Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

План-конспект открытого урока в ДШИ. Ансамблевое музицирование

План-конспект открытого урока по теме «Работа над динамическим разнообразием и звуковым балансом партий фортепианного ансамбля в изучаемых произведениях»
Описание открытого урока
Открытый урок будет полезен преподавателям фортепиано музыкальных школ и школ искусств для решения общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, в частности формирования эталонного звучания фортепианной ансамблевой музыки с учетом стилистических особенностей исполняемых произведений. В ходе урока используется творческая, информационно-коммуникационная технологии и обучение в сотрудничестве.
Современный подход с использованием просмотра на уроке примеров звучания произведения разных исполнителей, записи исполнения учащихся и совместный с учениками анализ их исполнения в сравнении с другими исполнителями повышают как интерес учащихся к обучению, так и эффективность педагогического процесса. Представленный подход помогает развивать творческий потенциал и формировать художественно-исполнительскую инициативу участников ансамбля.

Дата проведения: 16.05.2022 г.
Учащиеся: Диана (13 лет) и Елена (13 лет), 6 класс.
Предмет: Фортепианный ансамбль.
Цели:
1. Образовательная – формирование комплекса навыков игры в ансамбле.
2. Развивающая – развитие творческого потенциала участников ансамбля с помощью создания проблемных ситуаций при поиске стилистически верного звучания;
3. Воспитательная – воспитание навыков коллективного музицирования, ведения диалога с партнером путём сотрудничества.
Задачи:
- решить технические задачи: единство синхронного исполнения (метроритмического, темпового, динамического, тембрального, эмоционального), а также единство звукоизвлечения, артикуляции и фразировки;
расширить слуховых и образно-художественных представления на материале музыки эпохи романтизма;
- добиться развития навыков исполнения стилистических особенностей музыки, характерных эпохе романтизма, создать образно-художественные представления о характере стиля Ф. Шуберта, понять специфику танцевального метроритма, динамики, фразировки, артикуляции, педализации, особенностей формообразования;
- привить навыки «оркестрового» восприятия фактуры, уметь анализировать музыкальное произведение, используя сравнительный анализ средств музыкальной выразительности;
- развить навыки коллективного музицирования, ведения диалога с партнером;
- сформировать художественно-исполнительскую инициативу участников ансамбля.

Вид учебного занятия: открытый урок.
Технологии (элементы технологий): проблемного обучения (творческая),
информационно-коммуникационная, обучение в сотрудничестве.

Материально-техническое обеспечение занятия: два фортепиано (акустических), компьютер с выходом в интернет; нотное издание: Ф. Шуберт. 4 лендлера D 814 // Сочинения для фортепианного дуэта / сост. и ред. А. Лакош. – М.: АСТ*Астрель, 2005.

Программа: Ф. Шуберт. 4 лендлера D 814.
Межпредметные и внутрипредметные связи: музыкально-теоретические дисциплины.
Продолжительность учебного занятия: 1 час (45 минут).
Этап учебного занятия:
1. Организация начала урока (2 мин.)
Организация начала урока (2 мин.) Подготовка к работе на уроке. Создание благоприятной творческой атмосферы: приветствие, психологическая «настройка», способствующая снятию излишней скованности, волнения.

2. Подготовка игрового аппарата к работе и проверка выполнения домашнего задания (8 мин.)
Образовательная технология - обучение в сотрудничестве.
Исполняется гамма E-dur (в октаву, в терцию, с различным ритмическим рисунком, в разных темпах) – для установления контакта между учащимися и выработки синхронности. Педагог уделяет внимание посадке: на комфортном расстоянии друг к другу, не стесняя партнёра.
Проверяется домашнее задание (работа над синхронностью исполнения, звукоизвлечением и тембрально-динамической нюансировкой, выработка системы жестов, взглядов, позволяющих синхронно начинать произведение, грамотно показывать ауфтакт и снимать заключительный аккорд).
Учащимися исполняется цикл «4 лендлера» Ф. Шуберта.
Учащиеся самостоятельно оценивают свою игру, выявляют проблемы в исполнении и сами указывают на свои недостатки: нарушение синхронности исполнения, не всегда ясная артикуляция пальцев.
Педагог рекомендует: проучить в медленном темпе, добиваясь максимальной синхронности, а также интонационной выразительности каждого мотива и фразы.

