Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Метод интеллект-карт на уроках английского языка

Из опыта работы учителя английского языка. Метод интеллект-карт на уроках английского языка
Одна из основных и значимых задач нового ФГОС заключается в реализации развивающего потенциала общего среднего образования. В связи с этим необходимо гарантировать обучающимся общекультурное, личностное и познавательное развитие, сформировать желание учиться, научить учеников к самостоятельному добыванию знаний, работе в команде, а также сформировать способность к самоизменению и саморазвитию на базе самоорганизации. Цель учителя состоит в том, чтобы мотивировать обучающихся к изучению иностранного языка, помочь им добывать эти знания и закреплять их в процессе обучения. На сегодняшний день в обучении иностранному языку известны многие приемы, которые позволяют эффективно овладеть знаниями. Среди них представлен и универсальный инструмент – интеллект-карта.

Интеллектуальная карта, или ментальная карта, ассоциативная карта (с английского «mind map» – «карта ума», «карта разума», «интеллект-карта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «диаграмма связей», «ассоциативная диаграмма» или «карта мышления») – это метод записи информации для эффективного способа запоминания и наиболее полного её воспроизведения. Интеллект-карты – это, по-своему, карты духа, мысли и памяти [Мюллер, 2007: 19]. Значительную долю информации мы улавливаем визуально, а интеллект-карта служит хорошей основой для быстрого запоминания и наглядного усвоения данного материала, так как карта помогает чётко отображать ассоциативные связи в мозге человека. Она даёт возможность результативно структурировать и подвергать обработке информацию, а также думать и размышлять, применяя в работе креативные и умственные возможности.

Одним из основоположников интеллект-карт принято считать Тони Бьюзена. Он был известным специалистом, который освещал вопросы в области интеллекта и разума, развития памяти и мышления.

Интеллект-карты начали приобретать огромную популярность после публикации книги Т. Бьюзена «Работай головой» (1974). Разработка интеллект-карт начала стремительно совершенствоваться, подтверждая свою пригодность и значимость в практике с целью решения всевозможных умственных вопросов.

Существует большое количество возможностей использования интеллект-карт на уроке английского языка. С их помощью учитель может:
- организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся;
- организовывать самостоятельную работу учащихся;
- развивать креативные и умственные возможности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности;
- объяснить новую тему;
- систематизировать и структурировать информацию;
- организовывать и проводить контроль;
- обобщать знания;
- создавать опорные алгоритмы действий.

Ученик прежде всего может:
- систематизировать собственные знания;
- использовать как план своего выступления [Бьюзен, 2007: 15].

Интеллект-карты могут быть применены:
1) На лексическом уровне (на всех этапах работы с лексикой: введение, закрепление, контроль).
2) В разделе «Грамматика» (интеллект-карты способствуют более легкому восприятию грамматического материала обучающимися).
3) На текстовом уровне (интеллект-карта выступает как план пересказа текста).
4) При обучении продуктивным видам речевой деятельности (говорение и письмо).
Более того, интеллект-карты можно результативно применить при подготовке к экзамену, потому что они выступают как опорный план при выражении мыслей. Таким образом, интеллект-карты способствуют экономии времени при запоминании, повторении и воспроизведении текста [Бьюзен, 2007: 54].
5) При презентации результатов проектной деятельности.
Интеллект-карта может описывать пошаговое решение задач и целей, стоящих перед проектом, или демонстрировать выводы, выявленные в ходе данной деятельности.
6) При решении задач на критическое мышление и при организации «мозгового штурма».
Здесь интеллект-карты выступают как источник идей, которые направляют обучающихся на творческое решение проблемы.
7) При организации дискуссии, дебатов.
Наличие интеллект-карты у каждого из участников дискуссии позволяет обнаружить источник разногласия, что позволит в короткий промежуток времени разрешить спор и прийти к компромиссу. Если создать интеллект-карты для обеих спорящих сторон, то они могут помочь объективно и эффективно исследовать разногласия между участниками процесса.

Интеллект-карты можно построить таким образом, чтобы они соответствовали изучаемой теме по английскому языку. Это демонстрирует преимущество интеллект-карт в ряду других методов подачи информации, так как они могут использоваться на любом уроке с обучающимися разного возраста. Стоит отметить, что преимущества использования интеллект-карт при обучении английскому языку очевидны. Применение данного метода позволяет сделать возможным визуализацию учебной деятельности, а также структурировать мысли и идеи ученика. Именно поэтому необходимо постоянно применять интеллект-карты на уроках английского языка, что является важным условием в работе с мыслительными картами. Только в этом случае они помогут школьникам легче учиться, а учителю в свою очередь лучше учить [Подзель, 2020].

