Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

УУД по ФГОС в начальной школе

Сущность универсальных учебных действий в начальной школе
Универсальные учебные действия (УУД) - это способность обучающегося к самосовершенствованию и саморазвитию методом сознательного присвоения нового общественного навыка, т.е. умение учиться. Также, данный термин можно раскрыть как систему знаний и способов действия учащегося, которая обеспечивает самостоятельное получение и усвоение новых знаний, и развитие умений, охватывая организацию этого процесса [2].
В концепции Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования универсальные учебные действия рассматриваются как «...совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1].
УУД открывают детям вероятность широкой ориентации в различных областях и в строении учебной работы, что гарантирует умение удачно осваивать новые знания, охватывая самостоятельную организацию данного процесса (умение учиться). «Учебная деятельность включает в себя осознание целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных данных. Таким образом, умение учиться подразумевает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной работы. Они включают в себя познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции. Умение учиться - это немаловажный и существенный фактор, повышающий эффективность усвоения учащимися предметных знаний, становление умений, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора» [3, с.18].
Учебные действия носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают этапы усвоения нового материала и формирования психологических способностей ученика, а также связь всех ступеней образовательного процесса, что доказывает их универсальный характер [4].
К основным видам УУД, отвечающим базовым целям общего образования, относятся: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Например, знание нравственных общепризнанных правил, умение соотносить действия и события с принятыми этическими принципами; ориентацию в общественных ролях и межличностных отношениях.
По отношению к учебной деятельности относятся следующие виды личностных действий:
- жизненное самоопределение;
- нравственно - этическое оценивание;
- смыслообразование.
Жизненное самоопределение включает в себя мотивацию учения и формирование основ гражданской идентичности. Нравственно-этическое оценивание подразумевает оценивание изучаемого содержания исходя из общественных и личных ценностей, которые гарантируют личный моральный выбор. Смыслообразование направлено на установление связей между результатом учения и тем, что побуждает деятельность обучающегося. Ребенок должен ставить перед собой вопросы: «какой смысл, значение содержит для меня учение», и уметь найти ответ на возникший вопрос.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают школьникам организацию их учебной работы. К ним относят: планирование, целеполагание, прогнозирование, коррекцию и контроль, оценку и волевую саморегуляцию.
Планирование рассматривается как определение структуры интервальных целей с учетом конечного результата, подразумевает составление плана и очередности действий. Целеполагание представляется как постановка учебной проблемы на базе соотнесения того, что уже усвоено учениками, и того, что еще нужно узнать и усвоить. Прогнозирование собственной учебной работы предполагает предвидение итога и степени получения знаний, его временных характеристик. Волевая саморегуляция рассматривается как способность к мобилизации сил и энергии; к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению преград.
Познавательные учебные действия включают в себя общеучебные, логические и действия постановки и решения проблем.
Общеучебные УД подразумевают:
- формирование умения обучающегося строить схемы, модели, составлять таблицы;
- формирование умения использовать чертежи, планы и схемы, которые отражают пространственное расположение предметов;
- формирование умения использовать знаки и символы как условные заместители реальных объектов и предметов;
- формирование умения у учащихся формулировать познавательные цели, сознательно и произвольно формулировать речевое высказывание в устной и письменной речи;
- формирование умения методик и критериев действия, контроля и оценки процесса результатов деятельности;
- подразумевает смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Логические УД включают:
- анализ объектов с целью выделения существенных, а также несущественных признаков;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- формирование умения подведения под понятие, выведение следствий;
- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
- формирование умения построения логической цепи рассуждений.
Действия постановки и решения проблем предполагают умение обучающегося формулировать проблему, индивидуально искать способы решения задач творческого и поискового характера.
Коммуникативные учебные действия создают социальную грамотность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в разговор, трудиться в группах и обсуждать возникшие трудности в коллективе.

К коммуникативным действиям относятся:
- планирование совместной деятельности с педагогом и одноклассниками, что подразумевает определение цели, способов взаимодействия и функций участников;
- постановка вопросов включает в себя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение инцидентов определяется как выявление, определение трудностей, поиск и оценка разных способов разрешения проблемы, принятие решения и его осуществление;
- руководство поведением партнера точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) [5 ].
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий реализуется в рамках нормативно-возрастного становления личностной и познавательной сферы ребенка.

Обозначим функции универсальных учебных действий:
1) формирование компетентностей и картины мира в любой предметной области;
2) обеспечение удачного усвоения ЗУН (знаний, умений и навыков);
3) УУД обеспечивают возможность каждому ученику индивидуально осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели и задачи, искать и использовать нужные средства и способы их достижения, контролировать процесс обучения и оценивать результаты своей деятельности на уроках;
4) УУД создают условия для соразмерного, гармоничного развития ребенка, его самореализации на базе готовности к непрерывному образованию.

Для реализации деятельностного подхода в образовании используются следующие задачи:
- определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
- построение содержания учебных предметов, которые опираются на сущностные знания в соответствующих предметных областях;
- определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;
- выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей развитости УУД в отношении познавательного и личностного развития учащегося;
- определение функций, содержания и структуры УУД для каждого возраста ребенка;
- разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий;
- разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса [6].
Из вышесказанного мы пришли к выводу, что УУД можно квалифицировать как систему способов и действий ребенка, которые обеспечивают его культурную общность, социальную компетентность, толерантность, способность к индивидуальному усвоению ЗУН, охватывая организацию этого процесса.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М. - 2009г.
2. Андронова, О. С. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС [Электронный ресурс] // О. С. Андронова.
3. Ковалева, Г.С. Программа формирования универсальных учебных действий. / Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М. - 2001 г. - 142 с.
4. Леонова, В.Д. Универсальные учебные действия [Текст]: практический аспект формирования / Леонова, В.Д. - М.: Просвещение, 2014.- 255 с
5. Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках начальной школе. Студенческий научный форум. [Электронный ресурс] // Неткасова, И.А.
6. Осяк, С.А. Методика преподавания естествознания («Окружающий мир») в начальной школе [Текст]: учебное пособие / С.А. Осяк, О.Б. Лобанова, Л.Н. Храмова, Г.Г. Майорова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015 - 109 с.

Рекомендуем посмотреть:

Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе Формирование универсальных учебных действий в начальной школе при помощи образовательных технологии Конструирование заданий для изучения орфограммы безударная гласная в корне слова
Опубликовано: 976 дней назад (17 марта 2022)
Просмотров: 3217
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!