Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сюжетно-ролевые игры для детского сада. Теория и методика

Сюжетно – ролевые игры в ДОУ
Игра – это естественная среда для развития детской деятельности. Свободные игровые действия помогают ребенку удовлетворить свои потребности и выразить свои желания. В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и моделируют и перестраивают ее. Сюжетно-ролевая игра возникает на пороге третьего года жизни на основе предметных игр, в известной степени самостоятельных. Основным мотивом является интерес к деятельности взрослых, стремление приблизиться к ней, воспроизвести ее особенности. Сюжетные игры являются творческими, их создают сами дети.

Условно выделяют несколько этапов развития сюжетно-ролевых игр:
1. Основным содержанием игры является действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности и носят сюжетный характер. Основы сюжеты – бытовые.
2. Как и на первом - это действие с предметами, но они более развернутые, более полно отражают соответствия с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе общей игрушки.
3. Основное содержание – действие с предметами, однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактом с партнерами по игре. Роли часто обозначаются и распределяются до начала игры, игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью
4. Основное содержание игр – это отражение отношений взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразна и определяется опытом детей.

Виды сюжетно-ролевых игр
По направленности обучающей цели и способы её достижения сюжетно-ролевые игры делятся на творческие, сюжетно-дидактические и интерактивные.

• В творческой сюжетно-ролевой игре дети максимально фантазируют, не просто копируют поведение взрослых в конкретных жизненных ситуациях, а показывают свой вариант действий в условиях вымышленных обстоятельств. Дети перевоплощаются по игровому замыслу: становятся артистами цирка, учёными в лаборатории, хирургами, модельерами. Для фантазии детей в творческих играх нет границ. По сговору они действуют в повседневных ситуациях: поездка на автобусе, поход в театр или музей, обед в кафе. А могут переноситься в сюжеты из фильмов и книг: стать палеонтологами на раскопках, полететь на Марс, изобрести машину времени.

Сюжетно-дидактическая игра является игровой формой обучения, в ней синтезируется творческая деятельность детей с изучением наглядных материалов, практическим применением полученных на занятиях знаний. Воспитатель всегда руководит игрой этого вида: озвучивает обязанности для каждой роли, наблюдает за ходом игры, корректирует выполнение дидактического задания. Сюжетно-дидактические игры строятся на основе игр творческих, уже знакомых детям: «Магазин», «Детский сад», «Банк», «Столовая». Игра приобретает дополнительное содержание: познавательное (отличие фруктов и овощей в игре «Столовая» или «Огород»), математическое (посчитать количество предметов в игровой ситуации), языковое (актуально для групп, в которых изучается национальный язык).

• Организация интерактивных игр обусловлена внедрением технических средств в образовательные процесс ДОУ (применением ИКТ). Использование интерактивной доски в сюжетно-ролевых играх обогащает игровой опыт дошкольников. На экран проецируются фотографии реальных мест (морские, тропические пейзажи, города и представители далёкий стран) и фантастические сюжеты (иллюстрации волшебной страны, эпохи динозавров, инопланетных рас).

По тематике сюжетно-ролевые игры условно делятся на деловые, современные, игры по интересам мальчиков и девочек.

Деловая игра — это воссоздание детьми содержания профессиональной деятельности взрослых. Взаимодействие между участниками игры отражает модель сотрудничества руководителей и специалистов. Деловые игры направлены на формирование культуры отношений в обществе и первичных представлений о профессиональной этике. Дети должны понимать, что важны не только начальники, капитаны, директора, но и каждый член команды. Ответственность в выполнении профессиональных обязанностей и слаженность в работе коллектива — залог успешной работы (в условиях детского сада — работы-игры).

Современная сюжетно-ролевая игра строится на сюжетах реальной жизни XXI века. Детское сознание впитывающее: в памяти откладываются места, которые посетил ребёнок, как в них принято вести себя взрослым, какие роли они выполняют в функционировании различных предприятий. Меняется мир взрослых, об устройстве современного общества и новых профессиях дети узнают в том числе из телевизионных передач. Расширяется тематика детских игр, появляются новые атрибуты. И мы можем наблюдать, как дети играют в «Офис», «Агентство недвижимости», «Гипермаркет», «Салон сотовой связи», «Туристическую компанию», «Дизайн-студию», «Модельное агентство», «Управляющую компанию», «Приют для животных» и т. д.

Игры разделяются по интересам — для мальчиков и для девочек — в возрасте 4–5 лет. Девочкам нравится моделировать роль матери, хозяйки дома, традиционно женские профессии (медсестра, няня, воспитатель, сотрудник столовой). Для сюжетно-ролевых игр девочек требуется небольшое пространство и достаточное количество кукол и атрибутов к ним (коляски, кроватки, посудка, одежда). Мальчики воспроизводят в играх мужскую модель поведения: защита население (игры военной тематики, в полицейских, пожарных), строительство, занятия с техникой и транспортом.

