Итоговый урок математики в 5 классе в игровой форме. Конспект с презентацией
Конспект итогового игрового урока «Я все знаю!» для 5 класса
Данная работа будет полезна для учителей среднего общего образования. Все задания к данной работе основываются на материале «Математика. 5 класс – Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др.». Цель: развитие творческих способностей учащихся, развитие любознательности, создание условий для формирования умений работать в группе, расширение общего кругозора. Задачи:
1. Образовательная: закрепить пройденный материал.
2. Развивающие: способствовать развитию творческих способностей, воображению, фантазии.
3. Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельной, развивающейся личности. Оборудование: компьютер, экран, презентация, доска. Необходимые приготовления к уроку:
1. Распечатать задания (сколько необходимо по количеству команд).
2. На доске начертить таблицу для подсчета командных результатов.
3. Сдвинуть столы, для удобного расположения команд.
Ход урока
*На проекторе включен 1 слайд*
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Я предлагаю вам проверить свои знания по всему курсу математики за 5 класс. Но сделаем мы это не с помощью скучной контрольной, а необычным образом! Готовы доказать мне, что вы все знаете? Готовы получить пятерки? Готовы зарядиться прекрасным настроением? Дети: Даааа! Учитель: Отлично, тогда начинаем!
Для начала мы должны с вами разделиться на 3 команды (можно на 4, я предлагаю деление по рядам).
*Учитель рассаживает детей*
Учитель: Хорошо, теперь мы готовы начинать.
Для начала давайте послушаем правила сегодняшнего урока. Каждый из вас находится в команде. У вас не будет индивидуальных заданий, поэтому важно, чтобы вы уважали друг друга. То как вы прислушиваетесь к друг другу и доверяете будет зависеть ваша победа в сегодняшнем конкурсе. Чтобы все были задействованы в уроке, не перетягивайте на себя одеяло, подумайте в чем хорош ваш товарищ по команде. Но уважение важно проявлять не только к своей команде, но и к команде соперников. За плохое поведение, и нарушение правил вся команда будет штрафоваться, то есть будут отниматься баллы. В ходе урока будет несколько разных заданий. Все наставления к ним вы будете получать непосредственно перед началом задания. Задания я буду раздавать на стол в перевернутом виде. Пока я не скажу приступать, вы не трогаете листочки. В конце игры мы подводим итоги и награждаем победителей. Вам все понятно? Дети: Да. Учитель: Тогда приступаем к первому раунду.
*2 слайд. Учитель раскладывает на стол карточки с заданием, в перевернутом виде*.
Первое задание – это математический кроссворд. На выполнение вам дается 15 минут. За каждое правильно отгаданное слово – команда получает 1 балл. Обратите внимание, у других команд такие же кроссворды, поэтому если вы будете громко кричать вы не только нарушите правила, но и дадите подсказу соперникам. Если кто-то справится с заданием раньше, то вы можете сдать мне кроссворд и получить дополнительное задание, для дополнительных баллов. Итак, приступаем! Можете перевернуть свои задания.
Вопросы к кроссворду:
По вертикали:
1. Разделить и числитель, и знаменатель на одно и то же число
2. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями, больше та дробь, у которой числитель …
3. Раздел математики, в котором изучают вопросы о том, сколько комбинаций, подчинённых тем или иным условиям, можно составить из данных объектов
4. Кривая замкнутая линия, которая может скользить сама по себе
5. Произведение длины и ширины прямоугольника
6. Квадрат и куб числа – это …
7. Натуральное число, имеющее только 2 делителя
8. Часть прямой, лежащая по одну сторону от заданной точки.
9. Результат умножения
10. Произведение трех измерений
11. Замкнутая ломаная образует
12. Имеет 11 вариантов развертки
13. Угол, который меньше прямого
14. Равносторонний или равнобедренный …
15. Сверху у дроби
16. Дробь, у которой есть и целая и дробная часть
17. Геометрическое тело, которым славится Египет
18. Сумма длин сторон многоугольника
19. Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти
20. Десять сантиметров
По горизонтали:
1. Часть прямой, ограниченная двумя точками
2. Расстояние, деленное на время
3. След движущейся точки
4. Третий разряд числа
5. Число из которого вычитают
6. Число, которое делят
7. Форму какого геометрического тела имеет планета Земля
8. Это есть у дерева и уравнения
9. Угломер
10. Для невидимых линий на чертеже используют
11. Четырехугольник, у которого все угля прямые
12. Кирпич, с точки зрения геометрии
13. Снизу у дроби
14. И многогранник, и шляпа
15. Наименьшее трехзначное число
16. Бывает столбчатая и круговая
17. Запись какого-нибудь правила с помощью букв
*Спустя 15 минут* Учитель: Ребята, время вышло, прошу все команды сдать мне ваши кроссворды.
