Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОО
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно!
Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Согласно «Критериям оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ»
педагоги должны создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, а именно:
• поощрять исполнительское творчество детей (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на занятиях и др.)
• развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.
• побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций.
• учить детей различать настроения, переживания, эмоциональное состояние персонажей, передаваемые различными средствами драматизации
• предоставлять детям право выбора средств для импровизации и самовыражения, в том числе сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров и пр.
• рассказывать детям о театральных жанрах (драматическом, музыкальном, кукольном театрах, театре зверей, клоунаде и пр.)
• знакомить детей с разными видами кукольных театров би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.
• обеспечивать условия для взаимосвязи, театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе (использовать игры- драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры; на занятиях по художественному труду изготавливать атрибуты и элементы декораций и костюмов и пр.)
• создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Актуальность моей статьи состоит в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что
театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие.
Таким образом,
театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Такая деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Особую роль в развитии детей играет тесное взаимодействие с родителями. Поэтому работе с родителями мы придаем особое значение. Родители не только присутствуют на занятиях, но и активно в них участвуют. Мы стараемся общаться не только с мамами, но и с другими родственниками, окружающими ребенка в семье.
В работе используем активные формы: заседания дискуссионного клуба, творческие гостиные, родительские собрания, совместные спектакли, театральные постановки, видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детей. Благодаря активным формам работы с семьями обозначились положительные тенденции в воспитании и обучении детей развитию способностей.
Я считаю, что формирование личности должно осуществляться в тесном сотрудничестве со всеми сторонами художественного воздействия на ребёнка, поэтому большое внимание уделяется сотрудничеству с педагогами дополнительного образования. Стремимся, чтобы каждый педагог осознал, что развитие личности ребенка следует рассматривать не как формальное обучение с целью получения определённой суммы знаний, а как интересный, увлекательный процесс доверительного общения, «погружения» в мир творчества, создания новых образов и сюжетов, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
Список литературы:
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
2. Буренина А. И. От игры до спектакля: учебно-методическое пособие / А. И. Буренина. – СПб.: Музыкальная палитра, 1995. – 91 с.
3. Казакова Т. Т. Развитие творчества у дошкольников / Т. Т. Казакова. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
4. Кофман Н. С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / Н. С. Кофман: под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974. – 298 с.
Электронные ресурсы
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс. Теневой театр своими руками
Фотоотчет со сказки "Аленький цветочек"
Конспект театрализованного занятия во второй младшей группе
Конспект совместной театрализованной деятельности в подготовительной группе по русской народной сказ
Похожие статьи:
Сказка «По щучьему веленью» на новый лад. Сценарий по ролям для старших дошкольников