оба ответы верные 2 балла, если 1 ответ – 1 балл, нет правильных ответов – 0 баллов. (Приложение № 2)
Ответ: восемь, столица
2. Учитель: «Назовите определение понятия «код», которое было рассмотрено на прошлом уроке».
Учащиеся: «Код - система условных знаков, для представления информации».
IV. Объявление цели урока
Цель урока – познакомиться с различными способами кодирования информации.
V. Первичное усвоение новых знаний
Учитель: «Изучите параграф 7. Выполните задания: Закончите предложения в листе ответов (Приложение 1)»
После выполнения учащиеся выполняют самопроверку:
1.
a) Разговорные языки;
b) Языки мимики и жестов;
c) Язык рисунков и чертежей;
d) Научные языки;
e) Языки искусства
f) Специальные языки
2. от цели.
3.
1) Графический
2) Числовой
3) символьный
4. декодирование
VI. Закрепление новых знаний
1) Учитель: «На листе ответов выполните задание № 5. Декодируйте информацию, используя графический способ кодирования и флажковую азбуку» (Приложение №
После выполнения учащиеся выполняют взаимопроверку:
Ответ: «Только смелым покоряются моря»
Учитель: «Если ответ правильный в оценочном листе поставьте 1 балл, если нет – 0 баллов» (Приложение № 1)
2) Учитель: «На листе ответов выполните задание № 6. Декодируйте информацию, используя символьный способ кодирования» (Приложение № 1)
После выполнения учащиеся выполняют взаимопроверку:
Ответ: «На нет и суда нет»
Ответ: «Конец – делу венец»
Учитель: «Если оба ответы верные в оценочном листе поставьте 2 балла, если 1 ответ – 1 балл, нет правильных ответов – 0 баллов» (Приложение № 2)
3) Учитель: «Выполните задание № 7 на компьютере» (Приложение № 1)
После выполнения учащиеся выполняют самопроверку:
1. Компьютер
2. Монитор
3. Системный блок
4. Клавиатура
5. Счастье без ума – дырявая сума
6. Всякое семя знает свое время
Учитель: «В листе ответов ставим столько баллов, сколько получили правильных ответов» (Приложение № 1)
4) При наличии времени в ходе урока учащиеся выполняют дополнительное задание на листе ответов (Приложение № 1).
Ответы:
1) Урок
2) Весна
3) Каникулы
4) Информация
5) Мокрому дождь не страшен
Учитель: «В листе ответов ставим столько баллов, сколько получили правильных ответов» (Приложение № 2)
VII. Рефлексия
Учитель задает вопросы:
1) Достигнута цель урока?
2) Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
3) Какое задание было самым интересным и почему?
4) Какое задание вызвало затруднение?
VIII. Итоги урока
Учащиеся суммируют баллы из оценочного листа и выставляют оценку
Больше 10 баллов – оценка «5»
8 - 10 баллов – оценка «4»
6 – 7 баллов – оценка «3»
меньше 6 баллов – оценка «2»
IX. Домашнее задание §7 вопрос 9 письменно
Приложение 1
Лист ответов для учащихся
Параграф 7 (стр.46)
Закончи предложения:
1. Люди выработали множество форм представления информации. К ним относят:
a) ________________________________
b) ________________________________
c) ________________________________
d) ________________________________
e) ________________________________
f) ______________________________
2. Способ кодирования информации зависит от ______________, ради которой осуществляется кодирование.
3. Применяют следующие способы кодирования (перечислить)
1)________________________
2)________________________
3)________________________
4. Действия по восстановлению первоначальной формы представления информации называют__________________
Задания для закрепления изученного материала
5. Что было передано с помощью флагов шхуны
Флажковая азбука
6. Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее.
7. Известно, что некто для шифрования сообщений после каждой гласной буквы вставляет букву «А», а после согласной – букву «Т». Удаляя лишние символы декодируйте зашифрованную информацию:
1. КТОМТПТЬТЮАТТЕАРТ
2. МТОАНТИАТТОАРТ
3. СТИАСТТТЕАМТНТЫАЙТ БТЛТОАКТ
4. КТЛТААВТИАААТТУАРТАА
5. СТЧТААСТТТЬТЕА БТЕАЗТ УАМТАА – ДТЫАРТЯАВТААЯА СТУАМТАА
6. ВТСТЯАКТОАЕА СТЕАМТЯА ЗТНТААЕАТТ СТВТОАЁА ВТРТЕАМТЯА
Дополнительно
Кодирование текста осуществляется перестановкой букв в каждом слове по одному и тому же правилу. Восстановите информацию и сформулируйте правила перестановки
1) руко -
2) евнса -
3) акинукыл -
4) ниофмрцаяи -
5) омркмоу одджь ен тсарешн –