Конспект занятия по сказкам В.Г. Сутеева для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание:
- познакомить детей с некоторыми фактами биографии Владимира Григорьевича Сутеева.
- Закреплять с детьми знание сказок В. Г. Сутеева.
- Продолжать учить детей придумать сказку по сюжетным картинкам, рисовать модели и пересказывать по ним сказку;
- раскладывать иллюстрации по сказке по порядку, находить лишние картинки; узнавать, из какой сказки предмет.
- Развивать творчество детей, связную речь, память, воображение, артистические способности.
- Продолжать работу по формированию интереса к сказкам.
Словарная работа: писатель, художник – иллюстратор. Владимир Григорьевич Сутеев, сборник, закладка.
Методы и приёмы: рассказ воспитателя, беседа, вопросы, рассказы детей, рисование и рассматривание моделей, игра, сюрпризный момент.
Материал: заяц, мешочек с яблоками, портрет Сутеева, книги со сказками Сутеева, Клякса из картона, коробочка с закладками, палка, 4 круга разной величины (колеса), шприц; листы бумаги, фломастеры, иллюстрации (2 комплекта) по сказкам «Капризная кошка» и «Мышонок и карандаш», по 1 картинке сказок «Кто сказал мяу» и «Яблоко»; шапочки зверюшек для сказки «Под грибом».
Ход занятия
Проблемная ситуация
Группа детей собирается возле воспитателя
Воспитатель вносит игрушку – зайца, в лапках которого игрушка яблоко.
Воспитатель: Друзья, этот заяц пришёл к нам, с тяжёлым мешком на плече. Куда же он его положил? Давайте поищем.
Дети находят мешок в книжном уголке.
Воспитатель: Зайчик нам разрешил посмотреть, что же в мешке.
Заглядывает в мешок и достаёт яблоки.
Воспитатель: Что-то знакомое: заяц, мешок, яблоки… Дети, есть такая сказка?
Дети: Да, это сказка «Мешок яблок»
Воспитатель: А кто написал эту чудесную сказку?
Дети: Владимир Григорьевич Сутеев.
I часть
Дети садятся на стульчики, расставленные вокруг книжного уголка.
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по сказкам Сутеева.
Посмотрите на его портрет: только человек с такими добрыми глазами мог придумать забавные, весёлые запоминающиеся сказки. А ведь он не только писал сказки, но и рисовал к ним иллюстрации.
В.Г. Сутеев сначала был художником – иллюстратором: он рисовал картинки в книгах других писателей и к мультикам. А потом ему захотелось сочинять свои сказки. Это у него хорошо получалось, потому, что он мог действовать сразу двумя руками: правой писал, а левой тут же рисовал. Видите, какойон был талантливый человек.
У художника, писателя и кинорежиссёра В.Г.Сутеева есть свой особенный, сказочный мир. Там живут серьёзные, обстоятельные зверушки: запасливый ёжик, трусоватый, но добрый заяц, любопытные котята и хозяйственный щенок.
Ваши мамы и папы, в детстве, тоже любили эти сказки, а теперь читают их вам.
В нашем уютном книжном уголке поселились книги со сказками Сутеева. Есть книги, в которых живёт одна сказка, а в других собрано сразу много сказок. Такие книги называют сборниками.
Повторите «сборник».
Почему некоторые книги называют сборниками?
Дети: Потому, что в них собраны сразу несколько сказок.
II часть
Воспитатель: Дети, смотрите, из книги торчат чьи-то грязные ножки… Кто-то трясёт всю книжку…
Предлагает ребёнку вынуть из книги «незнакомку».
Воспитатель: Кто это, ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: Это Клякса – грязнуля и безобразница. Вспомните, из какой сказки она убежала?
Дети: «Мы ищем кляксу».
Воспитатель: Нам надо её скорее вернуть на место, иначе она все книги перепачкает!
Клякса: Не найдёте мою сказку. Моя сказка заложена в книжке закладкой, а вы не знаете, что такое «закладка».
III часть
Воспитатель: Нет, Клякса, дети знают что такое «закладка». «Закладки» наши друзья!
Закладка – это красивая полоска из бумаги или картона.
Воспитатель: Зачем она нужна?
Дети: Она нужна, чтобы закладывать нужную страницу в книге.
Воспитатель: Где у нас находится корзиночка с закладками?
Покажите и расскажите, какие у нас есть виды книжных закладок.
Ответы детей. Дети называют различные виды закладок.
Воспитатель: Сейчас закладки помогут вспомнить нам сказки В.Г.Сутеева.
Клякса: Подумаешь, знают они про закладки и про книжки в вашем книжном уголке. А знаете ли вы, как оказались здесь вот эти предметы?
