Конспект внеурочного занятия "Время читать" В.Ю. Драгунский "Тайное становится явным" (2 класс)
Класс: 2
Тема занятия: «Тайное становится явным» В.Ю. Драгунский»
Направление: общекультурное
Технологии: технология деятельностного подхода, технология учебного диалога, игровые технологии, технология обучения в сотрудничестве.
Форма проведения: традиционная
Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.
Цель занятия: познакомить воспитанников с рассказом, автором произведения; учить правильно понимать нравственный смысл рассказа, оценивать поступки героя.
Задачи:
образовательные:
- формировать умение слушать;
- выражать свое чувство к поступкам героев;
- формировать у детей умение видеть, признавать и исправлять ошибки.
развивающие:
- применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение);
- развивать волевые качества, эмоциональную сферу путем подбора интересного материала;
- развивать интеллект учащихся, познавательные процессы (память, речь, внимание, восприятие, воображение, мышление).
воспитательные:
- воспитывать нравственные черты характера: честность, доброту, нравственность;
- воспитывать интерес к предмету, любознательность, дружеское отношение к одноклассникам в совместной ра-боте.
Планируемые результаты формирования УУД:
1. Личностные:
• Самоопределение
• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы
• Следование моральным нормам и этическим требованиям
• Ориентироваться в нравственном содержании рассказа
2. Познавательные:
• Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехо-дом на чтение про себя
• Анализировать заголовок произведения
• Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки
• Восстанавливать последовательность событий по вопросам
3. Коммуникативные:
• Формировать умение договариваться, находить общее решение
• Формировать умение аргументировать своё предположение, объяснять свой выбор
4. Регулятивные:
• Прогнозировать содержание урока
• Развивать умения давать оценку своей работы
Основные понятия темы: текст, совесть, тайна.
ИОС: раздаточный материал: текст произведения, карточки для парной работы, карточки для игры «Хорошо-плохо», кубик Блума, фотографии В.Ю. Драгунского, карточки с ситуациями, музыка для игры «Передай другому», музыкальная физкультминутка «Делай так!».
План занятия:
I. Мотивационное начало занятия. Эмоциональный настрой – 2 мин
II. Самоопределение к деятельности. Определение темы. Постановка целей и задач. – 3 мин
III. Основная часть – 20 мин
IV. Подведение итогов, обобщение и систематизация знаний. – 5 мин
V. Итог занятия. Рефлексия – 5 мин
Организационная структура занятия
I. Мотивационное начало занятия. Эмоциональный настрой.
(В руках у учителя коробочка с сюрпризом)
- Ребята, что я нашла? Посмотрите, что это? Хотите узнать? Пока это останется тайной, а если эту тайну знает кто-то один, то потом о ней узнает и другой. Поэтому любое тайное, всегда становится яв-ным.
- Давайте поиграем в игру «Передай другому» и узнаем, что там внутри.
Игра «Передай другому»
(проводится под музыку, передают коробочку из рук в руки, когда музыка останавливается ребёнок открывает коробку, а там фамилия автора рассказа - В. Ю. Драгунский)
- Ребята хотите узнать, что за информация скрывается за этим посланием? Мы сегодня познакомимся с интересным произведением «Тайное становится явным», которое написал В. Драгунский.
II. Самоопределение к деятельности. Определение темы. Постановка целей и задач.
Показ фотографий В.Ю. Драгунского и выставка книг.
Рассказ учителя.
- Драгунский Виктор Юзефович- советский писатель, он написал много интересных повестей и рассказов для детей.
- Самые популярные рассказы: «Денискины рассказы», «Девочка на шаре», «Друг детства», «Дениска размечтался», «Где это видано, где это слыхано» и многие другие.
- Имя Дениска было выбрано не случайно — так звали его сына. Денис Драгунский - это реальное лицо, которое послужило писателю для образа героя произведения.
(показ фотографии)
- В начале урока мы угадали тайну этой коробочки.
(показ коробки) Посмотрите на нашу выставку книг, предположите, с каким произведением В.Ю. Драгунского мы будет сегодня знакомиться и работать? Кто догадался, о чём пойдет речь на занятии? Сформулируйте тему занятия.
- Правильно, это рассказ Виктора Драгунского «Тайное всегда становится явным». Садитесь поудобнее, слушаем рассказ.
Первичное чтение рассказа воспитателем.
Музыкальная физминутка "Капитан Краб «Делай так!»"