3. Мотивация учебной деятельности (7 мин.)
Образовательная технология - обучение в сотрудничестве.
Учащиеся демонстрируют знания о творчестве Франца Шуберта, о жанре лендлера и его характерных особенностях.
Франц Шуберт - австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке…
Педагог предлагает просмотр картины, иллюстрирующей атмосферу танца начала XIX века (Frederik Kaemmerer)

Учащиеся дают историческую справку об истоках лендлера.
Лендлер – австрийский крестьянский танец. Название получил от австрийской области Ландль. Лендлер – ближайший предшественник вальса. Наиболее известные лендлеры принадлежат Шуберту.
Для лучшего понимания содержания танцевального цикла учащимися был сделан анализ музыкальной формы (все танцы имеют 2-х частное строение), определение темпа (единый темп Tempo giusto) и тонального плана цикла (Es-dur – As-dur – c-moll – C-dur). Учащиеся конкретизировали особенности характера музыки каждого лендлера.
Совместно с педагогом они составили «сценарий» развития цикла и план динамического развития:
1-й танец – праздничное начало цикла, торжественное звучание;
2-й танец – светлый, изящный, мечтательный и романтичный;
3-й танец – кульминация в развитии цикла: яркое, оркестровое звучание, взволнованный, бурный, наполненный жизненной энергией характер;
4-й танец – создаёт мечтательное романтическое настроение, завершается торжественными аккордами.

4. Обобщение и систематизация знаний и способов действий (25 мин.):
Образовательные технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная и обучение в сотрудничестве.
4.1 Работа над стилистическими особенностями исполнения
Начинается работа над поиском стилистически верного звучания. Учащиеся самостоятельно делают анализ фактурного изложения танцев.
Педагог рекомендует для создания ощущения «объема» и звукового пространства Диане (2 партия) глубже и сочнее проводить басовую мелодическую линию, а Елене ярче интонировать верхнюю. При этом «оркестровое» звучание можно достичь за счёт более ясного исполнения голосоведения в среднем регистре.
Для получения нужного единого звукоизвлечения педагог показывает исполнение интонированного legato. Учащиеся воспроизводят показанный педагогом приём при исполнении фрагмента первого танца.
Педагог просит учащихся сконцентрировать внимание на совместном начале первого танца (точное выполнение Еленой ауфтакта). В ходе всего цикла осуществлять слуховой контроль синхронности исполнения.
С учётом рекомендаций педагога учащиеся исполняют весь цикл, постоянно контролируя синхронность. Произведение звучит выразительнее, с новыми красками и передачей тончайших нюансов.

4.2 Работа над динамическим планом исполнения
Учащиеся совместно с педагогом обсуждают динамический план исполнения цикла:
Начать исполнение цикла нужно сразу ярко. Далее хорошо интонировать все голоса.
Педагог показывает исполнение второй партии в ансамбле с Еленой.
Во втором танце Диане нужно точнее педализировать.
Для лучшего звучания кульминации в третьем танце Елене необходимо с большей яркостью играть аккорды цепким пальцевым staccato.
Педагог показывает исполнение первой партии в ансамбле с Дианой.
Четвертый танец начать мягким звучанием, подчеркнув лирический характер применением левой педали.
Цикл завершить ярко, исполнить аккорды торжественнее.
Учащиеся исполняют все четыре танца в динамическом развитии.

4.3 Определение эталонного звучания
С целью определения эталона звучания учащиеся прослушивают фрагменты произведений Ф.Шуберта в исполнении различных исполнителей симфонического оркестра и фортепианного дуэта.
В результате прослушивания в сравнительном анализе совместно находят стилистически верное решение - определяют эталон звучания, приближенный к исполнению симфонического оркестра.
Учащиеся с воодушевлением исполняют цикл «4 лендлера» Ф.Шуберта.
Преподаватель делает видео запись исполнения.

5. Подведение итогов урока (2 мин.)
Образовательная технология - обучение в сотрудничестве.
Учащиеся дают оценку своему исполнению. Просматривают запись выступления и обсуждают нюансы, которые необходимо скорректировать.
Преподаватель обобщает полученные сведения об особенностях исполнения стиля Ф. Шуберта и приёмах для достижения эталонного звучания.
Преподаватель формулирует основные задачи для самостоятельных домашних занятий.

6. Домашнее задание (1 мин.)
Работать над стилистически верным единством звукоизвлечения, синхронностью исполнения и динамическим планом цикла.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока в ДШИ. Открытый урок по хору Конспект занятия в ДШИ. Многоголосие в хоре Современные исполнители эстрадного и джазового вокала Конспект открытого урока по классу фортепиано в ДШИ
Опубликовано: 901 день назад (30 мая 2022)
Просмотров: 848
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!