Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Дети с РАС». Подготовительная группа
Автор: Мейстер Ольга Ивановна, воспитатель МАДОУ д/с №59, «Золотой петушок», г. Новосибирск
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Дети с РАС». Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание толерантного отношения дошкольников с нормой развития к детям с особенностями в развитии.
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Цель: просвещение и привлечение воспитанников к сотрудничеству, а также формирование их знаний в вопросах взаимодействия с людьми с РАС.
Задачи:
Образовательные: Расширение контактов с социумом. Формирование у детей позитивного восприятия личности с нарушениями развития.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: синдром раннего детского аутизма, сложности в общении с детьми, не умение играть и делиться игрушками, стереотипность движений, подверженность страхам.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к таким людям, формирование у воспитанников мотивации к взаимодействию с людьми с расстройством аутистического спектра, развитие у воспитанников навыков общения с детьми с особенностями в развитии, развитие толерантного сознания по отношению к людям с РАС.
Демонстрационный материал: Показ мультфильма «Мультик про малыша инопланетянина», фотографии мест детского сада где ребенок посещает общеразвивающие занятия.
Методические приемы: беседа-диалог, отгадывание загадок, игры на взаимодействия, анализ, подведение итогов.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, за то время что вы ходите в детский сад, вы много чему научились, много что узнали, вы узнали, что в саду все дети умеют дружить!
А вы умеете дружить?
(ответы детей)
А вот мы сейчас проверим. Я предлагаю вам отгадать несколько загадок.
Загадки по теме «Дружба»
Мы теперь уж не друзья,
Ты ушел, в обиде я.
Не на шутку разругались,
Друг на друга обозвались,
Ну а я теперь грущу.
Приходи, тебя прощу.
Согласись, ведь из-за вздора
Выросла вот эта...
(ссора)
Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?».
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки...
Ну и что! Ведь мы...
(подружки)
Что, подружка, предлагаю
Нашу ссору позабыть.
Шаг навстречу совершаю,
Я хочу с тобой дружить.
Перестань, подружка, злиться,
Предлагаю...
(помириться)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Угадали все загадки.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о детях, которые не умеют дружить.
Точнее говоря, они очень хотят дружить, но они не умеют это делать.
Такие дети не смотрят в глаза, и даже не умеют улыбаться.
Лучший друг для такого ребенка – он сам!
Как вы думаете, почему такие детки не смотрят в глаза?
(ответы детей)
Ребята, вы большие молодцы! И почти угадали!
А вы слышали, когда ни будь, что глаза могут передавать настроение человека? Так вот эти дети почти всегда грустные, а вы бы хотели дружить с ребенком, который грустный и с плохим настроением?
(ответы детей)
Вы конечно же знаете, что самое главное в саду – это правила!
А вот дети с расстройством аутистического спектра всегда играют по своим правилам, чаще всего параллельно со сверстниками.
В игре их чаще всего привлекает не ровесник, а все то, что в руках у ребенка, с которым он «играет» рядом. К сожалению, для аутичного ребенка важен объект
(игрушка), а человек не имеет значение.
Дети с РАС внешне очень милые и ничем не отличаются от других детей. Они, как и вы похожи на своих родителей, если не обращать внимание на те особенности о которых мы с вами говорили.
Эти дети, проходя по коридорам детского сада ни на что не обращают свое внимание! Кажется, что им совсем ничего не интересно. Но это не так! Они все видят, все замечают и даже могут нарисовать свой день в детском саду или на игровой площадке во время прогулки.
Ребята, а хотите поиграть в игры-задания?
1. Игра «Угадай где это?»
Педагог предлагает детям по очереди иллюстрированные картинки и просит угадать, где это они могли видеть в нашем детском саду?
(предлагаются хорошо знакомые детям места: музыкальный зал, физкультурный зал, художественная студия, соленная пещера, медицинский кабинет. Очень важно показать те места, с которыми дети не встречались: сенсорная комната, кухня, кабинет слесаря, музей….).
- Как итог игры можно предложить детям посетить те места, где они небыли.
2. Игра «Выпал снег»
Педагог предлагает детям сформировать шарики из ваты. Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте их вверх со словами: «Снег идет!». Понаблюдайте за падением «снега», подуйте на него, чтобы он подольше не падал.
- игру можно усложнить
(сформировав руками комочек) «слепив снежок» и со словами «Давай играть в снежки» бросайте друг в друга.
Ребята с РАС почти не проявляют своих эмоций, но они тоже могут научиться играть в эти игры, если мы их научим. И чем больше мы будем с ними играть, улыбаться, всячески показывая, что мы хотим с ними играть - эти дети будут к нам ближе, и мы научимся их понимать!
3. Игра «Волшебник»
Цель игры — сформировать доверительные отношения в группе.
Ход игры: все дети встают в круг, положив ручки друг другу на плечи. Один из детей выбирается «волшебником», педагог завязывает ему глаза и переводит в другое место круга. Теперь рядом с ребенком стоят уже другие дети: коснувшись руками их плеч, «волшебник» должен сказать, кто это. Воспитатель просит ребят сохранять тишину во время отгадывания, чтобы не рассеялось «волшебство».
4. Игра «Вставай, я смотрю на тебя!»
Цель игры — развить взаимопонимание между детьми.
Ход игры: педагог водит первым, чтобы показать правила. Все садятся в ряд, водящий выходит вперед, обводит глазами всех детей, а потом на 2-3 секунды останавливает на ком-то взгляд. Тот, на кого сейчас смотрит ведущий, должен встать и улыбнуться. Водящими становятся все дети по очереди, чтобы научиться понимать и чувствовать жесты и артикуляцию других.
5. Игра «Маленький круг — большой круг»
Цель игры — развить у детей умение сотрудничать.
Ход игры: ведущий вместе с детьми образуют большой круг, держась за руки. По команде воспитателя надо сделать самый большой круг, не разрывая рук. Потом — самый маленький. Можно попробовать: самый длинный, самый высокий
(прыгаем), самый низкий
(присаживаемся), самый улыбчивый
(улыбаемся), самый веселый
(смеемся). Главное научиться делать все это вместе и сохранять круг целым.
Просмотр мультфильма «Мультик про малыша инопланетянина».
Ребята мы с вами большие молодцы! Так как разобрались в очень важной для всех людей теме, поговорили о детях, которые не умеют дружить, обсудили их особенности, поиграли в игры.
Подведем итоги нашей работы:
- Что нового вы узнали?
- Что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей).
Заключительная часть
- Завершение занятия.
- Все вместе встаем в круг, держимся за руки и говорим «Спасибо!», «До новых встреч!».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Ранняя весна
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Цирк. Речевое развитие
Совместная деятельность для детей подготовительной группы. Путешествие по сказкам
Похожие статьи:
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе