Конспект экскурсии для младших школьников «В гости к осени»
Описание материала:
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для воспитателей и педагогов 1-2 классов начальной школы по теме: «В гости к осени». Этот конспект познавательного занятия, направленного на расширение и углубление знаний детей за осенними изменениями в живой и неживой природе.
Цель:
Расширение и углубление знаний об объектах природы
Задачи:
- Организовать коллективную прогулку
- Наблюдение за осенними изменениями в живой и не живой природе
- Формирование представлений о деревьях, о их окраске, форме, величине.
- Воспитание эстетического чувства к природе
Планируемые образовательные результаты по ФГОС:
Предметные: научатся наблюдать за изменениями в природе осенью
Метапредметные:
Регулятивные: работа по предложенному воспитателем плану, умение наблюдать, высказывать свое предположение (версию)
Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свои знания
Коммуникативные: уметь оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других
Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности
Образовательные ресурсы: Загадки, вопросы, игры, природный материал
Предварительный просмотр видеоурока «Общие правила поведения во время экскурсии в природу»
Ход мероприятия
1. Психологический настрой.
Воспитатель: Мы пришли в осенний парк. Он красив и приветливо принимает нас. Но обязательно надо помнить и соблюдать правила поведения в природе. Давайте вспомним эти правила. Как нужно вести себя в природе?
Ученики: Не ломать живые ветки деревьев и кустарников.
- Не рвать красиво - цветущие травы.
- Нельзя уничтожать грибы, даже если они несъедобные.
Воспитатель: Почему?
Ученики: Ими питаются животные.
- Не шуметь, чтобы не мешать птицам и зверям.
- Не оставлять после себя мусор.
- Нельзя пробовать на вкус незнакомые ягоды.
Воспитатель: Нельзя трогать руками колючие, режущие и незнакомые растения.
- Без разрешения удаляться от группы на расстояние.
2. Организационный момент.
Воспитатель готовит детей эмоционально к восприятию природы, к наблюдению за сезонными изменениями.
- Что мы видим вокруг?
- Ученики: Деревья, клумбы, кустарники, газоны.
- Воспитатель обращает внимание детей на вид парка в период золотой осени. Скажите, что изменилось в парке по сравнению с летом?
-
Ученики: Листья на деревьях пожелтели и осыпаются, когда дует ветер, трава и цветы завяли.
- Воспитатель предлагает послушать четверостишье и в конце его «досказать словечко».
- Ученики стоят полукругом внимательно слушают.
-
Воспитатель: Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: « Это…»
- Ученики дополняют четверостишье хором : Осень
- Воспитатель подводит детей к теме занятия.
Чему посвящена наша прогулка?
-
Ученики: Осени
3. Основная часть.
1. Конкурс: «Угадайка». Создание игровой мотивации.
Загадки: об осени, о деревьях, погоде, кустарниках.
Воспитатель: деревья так заколдованы, что забыли свои названия. Давайте их расколдуем, поможем им вспомнить их названия.
-
Воспитатель загадывает загадки:
Стоит Алёна
Платок зелёный
Тонкий стан
Белый сарафан
- Ученики отвечают загадки хором: Берёза
-
Воспитатель: Весной зеленела,
Летом загорела
Осенью надела
Красные кораллы
-
Ученики: Рябина
-
Воспитатель: Он качает пышной кроной
Шелестит листвой зелёной
Погляди, среди ветвей
Сколько спелых желудей.
-
Ученики: Дуб
-
Воспитатель: Никто не пугает, а вся дрожит.
-
Ученики: Осина
-
Воспитатель: Почки - пахучие,
Листья – липучие,
Плоды – летучие.
-
Ученики: Тополь
-
Воспитатель:
Её всегда в лесу найдёшь – стоит колючая как ёж,
Зимою в платье летнем.
-
Ученики: Ель
-
Воспитатель: Летит орлица,
По синему небу
Крылья распластала
Солнышко заслала
-
Ученики: Туча
-
Воспитатель: Стоит зелёный кустик
В красный горошек
А тронешь - укусит
-
Ученики: Шиповник
- Воспитатель послушайте внимательно следующую загадку:
Он стоит высокий, стройный лист на нём резной, узорный
Ветками качает он.
Кто, скажите он.
-
Ученики: Клён
-
Воспитатель: Не зверь, а воет.
-
Ученики: Ветер
-
Воспитатель:
Как была молода – была бела,
А как постарела – то покраснела.
-
Ученики: Калина
-
Воспитатель: Шёл долговязый, и в землю увяз.
-
Ученики: Дождь
2. Конкурс «Познавательные вопросы»
Воспитатель: Осмотритесь вокруг и скажите: «Какие деревья и кустарники растут в парке?»
Ученики отвечают на вопросы: Берёза, тополь, клён, ива, ель, рябина, сирень, черёмуха, дуб, шиповник.