Алгоритм планирования сюжетной игры:
1. Выбор темы, которая определяется конкретной воспитательной задачей.
2. План игры, определение игровых ролей.
3. Создание воображаемой ситуации.
4. Распределение ролей.
5. Начало игры, создание интересного игрового действия.
6. Сохранение и поддерживание игровой ситуации.
7. Завершение игры.

Основной особенностью сюжетных игр является наличие воображаемой ситуации. Она складывается из сюжета и роли. Сюжет – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер действий отношений, которыми связаны участники событий.
Роль – основной стержень игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого, действует от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативное и изобразительное (как будто). Игра носит как правило коллективный характер, дети могут играть в одиночку, но наличие общества наиболее благоприятное условие.

Главной особенностью игры в I и II младшей группе является ее условность: выполнение одних действий с одним предметом. Основным содержанием игры младших дошкольников является действие с игрушками и предметами заменителями. Продолжительность игры небольшая, ограничивается одной двумя ролями, простыми сюжетами.
Ребенок должен уметь принимать на себя игровую роль и обозначать ее для партнера, должен уметь вести ролевой диалог. Для I младшей группы используются простые игры (купание кукол, Катя заболела, печем пирожки, Настя проснулась и тд), для II мл.группы игры усложняются (больница, автобус, построим кукле дом, магазин…).

Организация игры в средней группе ведет к более сложному ролевому взаимодействию, дошкольники начинают отделять себя от принятой роли, формируется умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнера, умение играть игровую ситуацию в процессе игры.

В сюжетных играх детей старшего возраста начинается осваивание сложных взаимодействий людей, отражающих характерные жизненные ситуации (свадьбы, рождение ребенка, трудоустройство и тд). В игре свойственно предварительное планирование и распределение ролей. Для игр характерны совместные сюжетные сложения, умение комбинировать разные события, фантазировать.

Игровое пространство усложняется, в нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою линию. В игровом пространстве выделяется «центр» и «периферия». В игре «больница» таким центром является кабинет врача, в игре «парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства. Действия детей и игры становятся более разнообразными (поликлиника, библиотека, аптека, кафе, скорая помощь, цирк и тд).

Для правильного руководства игры воспитателю необходимо изучать интересы детей и их способности, воспитательную ценность бытующих в группе игр, знать, как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть и тд. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь организовать игру, сделать ее увлекательнее, насыщеннее действиями. Но не следует предлагать готовые сюжеты.

Используемые приемы руководства детскими играми условно делятся на 2 группы: приемы косвенного и прямого руководства.

Процесс руководства должен быть построен так, чтобы формирование игровых умений и навыков сочеталось с обучением и воспитанием, в том числе трудовым. Исходя из этого выделяют три группы методов:
1. Обогащение детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни (экскурсии, чтение художественных произведений, встречи с людьми разных профессий…).
2. Методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Это непосредственное участие воспитателя в игре, в ведущей или косвенной роли. Педагог предлагает реализовать знания детей путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, разговора по поводу замысла игры, распределение ролей, подведение итогов.
3. Методы, связанные с обучением детей конструированию. Здесь используются образец воспитателя, показ приемов, использование фото детских построек, схемы рисунков.

Эффективным способом руководства детской игрой остается участие самого педагога в игре. Выполняя какую-либо роль, воспитатель помогает робким детям включаться в игру. Руководя игрой, воспитатель должен поддерживать детскую инициативу, исключая всякого рода принуждения.

Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и зон. Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство в игру детей, оно может выражаться в ролевом участии, в разъяснении, в оказании помощи по ходу игры в предложении новой темы и тд.

Воспитатель должен не только давать знания во время игры, но и формировать у детей отношения к этому.

Значения детской игры велико:
- придумывание сюжета – развивает фантазию у детей;
- ведение диалогов – развивает речь;
- использование игрушек заменителей – развивает воображение;
- придумывание костюмов – развивает творчество, в игре познается окружающий мир;
- развивается самооценка.

Рекомендуем посмотреть:

Сюжетно - ролевая игра в старшей группе детского сада Конспект сюжетно-ролевой игры "Кафе" для старшей группы детского сада Проект. Развитие сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада Сюжетно-ролевая игра в старшей группе «Театр»
Украшение группы к Новому году с фото | Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Из опыта работы воспитателя детского сада
Опубликовано: 418 дней назад (12 марта 2023)
Просмотров: 857
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!