Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии
Из опыта работы воспитателя детского сада. Сенсорное развитие младших дошкольников через игровые технологии. Презентация
Добрый день уважаемые педагоги! Меня зовут Капсомун Светлана Борисовна. Я воспитатель Центра развития ребенка детского сада №10. Сегодня я хочу поделится опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста. Тема моего сообщения: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии»
Появившись на свет, ребёнок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т. е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды, дальше он начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное развитие.
(Слайд) Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить.
Профессор Н.М. Щелованов называл младший возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предмета. Поэтому я решила уделить больше внимания данной проблеме, планомерно и систематически включать во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. (Слайд)
Цель моей работы стало: повышение уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий
Задачи, которые я поставила перед собой:
• Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через игру.
• Использовать в своей работе с детьми основные виды игровых технологий для формирования сенсорных эталонов младших дошкольников.
• Формировать навыки самостоятельной деятельности, повысить самооценку детей, их уверенность в себе.
• Сплотить детский коллектив.
Поэтому в своей работе в первую очередь подошла к вопросу о создании условий для сенсорного развития детей младшего возраста.
Для этого я разнообразила развивающую предметно-пространственную среду в группе, создала сенсомоторный уголок, стараюсь развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт через игровые технологии и также веду работу с родителями по повышению знаний по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
(Слайд)
Создание развивающей среды.
Особое внимание уделяю созданию предметно- развивающей среды, так как малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к общению. Предметы обстановки группы подбираю таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.
(Слайд)
В группе мною создан сенсомоторный уголок, где находятся различные пособия и игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.(Слайд)
При ознакомлении детей с сенсорными эталонами, использую игровой персонаж. В свободной деятельности включаю игры: «Разбери овощи и фрукты», «Овощной магазин», «Накроем стол для гостей», где дети раскладывают посуду разной величины и цвета. «Наряди куклу», где дети наряжают куклы в разноцветную одежд. (Слайд)
Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей это - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Сенсорное развитие детей осуществляю через игровые технологии, так как именно игровые технологии — фундамент всего дошкольного образования.(Слайд)
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Это последовательная деятельность педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности.
Главный компонент игровой технологии - это непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. (Слайд)
Игровые технологии, которые использую в своей работе: (Слайд)
1) Блоки Дьенеша.
2) Палочки Кюизенера.
3) Ковролинография.
4) Математический планшет.
5) Технология Монтесори.
Сейчас немного расскажу о каждой технологии.
Блоки Дьенеша. (Слайд)
Логические блоки Дьенеша- это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной, использовать можно с 2-х лет.
Для того, чтобы ребенку было интересно играть и заниматься, можно привлечь любимые игрушки, специальные пособия с яркой картинкой.
Игры с блоками способствуют развитию у детей: памяти, логического мышления, комбинаторики, внимания.
Палочки Кюизенера (Слайд)
«Палочки Кюизенера» или «Цветные числа» - это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать. В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.Используются с 2-х лет.
На начальном этапе палочки и блоки Дьенеша я использовала как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. Затем я стала использовать на занятиях, применяя специальные пособия с яркими рисунками. По изображению ребенок выкладывает палочки и блоки как мозаику и у него получается объемная картинка.
Ковролинография. (Слайд)
Ковролинография используется при знакомстве с предметным миром, при обучении ориентировке в пространстве, рассказыванию сказок, моделированию из геометрических фигур.
Математический планшет.(Слайд)
Математический планшет позволяет научить детей ориентироваться на плоскости. У детей развивается мелкая моторика, зрительное восприятие.
Технология М. Монтессори. (Слайд)
По методике Монтессори среда делится на 4 зоны: упражнения в практической жизни, сенсорика, математика, развитие речи, а комплексы предметов для определения: размера, цвета, формы, звука, тактильных ощущений, запаха, веса, все выполнены из материалов знакомых ребенку.
Наш материал для работы упрощен и приближен к нашим возможностям, это то, что можно потрогать, поэкспериментировать: крышки, прищепки, тарелочки, баночки, яйца из киндер - сюрприза и различные крупы. Давно отмечено, что детей больше интересуют не игрушки, а бытовые предметы и им очень нравиться переливание воды из различных баночек, перебирание, пересыпание, сортировка круп. Это такие игры ,как «Найди клад», «Золушка», «Покорми Тимошку».
Игры с камешками Марблс - разноцветное счастье детей! (Слайд)
Камешки Марблс и декоративные камешки-это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал. Они получили название от английского слова ,т.е. мраморные. Применяю я данную технологию как в групповых занятиях, так и индивидуально. При работе осуществляю следующие задачи:
1. Развиваю мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию, внимание, память и мышление, фантазию ребенка
2. Воспитываю при этом положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.
Работа с родителями. (СЛАЙД)
Следует отметить, что вся организованная работа не была бы столь плодотворной, и не дала бы должного эффекта, если бы я не смогла заинтересовать родителей. Для родителей были организованны консультации: «Что такое сенсорика, и почему ее нужно развивать?» «Сенсорные способности малыша», «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; мастер-класс: «Учите, играя!», «Путешествие в мир Детства!» Беседы, папки – передвижки. И родители становятся активными участниками образовательного процесса.(Слайд)
Нетрадиционное оборудование, сделанное руками родителей.
Несмотря на то, что современные производители предлагают множество игр и игрушек для развития мелкой моторики рук, я уделяю особое внимание играм-самоделкам и нетрадиционному игровому оборудованию. Всё это сделано совместно с родителями: разные пособия, дидактические игры, тренажеры.
Все игры направлены на развитие мелкой моторики.
Таким образом: сенсорное развитие младших дошкольников это одно из важных направлений в личностном развитии детей и основа для успешного интеллектуального развития ребенка. А применение игровых технологий помогают получению знаний, умений и навыков, которые ребенок пронесет через всю свою жизнь.
Свое сообщение я хотела бы закончить словами В.А. Сухомлинского «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира».
Спасибо за внимание!
Презентация на тему: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии
Интересный и содержательный материал, спасибо! И отличная презентация , очень симпатичное у вас оформление кабинета на фотографиях.В своей работе тоже очень люблю использовать аналогичные пособия, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера,игры с Марблс и камешками. но вот сенсорный кубик увидела у вас впервые- попробую воплотить, очень интересная задумка!