Воспитатель: Как определить берёзу, клён, тополь? Какое различие у деревьев?
Ученики: По стволу, коре, веткам, листьям.
Воспитатель: Как изменились деревья по сравнению с летом?
Ученики: Листья на деревьях пожелтели, и когда дует ветер, они осыпаются.
Воспитатель: Почему листочки опадают с деревьев?
Ученики: Они готовятся к зиме.
Воспитатель: А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите?
Ученики: Шум деревьев, шаги прохожих, шелест листьев.
Воспитатель: А слышите ли вы пение птиц?
Ученики: Нет.
Воспитатель: А почему?
Ученики: Многие птицы улетают в тёплые края.
Воспитатель: Почему осенью птицы улетают?
Ученики: Становится холодно. Мало корма.
Воспитатель: Каких перелётных птиц вы знаете?
Ученики: Ласточек, грачей, уток, соловьёв, кукушек, жаворонков, стрижей.
Воспитатель: Какие птицы зимуют у нас?
Ученики: Снегири, синицы, голуби, воробьи, вороны, совы, дятлы, глухари.
Воспитатель: Много ли насекомых вы увидели в парке сейчас (осенью)?
Ученики: Не увидели никого.
Воспитатель: Куда они делись?
Ученики: Они прячутся поглубже в землю, в кору деревьев под опавшие листья и впадают в спячку.
Воспитатель: Каким стал воздух с приходом осени?
Ученики: Более холодным.
Воспитатель: Понаблюдайте за небом. Какое оно? Рассказывает стихотворение А.С.Пушкина:
«Уж небо осенью дышало.
Уж реже солнышко блистало…»
Ученики: Синее, чистое, безоблачное.
Воспитатель: Солнце светит так же ярко и греет, как и летом?
Ученики: Нет. Светит не так ярко и не греет.
Воспитатель: Дует ли ветер? Как определили?
Ученики: Качает деревья, срывает листочки.
Воспитатель: Как одеты люди?
Ученики: Куртки, шапки.
3. Конкурс « Отгадай и найди решение»
Воспитатель показывает опавшие осенние листочки. Цель: Формирование представлений о деревьях, их окраске, форме, величине.
Ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист и подбегают к нему.
4. Конкурс
Игра «Этажи леса». Создание игровой мотивации.
Объяснение правил игры: воспитатель называет травы – дети должны присесть, кустарники – хлопать в ладоши, деревья – подпрыгивать. Воспитатель перечисляет ( Рябина, дуб, шиповник, осина, подорожник, берёза, ель, черёмуха, ландыш, клён, малина, сосна, ива, ольха, яблоня, липа, крапива, бузина, клевер, борщевик, калина, мох, клевер, смородина, одуванчик)
Ученики: Слушают правила игры, развивают мышление, воображение, смекалку, сноровку и двигательную активность. Выполняют задание по предложенному воспитателем плану.
5. Конкурс « Кто лучше составит букет».
Цель: Заинтересовать мотивировать учеников в составлении осеннего букета.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение О.Высоцкой.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.
Вон листочки жёлтые,
Вон листочки красные.
Соберём в кошёлку
Мы листочки разные!
Будет в комнате красиво,
Скажет мама нам – « спасибо»!
Ученики собирают упавшие с растений и деревьев листочки и составляют букеты из осенних материалов.
Применяют самостоятельное решение, развивают воображение, экспериментальные способности.
Заключительная часть. Итог.
-
Воспитатель: Понравилась ли вам экскурсия? Чем именно?
Назовите изменения в живой и неживой природе осенью?
- Ученики выделяют то, что уже усвоено.
Отвечают на вопросы:
Осенью опадают разноцветные листья, птицы улетают на юг, животные готовятся к зимней спячке, травы вянут.
Температура воздуха постепенно понижается, появляются на небе низкие, серые облака, усиливается ветер, часто идут холодные дожди, по утрам заморозки, на лужах появляется корочка льда.
Рефлексия.
- Воспитатель:
Что нового узнали на экскурсии?
О чём расскажите дома?
Кто себя может похвалить за ответы на вопросы и загадки, поднимите (красный, оранжевый, жёлтый листик)
Кто недоволен собой? (коричневый листик)
- Ученики: Отвечают на вопросы, оценивают себя.
-
Воспитатель: Молодцы! На этом наша экскурсия подошла к концу.
Литература:
Энциклопедия стихотворных загадок.
Стихотворения: А.С.Пушкина « Уж небо осенью дышало…»
О.Высотской «Последние листочки…»
Подвижные игры М.Н.Жуков М.: Издательский центр «Академия»
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий внеклассного мероприятия на тему: Осень, 4-5 класс
Сценарий познавательной игровая программы для младших школьников на тем: Осень
Осенние посиделки. Интересный сценарий для начальной школы
Внеурочное занятие в начальной школе на тему "Осень". Конспект