Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по развитию речи "В гостях у сказки". Старшая группа

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов методов ТРИЗ для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме «В гостях у сказки». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Содержание конспекта направлено на обучение детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.

Цель: продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.
Задачи.
Речевое развитие:
- вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый; антонимы: добрый, злой, весёлый - грустный, здоровый - больной и другие;
- продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет; использовать выразительные средства - описание;
- продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос;
- развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию;
- воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.

Познавательное развитие:
- совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу;
- уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
- учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера;

Социально – коммуникативное развитие:
- продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности;
- формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка не перебивая;
- развивать умение детей действовать согласованно;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Физическое развитие:
- развивать зрительное внимание и память;
- совершенствовать умение координировать движения с речью.
Материалы:
Два мольберта; две указки; фланелеграф; иллюстрации героев сказок; схемы, изображающие героев сказок и их характер; иллюстрация «Путаница»; иллюстрации к игре «Узнай по тени»; схемы к игре «Сам себе сказочник»; мягкий кубик; разноцветные ориентиры; медали-сюрпризы; две физкультурные дуги.
Ход занятия.
1.Вступительная часть. Организационный момент.
Стулья стоят полукругом около доски. На каждом стуле - ориентир (цветок). Дети заходят под музыку «В гостях у сказки», встают около воспитателя.
- В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка — впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.

- Сегодня мы с вами отправляемся в гости к сказкам.
Если сказку назовёшь,
То цветок с собой возьмёшь.
- Назовите свою любимую сказку.
Дети называют, воспитатель каждому ребёнку вешает на шею «цветок» —
ориентир.
- Это необычные цветы — они помогут вам путешествовать по сказкам.
Все цветочки покачались
В стране сказок оказались.
Дети садятся на стулья, на спинке каждого «свой» ориентир.

2. Основная часть.
- Волшебник из Страны Сказок сказочным героям надел «шапки — невидимки», поэтому нужно отгадать загадки, чтобы узнать их имена.
Он хозяина любил,
Верно он ему служил.
Сапоги носил и злого
Людоеда победил. (Кот в сапогах)

Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет. (Кощей Бессмертный)

Стрела у Ивана,
Как птица в полете.
Жена у Ивана
Живет на болоте. (Царевна-лягушка)

Щуку я в пруду поймал
И желанье загадал. (Емеля)

Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя её! (Красная Шапочка)

- Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы.

На доске плакат «Сказочная путаница».
- Посмотрите, что он сделал? (Он перепутал все сказки).
- А какие сказки он перепутал? Назовите их. («Кот в сапогах», «Золушка», «Красная Шапочка», «Маша и медведь», «Царевна — лягушка», «Принцесса на горошине», «По щучьему веленью», «Заюшкина избушка», «Заяц — хваста»).
- Верно. Что перепутал на картине волшебник?
(Золушке дают примерить хрустальную туфельку, а не сапоги.
Примеряет туфельку не кот в сапогах, а принц.
Медведь несёт не Царевну — лягушку, а Машеньку.
Принцесса на Горшине спит не на печи, а на перине, а печь из сказки «По щучьему веленью».
Красная Шапочка встречает не зайца, а волка.
(Воспитатель снимает плакат с доски).

- Все мы сказки разгадали
И героев всех нашли.
Нужно дальше нам идти.
(Дети встают друг за другом и идут за воспитателем.)

Физминутка «Наоборотки»
Прием типового фантазирования «Наоборот»
Задача: - развивать мышление, умение выполнять не прямое указание, а анти - действия, разнообразить приемы закрепления отдельных действий, учить называть антонимы.
Дается задание детям выполнить определенные действие, движение - они должны выполнить анти - действие, анти - движение: проходя по мостику.
Ускорить ходьбу - замедлить ход;
Наклон вправо - наклониться влево;
Ходьба вперед - ходьба вперед спиной. Т.п.

- По тропинке мы пойдём
Через мостик перейдём.
(«Мостик» — две дуги. Дети проходят между ними выполняя антидвижение)

- Тот, кто слово наоборот назовёт, тот по мостику пройдёт. Цветы помогут вам найти своё место.
- Весёлый — грустный,
- добрый — злой,
- смелый — трусливый,
- старый — молодой,
- сильный — слабый,
- здоровый — больной,
- умный — глупый,
- вежливый — грубый,
- сытый — голодный,
- могучий — слабый,
- озорной — послушный,
- ленивый — трудолюбивый.

(«Мостик» убирается. Подходим к мольберту. На полу разложены цветы - ориентиры. Дети встают, каждый, около своего ориентира.
На мольберте - «тени» сказочных персонажей.

- Волшебник спрятал героев.
Если мы их разгадаем,
От волшебства мы их избавим.
- Называем тень, переворачиваем, смотрим, правильно ли угадали.
(Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч).
По мере называния, дети переворачивают иллюстрации, там — цветное изображение.

- Всех героев вы узнали, сейчас отдохнём.