Хорст Мюллер выделяет следующие рекомендации по составлению интеллект-карт:
1. Необходимо начать составление интеллект-карты с середины листа, расположенного горизонтально. В центре листа следует сделать многоцветный рисунок, который будет изображать ту или иную тему, или написать ключевое слово, используя разнообразные картинки или символы.
2. От основных ветвей с наиболее важными понятиями необходимо провести линии с производными понятиями.
3. Желательно писать печатными буквами, на основных ветвях – прописными буквами. Печатные и прописные буквы можно варьировать, что помогает внести разнообразие и акценты.
4. Необходимо работать с цветом, рисунками и символами различных форм и размеров, использовать стрелки для связей (например, замкнутые блоки («облачка») и фоновые цвета для выделения), изображать прилагательные или наречия символами. Например, «+» для обозначения «good», цветок – «nice». Нежелательное (отрицаемое) вами – желательно перечеркнуть.
5. Для создания объемных интеллект-карт следует сначала ассоциировать, а затем структурировать. Сначала необходимо записать все, что относится к данной теме, затем проанализировать информацию целиком, учитывая при этом иерархию и категории. После этого подвести итоги и расположить все заново.
6. Следует развернуть лист бумаги горизонтально, ветви желательно изгибать, чтобы заполнить лист. Этого легко достичь, если направлять ветви к углам листа [Мюллер, 2007: 23-26].
Интеллект-карты, составленные на основе вышеперечисленных рекомендаций, увеличивают занимательность, усиливают их привлекательность и оригинальность на уроках английского языка.

При обучении иноязычной речи на уроках английского языка возможным вариантом является составление самим учителем интеллект-карты. Для этого учителю важно:
1) Изначально продумать логику карты (какие именно ветви будут отходить, в каком цвете всё должно быть оформлено и т.д.);
2) Дать ученикам готовую карту без картинок (но уже с продуманными подписями);
3) Объяснить тему, опираясь на карту, а картинки, которые иллюстрируют понятия, должны рисоваться учениками, поскольку самостоятельное прорисовывание улучшает процесс запоминания информации.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что интеллект-карты разнообразны и могут быть применены в процессе обучения иностранному языку, в частности английскому, в зависимости от целей урока. Они являются универсальным инструментом для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, а также навыков самостоятельной работы обучающегося. В процессе изучения английского языка ученики сами учатся подбирать, структурировать и фиксировать главную информацию, а кроме этого они смогут воссоздать её с течением времени. Благодаря интеллект-картам процесс дальнейшего обучения становится наиболее продуктивным и в то же время весьма интересным.
Технология создания интеллект-карты
Обратимся к УМК по английскому языку Enjoy English М.З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной, Н.Н. Трубаневой для 5-6 классов. Для примера рассмотрим UNIT 4 Learning more about London. Проанализируем характерные черты и процедуру создания интеллект-карты на примере темы «Лондон» (Рис. 1).
1. В центре размещается основная тема, в нашем случае London (Лондон), чтобы мысль могла развиваться во всех направлениях, без ограничений.
2. Основная идея может быть передана рисунками (возможно использовать флаг или другой образ, ассоциирующийся с Лондоном), благодаря чему можно выразить несколько слов, к тому же при его создании задействуется фантазия. Центральный рисунок будет притягивать внимание обучающихся, он не даст возможность переключаться, будет пробуждать умственный процесс.
3. Важно применять различные оттенки, которые пробуждают мыслительный процесс не меньше, чем картинки. Подобная карта, разукрашенная разноцветными фломастерами или карандашами, делается выразительнее, содействует творческому процессу.
4. Оптимальное количество ключевых ответвлений – 5-7, но не меньше 3 толстых ветвей, имеющих определенный цвет. В представленной нами в Приложении 1 интеллект-карте каждое ответвление посвящено одному из аспектов Лондона (sights, famous people, capital of the UK) и соединяется с рисунком в центре листа, а второстепенные и все остальные – друг с другом, так как в основе мыслительного процесса лежат ассоциации, следовательно, объединяя ответвления, лучше запоминается информация. Главная идея и ответвления должны быть во взаимосвязи.
5. Затем работа ведется по очереди с каждой ветвью. В зависимости от возникающих образов, карта может иметь еще некоторое количество ответвлений. Данное свойство карты позволяет систематизировать изученный на уроке вокабуляр, сгруппировав его по каким-либо тематическим или грамматическим признакам. В нашем случае, например, слово sights (достопримечательности) ассоциируется со словом museums (музеи), parks (парки), galleries (галереи). Ответвления должны быть не прямыми, а изогнутыми, потому что прямые линии неинтересны мозгу обучающегося, утомляют его. Изогнутые ответвления, представленные в интеллект-картах, похожи на ветки дерева и эстетически приятны для зрительного восприятия. После завершения работы с одной ветвью, учитель в соответствии с конкретным этапом урока и набором лексики переходит к последующим.
6. Приветствуется большое количество рисунков.