Клякса снимает салфетку с подноса.
IV часть
Воспитатель: Дети, из каких сказок Сутеева эти предметы?
Дети: Палка из сказки «Палочка - выручалочка»
Воспитатель: Какую пользу она принесла героям сказки?
Дети: Помогла ёжику перебраться через ручей и вытащить зайчика из болота, поднять наверх птенчика, выпавшего из гнезда, спасти зайчика от волка и втащить его в гору.
Воспитатель: А какие слова были сказаны в концовке сказки?
Дети: «Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!»
Предлагает ребёнку найти эту сказку в сборнике с помощью закладки.
Воспитатель: Что ещё на подносе?
Дети: Колёса из сказки «Разные колёса»
Воспитатель: Как их нарисовал Сутеев? Все ли колёса пригодились в сказке? Как использовали зверушки колёса?
Дети находят сказку, с помощью закладки и отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Какие слова были сказаны в концовке сказки «Разные колёса»?
Дети: «В умелых руках и разные колёса пригодятся».
Воспитатель: А это что за предмет на подносе?
Дети: Это шприц.
Воспитатель: Какому сказочному герою потребовался шприц?
Дети: Бегемоту, из сказки «Бегемот, который боялся прививок?»
Воспитатель: Зачем же нужен шприц, если он боялся прививок?
Дети: Чтобы он не заболел желтухой.
Воспитатель: Найдите эту сказку в сборнике, с помощью закладки.
Дети находят сказку.
V часть
Клякса: Сутеев был замечательным художником, а вы не сможете нарисовать такие же красивые картинки, потому что вы ещё маленькие.
Воспитатель: Конечно, как художник ребята нарисовать пока не могут, но зато смогут нарисовать сказку, с помощью моделей.
Воспитатель показывает картинку – иллюстрацию к сказке.
Воспитатель: Назовите эту сказку.
Дети: «Три котёнка»
Воспитатель: Давайте нарисуем модели к этой сказке.
Дети садятся за столы и рисуют:
3 разноцветных котёнка – кружочки: белый, чёрный, серый;
Банка – белый прямоугольник, стоит;
3 белых котёнка – 3 белых кружочка;
Труба – черный, узкий прямоугольник лежит;
3 чёрных котёнка – 3 чёрных кружочка;
Речка –две волнистые линии;
3 разноцветных котёнка – кружочки: белый, чёрный, серый.
Воспитатель: А теперь расскажите эту сказку по вашим моделям.
Дети рассказывают по моделям.
VI часть
Клякса: Ну-ка, ребята, вы засиделись, догоните меня.
Клякса убегает и рассыпает 2 пачки картинок на ковре.
Воспитатель: Вот, что наделала Клякса! Все картинки перепутались. Теперь из них нужно сложить сказки по порядку.
Девочки, вы какую будете собирать сказку?
Девочки: «Капризная кошка»
Воспитатель: А мальчики?
Мальчики: «Мышонок и карандаш»
Воспитатель выкладывает на ковёр длинные картонные полоски по размеру картинок, и предлагает девочкам собрать сказку на жёлтой дорожке, а мальчикам на зелёной.
Воспитатель: Вы быстро собрали сказки из картинок, но почему-то несколько картинок не взяли?
Дети: Эти картинки из других сказок. Из сказок: «Кто сказал мяу?» и «Яблоко».
VII часть
Воспитатель: Вот видишь, Клякса, твои проделки нам не мешают! Мы сейчас тебя удивим, потому, что сами придумаем сказку «Находка» по забавным иллюстрациям В.Г.Сутеева.
Дети сочиняют сказку.
VIII часть
Воспитатель: Ну что ты Клякса приуныла? Ты сейчас хорошо себя ведёшь. И чтобы ты больше не безобразничала мы тебе покажем сюрприз: спектакль по сказке Сутеева «Под грибом»
Дети показывают инсценировку сказки.
Воспитатель: Ну, что ж Клякса, ты убедилась, что наши дети знают много сказок В.Г.Сутеева.
А теперь пришло время проводить Кляксу в свою сказку.
Дети убирают Кляксу.
Воспитатель: Ребята, чудесные книги Сутеева вы можете в любое время рассмотреть и почитать снова.
А сейчас нас ждёт Заяц, он хочет угостить нас яблоками. Но свои яблоки он нёс маленьким зайчатам и чтобы они не остались голодными, мы ему подарим капусту и морковку.
Дети угощаются яблоками.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по речевому развитию по теме: «Путешествие в страну сказок» в подготовительной группе
НОД в старшей группе детского сада "Сказки Пушкина"
Конспект занятия по познавательному развитию «В мире сказок» в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Путешествие в страну сказок"