Гимнастика для глаз.
«Мы пришли в чудесный лес.
(Глазами нарисовали круг вправо)
В нём много сказок и чудес.
(Круг влево)
Слева сосны — справа ели,
(Глазами вправо и влево)
Сверху дятел, тук да тук.
(Глаза вверх- вниз)
Ты глаза открой, закрой.
И скорей бегом домой.

- Подойдите к окну. Посмотрите на круг на окне, посмотрите на дом.
Сколько в доме этажей? Сосчитайте. Посмотрите на круг.
- Молодцы! Возвращаемся на свои стулья.
- Пока мы с вами путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные, портреты - линии.
- Какая это линия? (Воспитатель показывает волнистую линию на доске.)
- Да, это волнистая линия.
- Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией? (Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым)
- Перечислите героев сказок с таким характером. (Золушка, Белоснежка, Царевна — Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная).
- Верно, а почему? (Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные).

Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с ломаной линией.
- Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа? (Нет).
- На что похожа эта линия? (Она похожа на молнию, на колючки, на иголки).
- Герои, обладающие каким характером, могут быть изображены этой линией? (Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые).
- Перечислите их. (Кощей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.

Воспитатель вывешивает портрет Ивана – Царевича.
- Как зовут этого героя? (Его зовут Иван-Царевич).
- Какой линией можно его нарисовать? (Можно нарисовать прямой линией).
- Почему? Какой он по характеру? (Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый).
- Перечислите героев, которые обладают таким характером.
(Иван — крестьянский сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей).
На доске рядом с портретом Ивана Царевича проводит прямую линию.

Воспитатель вывешивает Буратино и линию, изображающую дугу.
- Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут? (Его зовут Буратино).
- Какой он по характеру? (Весёлый, озорной, смешной).
- Почему он обозначен такой линией? На что она похожа? (Она похожа на улыбку).
- Какие персонажи с похожим характером вам известны? (Емеля, Питер Пен, Карлсон).

- Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. А сейчас вы сами превратитесь в сказочных персонажей.

Звучит музыка, дети встают, выходят из-за стульев, строят круг.
Психогимнастика.
Это, что за маскарад
И зверей, и птиц парад
Ничего не разберёшь,
Где тут белка, где тут ёж.
Приготовься и смотри
Сказочное животное на месте замри.
В гости сказки к нам пришли
Кто есть кто — определи.
Буратино и Кощей
И Мальвина и злодей.
Приготовься и смотри
Фигура из сказки на месте замри.
(Дети проходят на свои стулья.)

Воспитатель предлагает детям сочинить свою сказку.
Будем кубиком играть,
Будем сказку сочинять.
(На мольберте план - схема сказок)

- Первый шаг- бросаем кубик, считаем сколько выпало, ищем схему, это начало сказки. Составляем предложение. Бросаем кубик ещё раз - считаем, составляем второе предложение по выпавшей схеме. Всего пять шагов.
Наша сказка должна быть интересной, законченной, в ней должно произойти чудо, волшебство. В ней должны присутствовать сказочные герои и добро победить зло.
(Дети сочиняют сказку по выпавшим схемам, воспитатель направляет, задаёт вопросы.)
Примерный вариант сказки: см. Приложение 1.

- Молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться.

3. Заключительная часть. Итог.
- Вам понравилось быть в гостях у сказок?
- Что понравилось? Что запомнилось больше всего? Что бы вы хотели узнать в следующий раз? (Дети отвечают.)

- Верить в сказку- это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно
Отворит все двери.
Приложение № 1.
Жили-были король и королева. Жили они в большом дворце. Детей у них не было. Жили они скучно и в одно прекрасное утро очутились на необитаемом острове. Там было очень красиво. Росли необычные деревья и пели чудесные птицы. На острове они встретились с добрым звездочётом, который им рассказал про планеты, и показывал их в свой телескоп. Король и королева очень понравились звездочёту и он подарил им волшебное яблоко. Поблагодарили они звездочёта и отправились в обратный путь с этим яблоком. Оно не только показало им дорогу домой, но и по возвращении продолжало творить чудеса. И вот, что из этого получилось: в скорм времени у них родился сын и стали они жить поживать, да добра наживать.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в средней группе по произведениям Маршака Конспект занятия на тему «Сказки» в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Русские народные сказки Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

Похожие статьи:

Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада

Опубликовано: 1209 дней назад (1 августа 2021)
Просмотров: 5604
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Наталья Владимировна Боницкая # 2 августа 2021 в 08:45 +1
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна! С удовольствием ознакомилась с Вашим конспектом занятия по развитию речи "В гостях у сказки". Очень увлекательное, содержательное путешествие получилось. Интересный приём сравнения характеров персонажей с линиями. Понравилась физкультминутка, направленная на развитие внимания и мыслительной деятельности. Продуманы методы, приёмы мотивации и организации детей. Не совсем поняла только, как проводится данная психогимнастика. А в целом очень интересное, насыщенное занятие. Творческих успехов! Голос!
Ольга Геннадьевна Цурикова # 2 августа 2021 в 19:03 +1
Спасибо! И Вам творческих успехов!