Цели: закрепить знание русских народных сказок; расширить представление о лисе как диком животном.
Оборудование: ребусы; видеозаписи с мультфильмами по сказкам Сутеева; веера с цифрами; книжки со сказками о лисе; иллюстрации с изображением лисиц; костюмы для инсценировки.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы занятия.
Учитель. Ребята, разгадайте ребусы и ответьте на вопрос: о ком мы будем говорить на нашем занятии?
Дети. В ребусах зашифровано слово «лиса».
Учитель. Сегодня на занятиях мы будем говорить о лисе.
III. Проверка домашнего задания.
Учитель. Дома вы должны были найти загадки, пословицы и поговорки о лисе. Давайте посмотрим, что вам удалось подготовить. (Дети отвечают.)
- Об этом красивом животном говорится во многих литературных жанрах. Так, например, лиса упоминается в потешках и прибаутках.
Потешка:
Тень-тень, потетень, выше города плетень.
Сели звери под плетень, похвалялися весь день.
Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка: «Поди, догоняй-ка!»
Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»
Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»
Прибаутка:
Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамотку в охлопке.
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Вот и села на пенек
И читала весь денек:
Будто небо провалится
И земля загорится,
Лисе негде будет жить –
И пришлось с горя топиться.
- Лиса является героиней некоторых басен. Какие басни о ней вам известны? («Лиса и виноград», «Ворона и лисица».)
- Молодцы! К сегодняшнему занятию вы сами инсценировали басню «Ворона и лисица». Давайте посмотрим ее.
Дети инсценируют басню.
IV. Знакомство с новым материалом.
- Уже в три- четыре года малыши, увидев на картинке лису, называют ее и даже могут рассказать известную русскую народную сказку, в которой одним из персонажей является лиса. Что это за сказка? (Колобок.)
- Правильно. Становясь старше, вы узнавали об этом звере все больше и больше. Что вы можете рассказать о лисе? (Дети отвечают.)
- Лисицы обитают по всему земному шару, самые распространенные - рыжие. У них очень красивый шелковистый рыжевато-оранжевый мех, белая грудка и черные «сапожки».
В холодных северных областях обитает черно-бурая лиса. Черная шерсть помогает ей лучше спрятаться в темных хвойных лесах.
Окраска песца бывает как черной, так и голубовато-серой и светловато-серой. Правда, чаще всего песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть черные волоски. Эта окраска помогает ему сливаться со снегом Арктики, где он обитает. (Учитель показывает иллюстрации с изображением лисиц.)
Длинный пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так. Длина тела лисицы - 60- 90 см, хвоста - 40-60 см, масса самцов достигает - 6-10 кг, самок - 5-6 кг.
Лиса обитает в различных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности, где много мышей, полевок и кроликов, лисица не брезгует и кузнечиками, ест ягоды - землянику, чернику, вишню, виноград. Не случайно появилась басня «Лиса и виноград».
Рыжие лисицы обычно селятся в покинутых норах лесных сурков и барсуков. Они расширяют их и прокладывают дополнительные туннели, обязательно строят запасные выходы. В одной норе учеными как-то было обнаружено 27 запасных выходов.
Но если свободной норы нет, лисица стремится завладеть чужой, уже готовой. Как это происходит в природе - мы не знаем, а вот как это может произойти в сказке - сейчас прочитаем.
Дети по цепочке читают сказку «Лиса и заяц».
- Лиса - одно из самых известных диких животных. О ней упоминают пословицы и поговорки, про нее сочинено множество сказок и басен. Однако во всех этих произведениях образ лисицы мало соответствует действительности. Ученые, наблюдая за ней, не нашли у этого животного тех понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народная молва. При опасности лиса иногда.даже паникует, попадает несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще ее легко обмануть.
Если лисице не удается перехитрить врага, она убегает от него. Лиса очень быстро бегает.
Часто эти зверьки используют и другие средства защиты. Некоторые из них умеют лазать по деревьям. Большинство лис спасает и кормит прекрасный слух.
Несмотря на то, что лисица умеет бегать, мчаться во весь дух и делать очень большие прыжки, хорошие охотничьи собаки ее быстро догоняют.
Зрение и обоняние у лисы не очень сильно развиты.
Сама лиса охотится преимущественно по ночам. Она крадется очень тихо и осторожно, обнюхивая воздух. Добычей лисицы могут стать различные животные - от молодой косули до майского жука. Чаще всего она ловит мышей, зайцев, птиц, опустошает птичьи гнезда.
Голосом лисицы издают отрывистый лай.
У лисиц много врагов. Это люди, волки, крупные хищные птицы. Но иногда их может обидеть даже обычный муравей. Как? Посмотрите.
Учитель включает фрагмент мультфильма по сказке Сутеева «Грибок-теремок».
V. Викторина по русским народным сказкам.
- Как зовут автора сказки «Грибок-теремок»? (Сутеев.)
- Правильно. Если у сказки есть автор, то мы ее называем «авторской». А с какими сказками о лисе вы знакомились перед сегодняшним занятием? (Срусскими народными.)
- Перечислите их.
Дети отвечают. Учитель прикрепляет на доску названия сказок, написанных на карточках. В результате работы получается таблица:
- Я хочу проверить, как хорошо вы запомнили тексты сказок. Возьмите в руки веера с цифрами. Я буду читать вам отрывок из сказки, а вы поднимайте тот номер, под которым записано название угаданной вами сказки:
1) Несет меня лиса за темные леса,
За быстрые реки, за высокие горы...
Кот и дрозд, спасите меня!..
(«Петушок - Золотой гребешок».)
2) Ловись, рыбка, и мала и велика!
Ловись, рыбка, и мала и велика!
(«Лисичка-сестричка и волк».)
3) - Глазки, глазки, что вы делали?
- Мы смотрели, чтобы собаки лисаньку не съели.
- Ушки, ушки, что вы делали?
- Мы слушали, чтобы собаки лисаньку не скушали.
(«Лиса и дрозд».)
4) - А кто такой Котофей Иванович?
- Разве ты не слыхал? К нам из сибирских лесов прислан воеводой Котофей Иванович! Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы жена.
(«Кот и лиса».)
5) - Кума, а кума, как назвали-то?
- Поскребышком.
- Это имечко и того лучше.
(«Медведь и лиса».)
6) - Что ты там, лисанька, поделываешь?
- Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса, - там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь.
(«Лиса и козел».)
- Молодцы! В награду за хорошую работу я покажу вам еще один фрагмент из сказки Сутеева, где героиней является лиса. Посмотрите его и вспомните название сказки.
Учитель показывает фрагмент мультфильма по сказке «Кот-рыболов».
VI. Творческая работа.
- Сегодня вы узнали много нового о лисе и вспомнили известные произведения, героиней которых она является. Какими вы теперь представляете себе этого зверя? (Ответы детей.)
- Теперь представьте, что вам предложили проиллюстрировать книгу о лисе. Для выполнения этой работы возьмите бумагу, карандаши или краски, кому чем удобнее работать, и попробуйте нарисовать лису такой, какой вы ее себе представляете.
Дети работают. Затем работы выставляются.
VII. Итог урока.
- Что вам понравилось на занятии?
- Что больше всего запомнилось?
- Подумайте, о каком еще животном мы с вами могли бы также интересно поговорить.
Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения в начальной школе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Проверочная работа по разделу «Человек среди людей» литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Нет комментариев. Ваш будет первым!