Урок Мужества «Дети и война» для школьников 5-8 класса. Конспект с презентацией
Конспект открытого урока Мужества «Дети и война»
Аннотация
Данное занятие основано на результатах поисково-исследовательской работы, проводимой в школьном военно-патриотическом музее «Молодая гвардия» МБОУ "Таканышская СОШ" Мамадышского района Республики Татарстан по поиску эвакуированных в село Нижний Таканыш воспитанников ленинградской школы-интерната №322 в 1942 году. В музее школы хранятся уникальные подлинные документы. Это фотографии директора и учителей времени, когда жили и учились ленинградские дети, классные журналы, фотография с заседания райкома партии Таканышского района ТАССР о размещении эвакуированных детей, решение Исполкома Таканышского района "Об улучшении условий жизни ленинградских детей", а также воспоминания жителей села, которые учились вместе с ленинградскими детьми. Все эти материалы обобщены в экспозиции "Ленинградские дети в Таканыше". Членам совета музея удалось связаться с одной из этих детей – В.А. Матвеевой и получить от нее письмо, в котором она вспоминает, как они жили в нашем селе и учились.
Тема урока: «Дети и война»
Цель урока:
формирование знаний обучающихся об истории жизни и деятельности эвакуированных ленинградских детей из школы интерната №322; совершенствование патриотического воспитания школьников.
Задачи: Образовательные:
- Дать представление школьникам об истории села Нижний Таканыш и о жизни эвакуированных детей из осажденного Ленинграда.
- Создать условия для формирования у школьников углубленных знаний об истории Великой Отечественной войны.
Развивающие:
- Развить у школьников познавательного интереса к историческому краеведению и поисково-исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- Воспитать школьников в духе гражданственности и патриотизма.
- Воспитать учащихся уважительного отношения к героическому прошлому родного края.
Тип урока: интегрировано-комбинированное занятие с элементами экскурсионной работы.
Занятие интегрировано в историю и краеведение.
Место проведения:
Школьный музей. Актовый зал школы.
Целевая аудитория: учащиеся 5-8 классов МБОУ «Таканышская СОШ».
Оборудование:
- ноутбук,
- проектор и экран,
- презентация «Ленинградские дети в Таканыше»,
- экспозиция школьного музея, посвященная ленинградским детям.
Продолжительность урока – 45 минут.
Экскурсионная часть – 15 минут.
Теоретическая часть – 30 минут.
Ход урока
Организационный этап.
Учащиеся собираются в школьном музее. Утихают разговоры.
Вступительное слово педагога:
"Здравствуйте ребята. Вы находитесь в стенах нашего школьного музея "Молодая гвардия".
Сегодня здесь мы с вами станем участниками Урока Мужества. Тема сегодняшнего урока "Дети и война". Основная задача сегодняшнего урока – узнать о судьбах ленинградских детей, которые были эвакуированы в наше село в 1942 году. Они жили у нас и учились в нашей школе. А, сейчас предоставляю слово экскурсоводу нашего музея Алине Рахимовой.
Основная часть
1. Экскурсия по экспозиции "Ленинградские дети в Таканыше".
Слово экскурсовода.
"Ленинградские дети в Таканыше" – так называется стенд, посвященный воспитанникам ленинградской школы №322 города Ленинграда, которые были эвакуированы в село Нижний Таканыш в годы Великой Отечественной войны. В январе 1942 года в селе Нижний Таканыш появились обозы с эвакуированными детьми из 322 школы-интерната города Ленинграда. Встречали их в Кукморе, что в 30 километрах от Таканыша. Со всей деревни собирали шубы, тулупы, валенки, варежки. Привезли их, как птенцов, в больших корзинах на лошадях, замерзших, но живых. Поселили в районном пункте здравоохранения. Некоторые из детей были отданы в семьи. В школе открылись русские классы. На стенде вы можете увидеть сохранившиеся с тех времен классные журналы. А вот их оригинал. Дружно жили русские и татарские дети. Ждали окончания войны и вестей с фронта. Не островком жили у нас ленинградские дети. Они всё делали для победы: работали на полях, выступали с концертами в сельском клубе, ходили с агитбригадой. Четверо из ленинградских детей умерли от истощения. Они похоронены на нашем кладбище. Над этой могилой ухаживают члены совета музея. К 65-летию Победы открыли мемориальную доску на могиле этих детей.
Вот уже на протяжении нескольких лет мы ведем активный поиск ленинградских детей.
Нам удалось найти одну из них – Матвееву Валентину Александровну. Она написала нам, как жили они в годы войны. "Дорогие таканышцы, спасибо Вам, не забудем ваших забот…" – так писали они, обращаясь к тем, кто помог им выжить в годы войны. Мы продолжаем поиски по теме «Дети и война». Ведь это наше прошлое, которое нельзя забыть».
2. Продолжение урока в актовом зале школы.
Слово педагога.
"Вот и завершается наша экскурсия. Но наш урок на этом не заканчивается. Сейчас мы с вами дружно перейдем в актовый зал, где продолжим изучать историю эвакуированных ленинградских детей".
Учащиеся переходят в актовый зал. Садятся в кресла. Шум утихает. Гаснет свет. Раздается вой сирены, оповещающий о налете вражеской авиации. На экране появляется заставка.
Слово педагога.
"Ребята, а вы знаете – когда началась блокада Ленинграда?
Правильный ответ 8 сентября 1941 года.
Какой день считается днем окончания блокады.
Правильно – 27 января 1944 года".
"Блокада Ленинграда без малого длилось 900 дней и ночей. Город постоянно обстреливался и подвергался воздушным налетам. После того, как фашистами был захвачен Шлиссельбург, прервалась наземное сообщение города с Большой землей. С этого времени жители начали испытывать голод и холод. Наибольшие страдания приходилось на долю детей. И было принято решение об их эвакуации.
Эвакуация проходила в несколько этапов: Первый этап: с 29 июня по 27 августа 1941 года – было эвакуировано около 220 тысяч детей. Второй этап: сентябрь 1941 по апрель 1942 года – эвакуировано более 120 тысяч детей. Третий этап: с мая по октябрь 1942 года – эвакуировано около 38 тысяч детей.
На втором этапе в наше село были эвакуированы воспитанники школы-интерната №322.
А, сейчас мы с вами посмотрим документальный ролик, о том, как это было. Внимание на экран".
Завершающий этап.
Ролик завершается. Зажигается свет.
Слово учителя.
"Вот и завершается наш "Урок Мужества". На этом уроке вы познакомились о том, как шла эвакуация детей из осажденного Ленинграда в наше село, как они жили у нас в годы войны. Некоторым из них так и не суждено было дожить до светлого Дня Победы. Почтим же память детей блокадного Ленинграда минутой молчания".
Все встают. Минута Молчания.
Заключительное слово учителя.
"Вот и завершился "Урок Мужества". Но такие уроки мы еще будем проводить и в дальнейшем.
Спасибо за внимание!".
Урок завершается. Учащиеся покидают актовый зал.
Рамиль Марсович, здравствуйте!
С интересом побывала на Уроке Мужества «Дети и война».
Патриотично! Познавательно! Интеграция прослеживается.
Вы создаёте условия для формирования у школьников углубленных знаний об истории Великой Отечественной войны, воспитываете у подрастающего поколения уважительное отношения к героическому прошлому родного края, это очень важно! Ваша разработка достойна высокой оценки! Мой голос +2, УСПЕХОВ!!!