Цели: знакомство с серией книг, подготовленных к уроку; создание эмоционального настроя на восприятие тематического материала; совершенствование навыков выразительного чтения; воспитание доброго, внимательного, уважительного отношения к маме.
Оборудование: выставка книг «Нет лучше дружка, чем родимая матушка»; выставка детских рисунков «Птица рада весне, а младенец матери» (портреты мам); сочинения на тему «За что я люблю свою маму»; сувениры, изготовленные руками детей; репродукция картин И. Айвазовского «Девятый вал».
Музыкальный материал: аудиозапись шума моря, песни «Мамино сердце» в исполнении Жасмин; аудиозапись цикла «Времена года» П. И. Чайковского; аудиозапись песни «Он не вернулся из боя» в исполнении В. Высоцкого.
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете? (Любовь; семья; мир; Родина; самое лучше слово на свете - мама.)
- Первое слово, которое произносит человек, - «мама». Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живет в человеке до конца его дней. Как можно не любить маму, если ты обязан ей своим появлением на свет?
Место мамы в нашей жизни совершенно особенное, исключительное. Мы всегда несем ей свою боль и радость. И находим понимание.
- Сейчас, ребята, мы будем восхвалять свою маму, повторяя это слово вместе.
Солнце ярче для меня - мама!
Мир и счастье для меня - мама!
Шум ветвей, цветы полей - мама!
Зов летящих журавлей - мама!
В родниках чиста вода - мама!
В небе яркая звезда - мама!
II. Сообщение темы и целей урока.
Работа с выставкой книг.
- Определите, о чем рассказывают выставленные у доски книги?
- Кто какие произведения нашел и прочитал? (Стихи А. Барто, Е. Благининой, сборник стихов «Твоя мама», «О маме», «Мама», «Колыбельные песни» и др.)
- Озаглавьте выставку и объясните правомерность заглавия. («Поговори со мною, мама», «Мама и мы», «Нет милее дружка, чем родимая матушка.)
- Так можно назвать не только выставку книг. Это и тема нашего урока. Почему? (Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, поет нам свои песни. Вот почему мы назвали наш урок...)
- Сегодня на нашем уроке будут звучать рассказы, стихи и песни, посвященные мамам.
Народ всегда чтил мать. В устной поэзии ее облик наделен самыми светлыми чертами: она хранительница семейного очага, верная жена, защитница своих детей.
III. Чтение и анализ «Легенды о матерях» И. Ф. Панькина.
1. Подготовка к восприятию.
- Сейчас вы услышите не сказку, не рассказ, а стихотворение. Это будет «Легенда о матерях». Автор ее - Иван Федорович Панькин. А почему о матерях складывают легенды, вы узнаете, когда внимательно выслушаете то, что вам прочитают дети.
Лексическая работа.
- Знаете ли вы, что такое «легенда»? (Легенда - это очень красивая сказка о каком-нибудь герое, который жил или живет на самом деле.)
- Что такое лук и стрелы?
- Скажите, а кто из вас хотя бы раз побывал на море?
- Можете ли вы представить чаек, море и громадные волны- валы, которые бывают на море в бурю... вот такие, как на этой картине? (Показ.)
Включается для прослушивания фрагмент «Прибой у скал» (шум моря, крики чаек).
- Знаете ли вы, кто такой Нептун? (Нептун - царь морей и океанов.)
- Манильская трава - это словосочетание встречается в тексте легенды? (Это волшебная трава, дающая необыкновенную силу.)
2. Чтение учениками вслух.
3. Беседа-рассуждение о прочитанном.
- О чем рассказала легенда? (Легенда рассказала почему моряки сильны и непобедимы.)
- Какими были женщины в той далекой стране, пока их сыновья были дома: пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей? (Женщины всегда были сильными, красивыми, никогда не стареющими.)
- Как менялись матери, когда сыновья решили бороться с Нептуном? Почему? (Сильные, красивые, ясноглазые женщины постепенно превращались в слабых, некрасивых. Глаза их тускнели.)
- В чем женщины остались неизменны с начала до конца легенды? (Матери отдали своим сыновьям все лучшее, что имели.)
- Чем заслужили женщины-матери право на любовь и уважение? (Все честные, хорошие люди на земле любят, жалеют и берегут женщин; ведь каждая женщина - это чья-то мать.)
Вывод. Дети - самое дорогое для матери. Счастье матери - это счастье ее детей. Она бывает строгой, взыскательной, потому что понимает свою большую ответственность за сына или дочь. Мать - первый учитель и друг ребенка, причем самый близкий и верный.
IV. Образ матери в рассказах, стихах, песнях.
Звучит песня «Мамино сердце» в исполнении Жасмин. Все слушают аудиозапись.
1. Чтение учеником стихотворения Расула Гамзатова «Мама».
2. Чтение отрывка из рассказа Ю. Яковлева «Мама» под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
3. Слово учителя.
- Слово «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучат на языках разных народов. Это говорит
4. Чтение учениками пословиц.
• Родина - всем матерям мать.
• Природа-мать - начало всех начал.
• Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
• Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.
5. Слово учителя.
- В народе живет много хороших ласковых слов о матери. Они передаются из поколения в поколение.
6. Чтение учениками пословиц.
• Матушкин гнев, что весенний снег: много его выпадет, да скоро растает.
• Птица рада весне, а младенец - матери.
• При солнышке светло, при матери добро.
7. Слово учителя.
- Есть у миллионов женщин одна важная и ответственная обязанность - быть душой семьи, нести свет и тепло детям.
Об этом тепле и свете, исходящем от матери, и говорится в стихотворении Роберта Рождественского «Здравствуй, мама!».
8. Чтение стихотворения учеником.
9. Слово учителя.
- Матери. Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг - материнскую любовь. Любовь матери абсолютно бескорыстна, абсолютна искренна. Об этом хорошо сказал Н. Некрасов.
10. Чтение учеником стихотворения Н. Некрасова «Внимая ужасам войны...».
- Солдатским матерям посвящается.
Звучит аудиозапись песни В. Высоцкого «Он не вернулся из боя». Все слушают аудиозапись.
- Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей должное, выражаем глубокую сыновнюю любовь и благодарность. А ведь ничто так не согревает душу матери, как добрые, ласковые слова сына или дочери.
Мы маме так редко приносим букеты,
Но каждый так часто ее огорчает.
А добрая мама прощает все это
Под грузом забот, не сгибаясь,
Она выполняет свой долг терпеливо.
Красива по-своему каждая мама –
Любовью своей материнской красива.
О. Богомазов
11. Рассказы учеников о своих мамах.
2-3 ребенка зачитывают свои сочинения.
Дети вручают свои сочинения и сувениры мамам.
V. Итог урока.
- Пройдет 10, 20 лет, забудутся многие события, люди, встречи. Но что бы ни пережил ты, воспоминания всегда будут возвращать тебя в светлый мир твоего детства к образу матери, ее рукам.
Конспект урока литературного чтения в начальной школе. Образ лисы в русских сказках
Урок литературного чтения, 2 класс. Былины
Конспект урока. Заходер «Что красивее всего», 2 класс. Школа России
Игра по литературному чтению, 2 класс
Носов «Заплатка». Конспект урока, 2 класс. Начальная школа 21 века
Нет комментариев. Ваш будет первым!