Рис. 1. Интеллект-карта по теме «London»

Представленную интеллект-карту можно использовать на последующих уроках английского языка. Данная интеллект-карта может служить так называемой картой-опорой для составления историй, диалогов по речевым ситуациям, также она способна быстро актуализировать лексические единицы после длительного перерыва. Опираясь на исходную интеллект-карту, можно быстро перевести пассивную форму в активную, то есть вызвать в памяти лексическую единицу и подтолкнуть её к употреблению.

Работая с этой интеллект-картой, можно применить упражнения как на уровне слова или словосочетания, так и на уровне предложения. Например:
1) Подбор различных дефиниций к исходным словам. На этом уровне мы можем заложить определённые ассоциации. К примеру, даём дефиницию для слова, которое представлено в составленной нами интеллект-карте (is the place where we can see pictures). Ученики, используя эту интеллект-карту, пытаются отгадать слово и назвать его (gallery). Можно усложнить задачу, сделав её более познавательной, если дать такое определение слову gallery: a room, hall or building where people can see and buy works of art.
2) Подбор синонимов или антонимов к исходному слову. Учитель может назвать на выбор слова из интеллект-карты (beautiful, writer, tall, shop) и дать задание подобрать синонимы, а ученики в свою очередь должны вспомнить синонимы к данным словам и воспроизвести их (beautiful – nice, lovely; writer – author, tall – high, shop – market, store). Или же найти антонимы для данных слов (beautiful – ugly, writer – reader, tall – low).
3) Упражнение на подбор словосочетаний к предложенным словам (museum, actor, building). Обучающиеся составляют различные словосочетания (famous museum – известный музей, visitors to the museum – посетители музея, to do a museum – осматривать музей; great actor – великий актёр; public building – общественное здание). Учитель может усложнить упражнение, используя определённую модель при составлении словосочетаний. К примеру, модель сущ.+ сущ., сущ.+ гл., сущ.+ прил. Это упражнение можно выполнять как индивидуально, так и в парах или в группах. Можно провести его в форме игры «Кто больше?» на определённое время.
4) Составление вопросов. Опираясь на интеллект-карту по теме «London», можно составить вопросы, требующие неоднозначного ответа от обучающихся. В ответ на который ученик с использованием активной лексики сумеет обойтись без назойливого напоминания о необходимости использовать «новые, активные слова», что кроме раздражения ничего не вызывает. Например, учитель спрашивает: «What is the symbol of London?», ученики отвечают на заданный вопрос.

Метод интеллект-карт желательно применять на начальном этапе обучения для пополнения стартового лексического запаса, который в дальнейшем станет лексической опорой при изучении иностранного языка, а также на среднем этапе обучения для пополнения основного лексического запаса, который, в свою очередь, увеличит пассивный словарь обучающегося.

Список литературы
1. Бьюзен, Т. Карты памяти: используй свою память на 100 % / Т. Бьюзен, С. Эббот. – М.: «Росмэн», 2007. – 108 с.
2. Мюллер, Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей / Х. Мюллер. – ОМЕГА-Л, 2007. – 128 с.
3. Подзель, И.Ю. Использование интеллект-карт на образование [Электронный ресурс] / И.Ю. Подзель. – 2020.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Рождественская книжка на уроке английского языка Конспект урока английского языка в 7 классе «Мои летние каникулы» План-конспект урока английского языка по теме: «Праздники в моей стране» для 6 класса Welcome to Annovka!

Похожие статьи:

Конспект урока по английскому языку для 5 класса по теме «Времена года»

Информационные технологии на уроках английского языка

Внеклассное мероприятие по английскому языку на тему: Хэллоуин, 5 класс

Конспект урока английского языка в 5 классе по теме: Праздники

Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе

Опубликовано: 1051 день назад (11 июня 2021)
Просмотров: 6223
Рубрика: Статьи
+3
Голосов: 3

Нет комментариев. Ваш будет первым!