Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методы работы со сказкой в начальной школе во внеучебной деятельности

Методы работы со сказками во время внеучебной деятельности
Содержание:
1. Вводная часть.
2. Цели и задачи внеурочной деятельности.
3. Методы работ со сказками.
4. Заключение.
5. Список литературы.

Вводная часть.
Внеучебная деятельность - это занятие, организуемое после уроков для детей определенной возрастной группы, в которой создаются условия для развития творческой и познавательной активности литературных сказок.
Цель внеучебной деятельности: мотивация обучающихся после урока на внеучебную деятельность - это создание условий для личного развития, реализации детьми своих интересов: познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности.

Задачи внеучебной деятельности:
• воспитывать интерес к художественной литературе;
• развивать выразительность речи;
• развивать внимание, память, мышление;
• уметь сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческие способности;
• развивать актерские способности и внимательность детей;
• учить краткому пересказу.

Названные цель и задачи могут быть решены через сказки. Именно в них отражены жизнь людей стремление к доброму, к счастью, к труду.
Общий ход работы над сказкой, научить видеть художественные особенности сказки, учить давать характеристику героев. Учить выбирать правильную интонацию при чтении.

Используются различные виды чтения:
• чтение в слух;
• чтение про себя;
• чтение в парах друг другу;
• чтение по ролям.

1. Начинается работа над сказкой с заглавия, с рассматривания иллюстраций к сказке. (На первом этапе дети задумываются над тем, что будет в сказке, какие герои)

2. Сначала сказку медленно читает воспитатель, чтобы у учащихся сформировалась полная картина происходящего.
Возможно, задать вопрос после первичного знакомства со сказкой. (Какие слова вам показались непонятны?)
Также особое внимание уделяется лексической работе по сказке, которая охватывает сразу несколько направлений :
• толкование устаревших слов, например: землянка - дом; диво - чудо; караул - охрана; бездна- глубина и т. д.
• объяснение учащимся смысла фразеологических оборотов, например: бить баклуши - ничем не заниматься; шаром покати - ничего нет; спустя рукава - не стараясь, крокодиловы слезы - фальшивые слезы; работать засучив рукава - работать со старанием; тише воды, ниже травы- скромно незаметно себя вести.

Образен язык сказок: сравнения, пословицы, поговорки, загадки. Поэтому дальше идет работа над смыслом пословиц и поговорок. В сказках пословицы помогают обобщить, выразить в краткой форме нравоучение, сформулировать главную мысль прочитанного. Чтобы лучше понять смысл пословиц и поговорок, нужно ставить вопросы, дающие возможность оценивать действительность. Например, на заключительном этапе изучения сказки «Лиса и журавль», после того, как определена главная мысль сказки, воспитатель обращается к пословице «Как аукнется, так и откликнется». Он задает вопросы учащимся: «Как вы понимаете эту пословицу? Вспомните, как угостила лиса журавля». Как вы думаете, журавль обиделся на лису или нет? Как журавль поступил? Почему? Как вы думаете, лиса обиделась?»

Воспитатель комментирует и разбирает смысл пословицы на примере сказки «Лиса и журавль»: «Если ты кого-то обидел, то с тобой могут поступить так же и тебе тоже будет обидно. Поэтому помни: как ты относишься к людям, так и люди будут относиться к тебе». В этом заключается смыл пословицы.

Можно предложить другую работу - найдите отрывки, которые соответствуют иллюстрациям, найдите эпизоды из сказки, соответствующие пословицам или поговоркам, например: «На чужой каравай рот не разевай» (заюшкина избушка), «В тесноте, да не в обиде» (теремок, руковичка) и т.д.

А так же продолжается работа по нахождению эпитетов, метафор. Например: «Он потерял голову; тяжелый характер; жар- птица; чаша - жизни»...

3. В ходе беседы выясняется, о чем сказка, учащиеся характеризуют героев.

4. Дети самостоятельно читают сказку шепотом или про себя, осмысливают прочитанное. Особенно нравится выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие типичных особенностей сказки; разговорный язык, повторы, особая ритмика.

Ушинский считал, что повторяемость элементов сюжета, словесных оборотов, образность языка, способствуют быстрому запоминанию сказок, оставляют надолго яркие впечатления в сердце.

Отсюда следует, что дети с легкостью пересказывают сказки.

5. Благодарнейшим способом изучения сказки являются ее инсценирование. Данная работа - надежный путь к осмыслению сказки. Роли распределяют сами дети в зависимости от сказки. Например, в русской народной сказке: «Лисичка-сестричка и волк», за лисичку читают девочки, за волка - мальчики. Учащиеся самостоятельно распределяются по парам, читают по ролям.

Инсценировка сказки очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Кроме этого развиваются зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность.

6. После обсуждения и инсценирования сказки можно попросить нарисовать рисунок, иллюстрирующий эту сказку. Рисование являются важным закрепляющим фактором, а при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение. После рисования, предметом обсуждения может стать уже сам рисунок. Ребенок, скорее всего, выберет наиболее значимый для него, значит, содержание рисунка может вам много сказать о его реакции на сказку.
Иногда ребята создают рисунки, которые не совсем «правильно» иллюстрируют сказку. Это нормально - так они выделяют наиболее значимые моменты и вносят изменения в саму сказку, выражают свое отношение к сюжету. Необходимо поощрять самостоятельность ребят, при выборе сюжетов и средств реализации художественного замысла, это стимулирует их творчество, активизирует интерес.

7. Далее можно использовать следующую форму работы со сказкой. Например придумывание своей сказки по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка). Например придумываем сказку «Помидорка».

Можно предложить игру «Продолжи сказку». Ребятам очень нравиться продолжать сочинять сказку. В этом мире Фантазии и Волшебства ребята чувствуют себя очень удобно. С помощью удачно сочиненной сказки можно решить многие детские проблемы.

Заключение.
В заключении следует отметить, что на занятиях во внеучебной деятельности изучение сказок проводятся с учетом требования в ФГОС направленных на достижения формирования УУД (коммуникативных, личностных, регулятивных, познавательных).

Литература:
1. Евладова Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС- Высшая школа.
2. Зубарева Е.Е. Детская литература- М: Просвещение, 2005
3. Фесюкова Л.Б. « Воспитание сказкой» -М: Просвещение, 1993
4. Иванова Э.И. Расскажи мне скаку…- М: Просвещение, 1995

Рекомендуем посмотреть:

Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика" Художественный мир произведения. Содержание понятия

Похожие статьи:

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Создание воспитательной среды в начальных классах

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Конспект осенней экскурсии, 1 класс
Опубликовано: 927 дней назад (6 октября 2021)
Просмотров: 987
0
Голосов: 0
Ирина # 12 октября 2021 в 13:32 0
Спасибо за статью. Очень пригодится в работе
Елена # 12 октября 2021 в 16:11 0
Статья получилась очень поучительная и интересная!
Алёна # 12 октября 2021 в 16:17 0
Статья получилась очень интересная ! Это именно то , что я искала ❤
Светлана # 15 октября 2021 в 14:49 0
Спасибо за статью, материал пригодится взяла в копилку!
Наталия # 15 октября 2021 в 17:40 0
Большое спасибо! Полезный материал!