*Дети сдают кроссворды*
Пока вы будете выполнять второе задание, я проверю ваши работы. *3 слайд*
Второй раунд – геометрический! На это задание отводится меньше времени – всего 5 минут. Вам нужно будет начертить многогранник в объеме, придерживаясь всех правил построения - видимые ребра сплошными линиями, невидимые – пунктиром. А также вычислить объем и площадь поверхности параллелепипеда. Будьте внимательны и не торопитесь.
*Учитель раздает задания, в перевернутом виде* Учитель: Приступаем!
*Пока дети выполняют задания, ведется подсчет результатов по 1 заданию* Учитель: Ребята, время вышло, сдаем карточки с выполненными заданиями. *Дети сдают работы* Учитель: Пока вы выполняли задания, я подсчитала количество правильных ответов по 1 заданию. Давайте занесем результаты в таблицу. Команда номер 1 - …. баллов, номер 2 - …. , номер 3 - ….
*Учитель записывает результаты на доске в таблицу*
Учитель: Вы большие молодцы! Очень хорошие результаты! Сразу же подведем итоги 2 конкурса. 1 команда правильно начертила многогранник, нашла объем и площадь, поэтому команда заработала еще 3 очка! 2 и 3 команда тоже отлично справились с заданием, вам тоже присваивается по 3 очка. Посмотрим на наши результаты. По итогам 1 и 2 раунда лидирует команда номер …! Ребята из других команд, не стоит расстраиваться, у вас сейчас будет шанс опередить всех, потому что мы переходим к 3 раунду! Блиц! *4 слайд*
Правила очень просты, я задаю вопросы, вы, если хотите ответить – поднимаете руку. Кто первый поднял, тот и отвечает. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если ответ прозвучал не верный, то другая команда может попытать удачу. Соберитесь, слушайте внимательно и не шумите. Готовы? Начинаем! *Учитель задает вопросы, за правильные ответы – добавляет баллы в таблицу результатов* Вопросы:
1. Какие бывают линии? (замкнутые, незамкнутые, самопересекающиеся, без самопересечений)
2. Сколько прямых можно провести через 2 точки? (только одну)
3. Признак делимости на 10? (если число оканчивается на 0)
4. Если разбить прямую точкой, сколько получится лучей? (два)
5. Основная единица длины? (метр)
6. Скольки градусам равен развернутый угол? (180)
7. Чем отличается окружность от круга? (окружность – это замкнутая линия, круг – это геометрическая фигура, описанная этой линией)
8. Как называется нумерация чисел, которой мы пользуемся? (арабская)
9. В римской нумерации, какой буквой обозначается число 100? (С)
10. Если угол меньше прямого, то он какой? (острый)
11. С какого числа начинается натуральный ряд чисел? ( с 1)
12. При сравнении дробей с одинаковыми числителями, больше будет та, у которой… (знаменатель меньше)
13. Сколько четных чисел в последовательности от 1 до 100? (50)
14. Если в основании пирамиды шестиугольник, как называется эта пирамида? (шестиугольная пирамида)
15. Наибольшее четное трехзначное число? (998)
16. Луч, который делит угол пополам? (биссектриса)
17. Результат вычитания? (разность)
18. Четыре в третьей степени? (64)
19. Если два объекта движутся на встречу друг другу, как называется их общая скорость? (скорость сближения)
20. Мальчик проехал 40 километром за 5 минут, с какой скоростью он ехал? (8км/ч)
21. Если в треугольнике есть тупой угол, какие будут 2 других угла? (острые)
22. Неправильная дробь – это…? (у которой числитель больше или равен знаменателю)
23. Если лодка со скоростью 20 км/ч плывет против течения, у которого скорость 3 км/ч, какая у нее скорость движения? (17км/ч)
24. Какие три свойства сложения и умножения вы знаете? (распределительное, сочетательное, переместительное)
25. Скольки градусам равен прямой угол? (90)
26. Наибольший общий делитель чисел 10 и 12? (2)
27. Признак делимости на 2? (если число оканчивается четной цифрой или 0)
28. Сколько у равнобедренного треугольника равных сторон? (две)
29. Как называется поверхность шара? (сфера)
30. Наименьшее нечетное четырехзначное число? (1001)
Учитель: На этом все! Вы такие молодцы, очень хорошо и быстро справлялись со всеми заданиями. Нам осталось только подвести итоги. *5 слайд. Учитель считает количество баллов и награждает победителей* Учитель:
Ребята, я вас поздравляю, вы отлично сегодня поработали! Вот таким необычным способом мы с вами вспомнили все что изучали в течении этого учебного года на уроках математики. Я вам желаю, чтобы следующий учебный год прошел так же легко, как и наш сегодняшний урок, и хороших вам каникул! До свидания!