Конспект занятие на тему «Заповедник» в старшей группе
Цель:
- Познакомить детей с заповедниками нашей страны и активизировать словарь, развивать логическое мышление, внимание, через работу с картой, познавательный интерес через дидактические игры.
- Воспитывать бережное отношение к заповедным уголкам природы, чувство патриотизма.
Ход занятия
Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету вам скажу – будет интересно! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по заповедным местам России.
Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь знает, что такое заповедник?
(ответы детей). Давайте вместе разберемся - что такое заповедник.
- Ребята, посмотрите, что же это у нас на столе? Это посылка. Хотите заглянуть в нее?
(открывает и достает из нее лист, на котором распечатана физическая карта России)
Воспитатель: Ребята, что же это такое?
(Дети: Карта России)
Воспитатель: Верно. Посмотрите на экран – это тоже карта России, но большая, увеличенная. Мы живем с вами в стране, которая привольно раскинулась от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от Балтийского до Тихого океана.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, карта разноцветная, на ней много и синего, и зеленого, и желтого, и коричневого цветов. Как вы думаете, что обозначают на карте: синим цветом?
(Дети: моря, океаны, озера и реки)
- Что обозначают зеленым цветом?
(Дети: леса, луга, поля)
- А желтым и коричневым?
(Дети: степи, пустыни и горы)
- Ребята, скажите какого цвета на карте больше?
(Дети: зеленого)
- На территории нашей страны много лесов. Для птиц, зверей и насекомых – это дом родной. А люди приходят в этот дом как гости, поэтому должны соблюдать определенные правила. Подскажите мне – какие правила поведения в лесу вы знаете?
(Дети: нельзя мусорить, разжигать костры, ломать деревья, засорять водоемы, пугать животных, разорять муравейники).
Воспитатель: Правильно. Растения и животные всегда для человека были щедрыми источниками пищи, лекарств, строительных материалов. Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны, но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных, растений. Что значит исчезающие?
(ответы детей). Для того, чтобы эти виды живой природы совсем не исчезли в нашей стране созданы заповедники.
Здесь оберегают и сохраняют редкие и ценные растения и животных. Как вы думаете – какие правила поведения в заповеднике?
(Дети: нельзя ездить на машине, ходить можно только по тропинкам, запрещена охота и рыбалка, сбор ягод и грибов, нельзя рвать цветы, вырубать деревья).
Воспитатель: Всё в заповеднике направлено на охрану природы! Жизнь в заповеднике течет по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа! А теперь, как я вам и обещала, мы отправимся в видео- путешествие по заповедникам России. Но сначала нам нужна
разминка:
Отправляемся в поход
Сколько нас открытий ждет
(повороты вправо-влево)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
(шаг на месте)
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки порхают.
(махи руками вверх и вниз)
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружили.
(Дети выполняют движения)
Воспитатель: Возвращаемся на свои места и отправляемся. Ребята, а какие природные зоны вы знаете?
(Дети: тундра, тайга, степи, пустыни, леса).
- Назовите, пожалуйста, отличительные признаки каждой зоны и покажите их на полотно?
(Дети: тундра – холод и снег, низкие деревья, северное сияние, олени; тайга – царство вечнозеленых хвойных деревьев, густые леса; степь – отсутствие деревьев, много травянистых растений и кустарников)
- Молодцы. На территории каждой природной зоны существуют заповедники.
- На Крайнем Севере нашей страны расположена зона тундры. На территории тундры находится Лапландский заповедник. Здесь нет лесов, очень холодно, и на территории заповедника растут мох, лишайники, карликовые деревца. Главные обитатели заповедника – северные олени
(«король тундры»), полярные медведи и волки, куница, полярная сова. Долгое время люди охотились на этих животных, и чтобы сохранить их – был создан заповедник.
- Если мы сядем на оленью упряжку, можно доехать до следующей природной зоны – тайги. На территории тайги расположен Саяно-Шушенский заповедник. Тайга – это хвойные леса. Какие хвойные деревья вы знаете?
(Ответы детей: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна)
- Самое ценное хвойное дерево – кедр, оно дает полезные для здоровья орешки. На территории Саяно-Шушенского заповедника встретим таких животных, как снежный барс и соболь, медведи, лисы, волки, белки, бурундуки, рысь.
- А теперь перенесемся на юг нашей страны – в зону степей. В степной зоне находится Астраханский заповедник, на его территории под охраной проживают енотовидная собака, степной волк, ондатра. В этом заповеднике живет редкая красивая птица – белая цапля. Самое знаменитое и редкое растение Астраханского заповедника – лотос.
Все эти прекрасные, редкие животные и растения занесены в Красную книгу и охраняются государством.
- Кто-нибудь знает, почему эта книга названа Красной?
(Ответы детей: этот цвет – запрещающий. Он как бы говорит нам всем, что нужно остановиться, прекратить губить природу своей планеты. Красный цвет – цвет тревоги, опасности, это сигнал SOS, подаваемый нам живым миром земли. Таким образом, книга названа Красной, чтобы привлечь внимание людей , и остановить уничтожение животных и растений).
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто, где живет». В нашей посылочке есть и карточки с изображением животных разных природных зон. Вам нужно будет разложить животных по месту их обитания.
(дети раскладывают животных тундры, тайги и степи)
Воспитатель: Возвращаемся к нашему видео-путешествию. Недалеко от того места, где мы с вами живем, находится самый настоящий заповедник. Он расположен на северо-востоке Москвы и называется «Лосиный остров». Как вы думаете, почему заповедник получил такое название?
(ответы детей)
- Правильно. Главным животным здесь всегда был и остается лось. А остров? Просто в старину так назывались леса, расположенные между деревнями и полями, к тому же, Лосиный Остров был окружен глубоким рвом, наполненным водой. На территории заповедника встречаются лоси, кабаны, лисы, зайцы, пятнистые олени, белки.
- Посмотрим, что еще осталось в нашей посылке? Кружки – зеленого и красного цветов! Они нам пригодятся для игры «Хорошо-плохо?».
(зеленый – положительное влияние на природу, красный – отрицательное)
Костер в лесу
(красный)
Мусор в лесу
(красный)
Посадка деревьев
(зеленый)
Сломанные ветки
(красный)
Создание красной книги
(зеленый)
Незаконная охота – браконьерство
(красный)
Не рвать цветы
(зеленый)
Развешивание кормушек
(зеленый)
Разорение муравейников
(красный)
Создание заповедников
(зеленый)
- Молодцы. Сегодня мы с вами познакомились с заповедниками России. Что же такое заповедник?
(Ответы детей)
- Какой заповедник находится рядом с нами?
(Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете только ли в заповедниках надо беречь природу?
(Ответы детей)
- Почему вы так думаете? Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
- Вы сегодня все хорошо работали, показали свои знания и я уверена, что вы будете беречь и охранять природу! Нам пора возвращаться в детский сад. А закончить наше путешествие я хочу стихотворением:
«Мир этот нежен, хрупок, раним.
Ты разумно о нем позаботься!
И давайте его сохраним!
Он родною землею зовется!»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры
Конспект комплексной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики и координации движени
Конспект занятия в старшей группе тема: «Кто со спортом дружен, тому врач не нужен»
Конспект занятия в старшей группе по социально-коммуникативному развитию на тему «Доброта»