План-конспект открытого урока «Работа над произведением, подготовка к конкурсу»
Тема урока: «Работа над произведением, подготовка к конкурсу».
Цель урока: Создать условия для максимального раскрытия индивидуальности и творческих качеств учащегося с применением технологии проблемного обучения Г.К. Селевко.
Задачи:
Воспитательные:
- Пробуждать глубокий интерес к музыке;
- Воспитание личной заинтересованности в участии творческом процессе:
- Воспитание стремления к самореализации;
- Воспитание чувства ответственности.
Обучающие:
- Совершенствование технических навыков
- Совершенствование применения выразительных средств музыки;
- Совершенствование исполнительского звучания;
Развивающие:
- Развитие эмоциональной отзывчивости;
- Развитие творческой инициативы и творческого мышления;
- Развитие гибкости игрового аппарата;
- Развитие воображения, фантазии и творческой интуиции;
- Развитие способности к комбинированию идей;
- Развитие самостоятельного видения проблем, аналитического мышления;
- Решение новых познавательных проблем под руководством преподавателя.
Методы:
Словесный, наглядно-слуховой, стимулирующий музыкально-творческую деятельность через создание проблемно-поискового метода, аналитический, эмоциональный, объяснительно — иллюстративный, исполнительский.
Среди достоинств проблемной технологии обучения следует отметить формирование личностной мотивации ученика, познавательной активности.
Формы работы:
- Индивидуальная
- Итоговое исполнение данного произведения;
Ход урока
1. Организационный момент (введение в проблематику урока)
2. Проверка домашнего задания
3. Основная часть
Прослушивание оригинальной композиции «В поисках Баха» Е. Дербенко.
Перед учащимся сложилась проблемная ситуация в исполнении приёма тремоло, метроритмической устойчивости, зажатости игрового аппарата.
1. Приём тремоло исполняется быстрым равномерным чередованием разжима и сжима левой рукой левого полукорпуса. Во время работы над тремоло необходимо постоянно контролировать ощущение свободы, раскованности левой руки и сбрасывать статистическое напряжение — только тогда будет возможно долгое тремолирование.
Следует прочно установить инструмент мехом на левом бедро и гриф упереть в правое бедро. Для этого плечевые ремни надо соответственно подогнать. Наилучший эффект достигается движениями левой руки не влево - вправо (разжим-сжим) как кажется на первый взгляд, а влево - вниз (разжим) и вправо - вверх (сжим), т.е. по диагонали.
2. Работа в медленном темпе. В момент разжима ощущать только минимальное усилие руки, достаточное для нужной динамики. Для снятия статического напряжения в руке и корпусе учащегося использовать специальные упражнения для раскрепощения. После них ученик ощутил полную раскованность;
3. Так как тремоло состоит из нескольких ячеек, важно контролировать усилие и расслабление руки, как при разжиме, (упражнение 1,2 повторить несколько раз); ля того что бы сыграть основную ячейку тремоло — разжим/сжим (VГ), учащийся исполняет несколько раз формулу VГ, отдыхая между ячейками 2-3 секунды (т.е. ощущая полную раскованность), а раскованность сконцентрировать в себе для готовности к исполнению следующей ячейки — VГ;
4. Играет тремоло в среднем темпе, слегка выделяя 1-ю долю (при этом 2,3, и 4-я доли играются по инерции).
Следующим этапом в работе для достижения метроритмической устойчивости необходимо выработать «чувство баса, который должен совпадать с опорной нотой партии правой руки. Опорную ноту в партии правой руки в группе из 8 нот, брать с пальцевым замахом. Здесь важно, чтобы ученик охватил мысленно большее построение.
Заключительный этап урока
Учащийся показывает отработанные отрывки произведения, которые звучат уверенно свободно, а затем исполняет
произведения целиком. С применением технологии проблемного обучения пьеса звучит по-новому, с четкой артикуляцией, интонированием, ученик ведёт слуховой контроль.
Запись и пояснение домашнего задания отработать технические приёмы, штрихи, выразительное и безошибочное исполнение данного произведения, ускорить темп, продумать художественный образ произведения.
Анализ результатов урока
В результате проведенной работы над пьесой Е. Дербенко «В поисках Баха», учащийся успешно справился с проблемами: интонирования, артикуляции, филирования звука, меховедения. У Артема улучшилось эмоциональное
состояние от того, что такое сложное произведение исполняется легко, виртуозно.
На уроке была применена технология проблемного обучения Г.К.Селевко, которая помогла раскрыть художественный образ произведения.
При проведении урока были использованы основные принципы данной технологии:
- Пробудить глубокий интерес к музыке и активно развивать творческие способности учащегося.
- Овладение учеником в большем объеме опытом работы с выразительными средствами исполнителя (темп, динамика, артикуляция).
- Закрепление знаний, умений, навыков в управлении художественными средствами аккордеона и его регистрами.
Методический материал:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998
2. А.П. Катуркин. Искусство игры на баяне, аккордеоне. 2015г.
3. Г.Боффи. Большая энциклопедия. - М.: АСТ: Астрель, 2008
4. Энциклопедия музыкальных инструментов.
5. М.И. Имханицкий Новое об артикуляции и штрихах на баяне
Похожие записи:
Математический кружок в начальной школе. Календарно-тематическое планирование
Конспект занятия в ансамбле народной песни
Технологическая карта урока литературного чтение 2 класс Пришвин "Золотой луг"
Конкурсы "А ну-ка, девочки" на 8 марта, 8 класс