Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Опыт работы. Развитие речи через театрализованную деятельность в детском саду

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Описание материала. Предлагаю вам материал по организации театрализованной деятельности в детском саду, направленной на развитие речи детей дошкольного возраста. Материал будет полезен воспитателям всех возрастных групп детей дошкольного возраста.

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно она? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, высказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли», - до сих пор не потеряла своей актуальности.
Значение театрализованной деятельности
Изучая методическую литературу, мы пришла к выводу, что театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Таким образом, театрализованные занятия помогают всестороннему развитию ребенка.
Роль педагога в организации и проведении театрализованных игр. Наверное, нет такого детского сада, где бы не использовали в своей работе театрализованную деятельность. Это стало доброй традицией. Театрально-творческая деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет педагог, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.
Роль педагога в организации и проведении театрализованных игр, я считаю:
- поставить четкие задачи;
- передать инициативу детям;
- организовать совместную деятельность;
- не оставлять вопросы без внимания;
- осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Цель: создание условий, формирование и совершенствование речи детей через вовлечение их в театрализованную деятельность.
В нашем детском саду созданы все условия для развития речевой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности. А для ее реализации использовала следующие средства: картотека мультфильмов и сказок, детская библиотека, изобразительный, природный, бросовый материал, игрушки-персонажи, костюмы для ряженья, наглядные пособия (картинки, схемы - модули), картотека дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок, различные виды театров, репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям.
Учитывая направление ДОУ, наш педагогический коллектив поставил перед собой следующие задачи:
- Обогащать словарь детей, активизировать его; совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.
- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Разработать проект с участием родителей «Сказка своими руками»
При решении этих задач использовала следующие формы работы:
1. Театрализованные игры.
2. Занятия в театральном кружке.
3. Рассказы воспитателя о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Оформление альбома о театре.
9. Показ представлений
Что побудило меня заняться театрально-игровой деятельностью с детьми? Наверное, это искренняя радость на их лицах, смех и счастье. Я поняла, что театр – это чудо, сказка, волшебство…Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Занятия в театральном кружке, проводились на основании плана. Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии моих коллег в праздниках и развлечениях. Родители тоже принимают активное участие в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам, а также с удовольствием играют различные роли. Подведение итогов работы кружка осуществляла через постановку театрализованных представлений для родителей, педагогов и воспитанников ДОУ 1 раз в квартал. Театрализованная деятельность организована в рамках кружка на основе рабочей программы «Теремок» и направлена на создание условий совершенствования диалогической и монологической речи дошкольников. Я хочу научить детей самих придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать.
Методическое обеспечение
Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи речевого развития детей. Появился программно-методический комплект, который включает в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей.
Разработаны:
Рабочая программа «Теремок», сценарии «Муха-Цокотуха», «Кто сказал Мяу», «Сказка о маленьком мышонке» и др.,
конспекты непосредственно-образовательной деятельности: «Комплексные мероприятия по сказкам для детей 4-6 лет»,
проект с участием родителей «Сказка своими руками».
Созданы: картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».
Оформлены: альбом: «Виды театров»; папка передвижка «Мир театра».
Для родителей:
рекомендации для родителей: «Домашний кукольный театр», «Расскажи детям сказку», буклеты, консультации, разработки родительских собраний и др.
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр. Изготовили при помощи родителей мини-сцену, домик для сказки «Теремок».
Виды театров, используемые в работе: настольный, кукольный, пальчиковый, на фланелеграфе, костюмированный, масочный, теневой.
Театр – дети – родители - педагоги
Создание условий для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители.
Без сотрудничества детского сада и семьи невозможно решить никакие вопросы воспитания и развития ребенка. Организуя кружковую работу, я проводила индивидуальные беседы с детьми, анкетирование с родителями по выявлению интересов и пожеланий по данному вопросу.
Важно участие родителей в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию.
Дети на основе готовых кукольных театров продолжают разыгрывать сказки, составлять интересные и необычные рассказы, меняя героев и обстановку.
В течение года организовывала выставки совместного творчества детей и родителей: выставка театров разного вида (пальчиковый, настольный, масочный, костюмированный), создание выставок игрушек сделанных своими руками, конкурс афиш, пригласительных билетов: фотовыставки ( Я и моя игрушка»), совместное выступление детей и их родителей. Чтобы расширить кругозор родителей, дать им действенные советы и рекомендации, проводила консультации. С большим успехом проходят “Дни открытых дверей”, где родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка.
Родители принимают активное участие в театрализованной деятельности, чтобы поддерживать интерес ребенка к театральной игре, по мере возможности стараются присутствовать на детских спектаклях. Вместе отмечаем достижения и определяем пути дальнейшего совершенствования.
Наряду с работой с детьми параллельно проводилась работа и с педагогами детского сада:
консультации «Чем хороши театрализованные игры?», «Кукольный театр: кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка»;
выставка методической литературы и альбома по теме «Виды театров» и ее презентация;
оформление фотовыставки «Юные актеры»;
мастер - класс по постановке театрализованного представления.

Результат. К концу года наши дети
• умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
• умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
• умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
• умеют взаимодействовать с партнером по сцене; изготавливают и используют театрализованные образные игрушки из разных материалов;
• знают некоторые виды театров;
• владеют некоторыми приемами манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
• выступают перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества.
Итогом работы на всех этапах обучения является показ спектакля. Дарите детям радость театра!

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Теневой театр своими руками Фотоотчет со сказки "Аленький цветочек" Конспект театрализованного занятия во второй младшей группе Конспект совместной театрализованной деятельности в подготовительной группе по русской народной сказ

Похожие статьи:

Сказка «По щучьему веленью» на новый лад. Сценарий по ролям для старших дошкольников

Опубликовано: 1063 дня назад (30 апреля 2021)
Просмотров: 4593
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!