Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок литературно чтения, 2 класс. Бианки «Сова»

Конспект урока литературного чтения для 2 класса. Тема: В. В. Бианки «Сова»
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы, а также для студентов.
Тема урока: В. В. Бианки "Сова"
Цель: знакомство с произведением В. В. Бианки «Сова»
Задачи:
• вспомнить биографию В. В. Бианки;
• прочитать произведение «Сова»;
• развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;
• прививать любовь к животным и интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Личностные - проявляет интерес к произведению и его героям.
Метапредметные :
Регулятивные - определяет и формулирует тему и цель урока с помощью учителя.
Познавательные - умеет извлекать информацию из текста, анализировать, синтезировать.
Коммуникативные - оформляет свои мысли в устной форме.
Предметные - читает выразительно, осознанно, без ошибок, описывает героев.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть (УМК «Школа России»), презентация; физическая минутка.
Ход урока
1. Организационный момент:
Здравствуйте.
Тихо садимся на свои места.
2. Речевая разминка:
С чего всегда начинаем урок литературного чтения? (отвечают ученики)
На доске вы видите предложение.
Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе.
Прорычали, промолчали -
И проснулись на заре.

Прочитаем его. Как вы думаете, с какой целью мы будем его читать? (Ответ учеников)
Прочитайте медленно. (Читают дети)
Прочитайте с ускорением.(Читают дети)
Прочитайте весело.(Читают дети)
А теперь выразительно.(Читают дети)
О ком говорится в скороговорке? (Отвечают ученики)
3. Актуализация знаний:
С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? (Отвечаю ученики)
Кто автор произведения «Музыкант»? (Отвечают ученики)
Что вы запомнили о В.В. Бианки с прошлого урока? (Отвечают ученики)
Как вы думаете, что объединяет все произведения В.В. Бианки? (Отвечают ученики)
Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие. Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В. Бианки.
4. Определение темы урока и постановка целей и задач урока и планирование:
Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадки. Обратите внимание на доску.
• Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот.
• Всю ночь летает — мышей добывает, а станет светло — спать летит в дупло. (Ответы учеников)
Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор? (Ответы учеников)
Тема нашего урока «В.В. Бианки «Сова».
Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? (Ответы учеников)
Сегодня на уроке мы прочитаем произведение «Сова». Ответим на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя.
5. Практическая деятельность:
Что вы знаете о такой птице, как сова? (Ответы учеников)
Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.
На кого они охотятся? (Ответы учеников)
Правильно на а мышей, лягушек, полевок, насекомых и т.д
Как вы думаете, что помогает им охотиться?
Обратите внимание на доску, что совам помогает охотится:
а) Острый слух.
б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
в) Когти (хватать добычу, держать ее).
г) Клюв. (Может зачитать ученик)
В народе есть много примет о сове.
А вы знаете какие-нибудь приметы?
Прочитаем на доске некоторые из них:
Приметы о сове.
Если много сов – урожай будет хороший.
Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю.
Сова кричит – на холод.(Может зачитать ученик)
Подведем итог, мы с вами узнали, что в народе есть приметы о сове. Вспомнили, что это за птица, описали ее.
5.1 Лексическая работа:
Разберём слова и выражения, значение которых нам не всегда понятно. Обратите внимание на доску.
Утекает - убегает.
Кормовистый - клевер, предназначенный для корма скоту.
Цветень - пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.
Хорониться - прятаться, таиться.
Раздолье - много места.
Как бы худа не вышло - как бы беды не было.
Чай белить - добавлять молоко в чай.
Пойло - питательное питьё для скота.
Мы разобрали с вами непонятные слова, которые встретятся в тексте при прочтении.
5.2 Чтение произведения учителем и детьми:
Рассмотрите иллюстрацию к произведению на стр. 147.
Как вы думаете, о ком пойдет речь в произведении?
Кого вы видите? (Ответы учеников)
Открываем учебники на стр. 146.
Я буду читать вам произведение, а вы пальчиком внимательно следите.
Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали? (Ответы учеников)
Назовите главных героев. (Дети называют главных героев)
Ребята, а почему текст назвали «Сова»? (Ответы учеников)
Скажите, сказку или рассказ мы читаем? (Ответы учеников)
К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Ответы учеников)
Как вы думаете, в чём особенность познавательной сказки? (Мы с вами выясним в конце урока)
Поработаем с текстом.
Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Ответы учеников)
Почему старик так отвечал и не принимал всерьез слова Совы?(Ответы учеников)
Что же произошло, когда сова перестала летать на луг? (Ответы учеников)
Что стали делать мыши? (Ответы учеников)
На кого охотятся мыши? Как? Где у шмелей гнезда? (Ответы учеников)
Почему шмели нужны лугу? Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)
А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.)
Что произошло с клевером на лугу? (Головой к земле виснет)
Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.)
Что же пришлось сделать старику? (Кланяться, просить прощение).
Прочитайте о том , как все наладилось.(Читают)
Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)
Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)
Найдите в словах Совы пословицу. (Дружно не грузно, а врозь хоть брось).
Как вы ее понимаете? (вместе не тяжело, а поодиночке трудно).
Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?
Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)
Какая связь между чаем с молоком и совой?
На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.
Попробуем восстановить эту цепочку.
Вспомним:
1. Сова рассердилась на старика и перестала летать ночью на луг. Кто в норах стал свистеть-перекрикиваться? Верно, мыши.
2. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Кого ловят мыши?
3. Чем занимаются на лугу шмели? Шмели не стали переносить цветень, что случилось с клевером? (он голову склонил к земле)
4. Клевер не родится на лугу, что случилось с коровой? (Корова стала тощать, стала молока сбавлять)
5. Корова не стала молока давать. А чем забеливал чай старик? (молоком).
Так почему же эта сказка называется познавательной? (Ответы учеников)
О чем главном узнаем из сказки? (О связах с природой. В. В. Бианки нам хотелось сказать, что все взаимосвязано в природе).
Прочитаем произведение по цепочке. (Читают по цепочке)
6. Осуществление контроля:
С каким произведением мы знакомились на уроке? (Ответы учеников)
Какой автор написал это произведение? (Ответы учеников)
Какие главные герои есть в произведении? (Ответы учеников)
В чём заключается суть произведения? (Ответы учеников)
Что нового вы узнали из произведения? (Ответы учеников)
7. Оценивание учащихся: (Выставление оценок)
8. Подведение итогов:
На нашем занятии мы с вами познакомились с произведением «Сова», вспомнили такого автора как В. В. Бианки, и определили главную мысль произведения. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.
У вас на столах: 2 совы.
У меня на доске дерево.

По цепочке будем выходить к доске и прикреплять картинки сов. Если вам понравилось занятие, вы узнали новую информацию на уроке - веселую сову; занятие было не интересным, не было никакой полезной информации - грустную сову.
Домашнее задание:
Читать стр. 146 – 150.
Мне приятно было с вами работать.
Спасибо за урок!
До свидания! (Записывают домашнее задание)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературному чтению 2 клаcc, Бианки «Сова» Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Сказка "Дети Деда Мороза" Внеурочное занятие по литературному чтению, 2 класс. Конспект

Похожие статьи:

Урок «Нет лучше дружка, чем родная матушка», 2 класс

Конспект урока. Заходер «Что красивее всего», 2 класс. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Мир природы в народном творчестве
Опубликовано: 810 дней назад (30 января 2022)
Просмотров: 3430
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!