III. Основная часть.
- Ребята, вы прослушали произведение В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным», а теперь предлагаю проанализировать данное произведение. А для этого будем использовать наш волшебный кубик Блума. Чтобы он начал работать нужно произнести волшебные слова:
Кубик Блума я кручу,
Отвечать скорей хочу!
Вопросы для анализа:
1. Как вы понимаете слова «тайное всегда становится явным»?
2. Что хотел сохранить в тайне мальчик?
3. Почему он должен был съесть кашу?
4. Как мальчик обманул маму?
5. Можно чем-нибудь оправдать мальчика?
6. Кто пострадал в этой истории?
7. Что бы вы сделали на месте мальчика?
8. Было ли мальчику стыдно?
Игра «Хорошо плохо»
- А сейчас мы поиграем. Игра называется «Хорошо-плохо». Я для Вас приготовила корзинку с разными ситуациями. Ваша задача - зачитывать ситуацию на карточке, комментировать ее: хорошо это или плохо.
(Предлагаемые ситуации: не уступил место в автобусе бабушке, поздоровался с соседями, поделился с другом конфетой, соврал маме, нагрубил бабушке, помог пожилому человеку донести сумку, нечаянно разбил чашку и тут же сознался в этом, ударил товарища и не по-просил прощения, и т. д.)
- Ребята! я очень рада за вас, потому что вы понимаете: что такое «хорошо», а что такое «плохо»!
- Очень часто мы попадаем в ситуации, когда нам надо сделать выбор: поступить по совести, или переступить через голос совести и совершить плохой поступок, от которого можешь страдать не только ты, но и окружающие люди.
- Давайте рассмотрим некоторые ситуации. Двое учениц нашего класса приготовили свои ситуации, в которых хотят разобраться. Давайте послушаем ситуации и поможем им.
(Ситуация 1. Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние сто рублей. Как вы поступите?)
(Ситуация 2. Мама в вазочку на столе положила вкусное печенье, сказав, что сейчас вся семья будет пить чай. Когда все уселись за стол, оказалось, что печенья в вазочке осталось мало. Его съел ты. Как вы поступите?)
IV. Подведение итогов, обобщение и систематизация знаний.
- Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. Мы часто с вами делаем выбор между «хорошо» и «плохо». В любом случае, я думаю, в следующий раз, когда перед вами встанет выбор : поступить так или иначе, то вы обязательно послушаете свой внутренний голос, голос сердца, голос совести.
- Давайте подведем итог нашего занятия.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто является автором данного произведения?
- Какова главная мысль произведения?
- Чему учит произведение?
- Как и где в жизни нам могут пригодиться полученные знания?
- Что такое «совесть»? Что значит «поступать по совести?»
- Что значит «тайное становится явным?»
V. Итог занятия. Рефлексия
- Спасибо Вам, ребята, за работу. Сегодня все хорошо работали. Особенно мне понравилась работа ...
(перечислить воспитанников)
- В заключении мне бы хотелось прочесть
стихотворение «Что такое совесть?»
Мама, что такое совесть?
Совесть, дочка, это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живет,
Никого не подведет.
Совесть- клад души твоей.
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасет тебя от бед.
Он в тебе всегда горит.
Он твой самый прочный щит!
- Тихонько встали. Спасибо за активную работу на занятии.
Приложения
1) Карточки для игры "Хорошо-плохо"
не уступил место в автобусе бабушке
поздоровался с соседями
поделился с другом конфетой
соврал маме
нагрубил бабушке
помог пожилому человеку донести сумку
нечаянно разбил чашку и тут же сознался в этом
ударил товарища и не попросил прощения
2) Карточки с ситуациями
Ситуация 1.
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние сто рублей. Как вы поступите?
Ситуация 2.
Мама в вазочку на столе положила вкусное печенье, сказав, что сейчас вся семья будет пить чай. Когда все уселись за стол, оказалось, что печенья в вазочке осталось мало. Его съел ты. Как ты поступишь?
3) Карточки для групповой работы (доп.материал для занятия)
Задание: Рассмотри иллюстрации к рассказу, найди в тексте подходящий отрывок и зачитай его.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Сказка "Дети Деда Мороза"
Урок литературно чтения, 2 класс. Бианки «Сова»
Похожие статьи:
Урок «Нет лучше дружка, чем родная матушка», 2 класс
Конспект урока. Заходер «Что красивее всего», 2 класс. Школа России