План - конспект открытого урока по классу фортепиано.
Тема урока: «Проблемы эффективности обучения юных музыкантов ансамблевому исполнительству».
Цель урока:
раскрытие индивидуальных способностей обучающихся при совместной игре в ансамбле, как неотъемлемой части музыкального воспитания.
Задачи урока:
-
обучающие: Активация процессов аналитико-синтетической деятельности учащихся на создание музыкального образа пьес. Достижение уровня образной завершенности интерпретации.
-
развивающие: Развитие в ансамблевом исполнительстве чувства ритма, слухового внимания. Активизация мыслительной деятельности учащихся, установление причинно-следственных связей в музыкальных произведениях. Работа над выразительностью музыкального языка, преодолением исполнительских трудностей.
-
воспитательные: воспитание коллективного сопереживания и уважения к партнеру, личной ответственности в общей работе, содействие в создании уверенности в себе во время выступлений.
Тип урока: комбинированный. Уроку коррекции знаний, профессиональных умений, проверка глубины понимания и прочности знаний, точности и эмоционального исполнения музыкальных произведений.
Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного ранее музыкального материала.
Структура урока:
Организационный момент…………………………………………..2 мин.
Исполнение изучаемых произведений ………………7 мин.
Анализ исполнения……………………………………………………...8 мин.
Определение новых задач…………………………………....8 мин.
Работа над конкретными исполнительскими задачами……………15 мин.
Итог урока ……………………………………………………………2 мин.
Домашнее задание……………………………………………………3 мин.
Разработка урока
1.Орг. момент
В музыкальном становлении и развитии учащихся ансамблевая работа занимает важное место. В последнее время наблюдается повышение интереса к ансамблевому исполнительству, в частности, к фортепианно-ансамблевой деятельности. Она позволяет решать многие задачи профессионального и личностного развития школьников. Игра в ансамбле является для учащихся-пианистов наиболее актуальной, поскольку ученики других инструментальных классов имеют в этой области значительно больший опыт: они регулярно играют с концертмейстерами, в ансамблях и оркестрах. Учащиеся фортепианных классов, в большинстве случаев, сосредоточены на индивидуальном исполнительстве и имеют гораздо меньший опыт ансамблевой деятельности. Именно поэтому развитие учащихся-пианистов на уроках фортепианного ансамбля требует особого внимания. Оптимизация урока фортепианного ансамбля с подростками будет успешно осуществлена, если: урок фортепианного ансамбля будет интегрировать компоненты, направленные на развитие индивидуального мастерства каждого из участников ансамбля, специфических ансамблевых умений и навыков, а также интеллектуализацию процесса обучения фортепианно-ансамблевому исполнительству. В работе над ансамблями я предпочитаю вариативную структуру уроков, разнообразить содержание, а также использовать специальные методы, направленные на оптимизацию урока фортепианного ансамбля с подростками. Обсуждение с учащимися единого художественного замысла и исполнительского плана исполняемых произведений, метро-ритмической и темповой координации, формирования гармоничной межличностной среды ансамблевого взаимодействия формирует у учащихся-подростков основы ансамблевой этики.
2. Исполнение пьесы: Ф. Шуберта «Детский марш».
Анализ исполняемого произведения.
Предполагаемые проблемы в исполнении:
1. Неточное вступление.
2. Неконтролируемый баланс звучности разных партий.
3. Несоблюдение пауз.
4. Незапланированные изменения в темпах.
5. Сложности при исполнении полиритмического рисунка.
Задача – коррекция самостоятельной работы, отслеживание уровня усвоения свежего, только что объясненного материала.
Аспекты работы
1. Ритм
«Ритм в музыке - это пульсация, свидетельствующая о жизни…» А.Г. Рубинштейн.
«Какое счастье обладать чувством темпа и ритма. Как важно смолоду позаботиться о его развитии…». К.С. Станиславский.
Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Чувство ритма - это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.
Форма «Детского марша».
Проводим анализ формы музыкального произведения. Исходя из музыкального материала каждой из частей, обсуждаем создание единого художественного замысла и исполнительского плана, метро-ритмической и темповой координации, формирование межличностной среды ансамблевого воздействия. Комплексное применение данных методов во взаимосвязи с обще-дидактическими и профессиональными методами ведет к оптимизации урока фортепианного ансамбля и способствует достижению положительного конечного результата.
Работа над 1 частью: Отработка синхронного вступления – достигается незаметным жестом исполнительницы второй партии ансамбля. Беседа с учащимися о понимании синхронности и способах ее достижения при взятии и снятии звука, качества понимания и чувствования партнерами темпа и метроритма. (Незаметно взять дыхание, просчитать пустой такт, пропеть про себя начало произведения, определить точную пульсацию, почувствовать локоть партнера, собрать волю и настроить себя на начало исполнения). Чтобы все это получалось на сцене - это отрабатывается до получения точности и стабильности. Педагогические методы: словесный метод, наглядный показ, “направляющие указания”, “попутные поправки”.
Обсуждение часто встречающихся ошибок в ансамблевой игре, и методы их исправления. А также, обсуждение лучших способов, как эти ошибки избежать (несоблюдение пауз, неправильный баланс звучности в партиях партнеров, незапланированные изменения в темпах).
Для выработки устойчивых навыков пробуем на уроке изменять штрихи, темпы, акцентируя исполнение на художественной стороне произведения – интонирование и образность.
Очень важно научить учащихся слушать себя, своего партнера и исполнять с полным вниманием и самоконтролем. От этого зависит качество звука.
Работа над средней частью «Марша». Определение наиболее трудных тактов. Анализ работы над полиритмией. Работу над воспитанием чувства ритма ведем от музыки, а не от высчитывания длительностей. Образное содержание пьесы нужно воспринимать через ритм, мысленный танец или марш. Определили характер музыки как контраст к 1-й части (каким образом проявляется этот контраст, какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор для лучшей передачи другого настроения?). Понимание учеником поставленной музыкальной задачи исполнения вызовет технику, необходимую для ее решения. В процессе усвоения материала меняются способы работы, что приводит к новому восприятию и новому пониманию. Это облегчает в дальнейшем работу над полиритмией. Умение слушать себя с первых шагов поможет в воспитании полифонического мышления.
3. Работа над пьесой Льва-Компанейца «Поутру»
Работа в области многоголосия является основой музыкального воспитания. Произведения полифонического стиля должны стоять на первом месте при игре в ансамбле.
Исполнение народных песен, где предложена полнозвучная фактура, но партия несложна и доступна, помогут быстрому продвижению и успешности формирования полифонического слышания.
Хорошее звучание второй партии является необходимостью для качественного звучания первой партии. При одинаковых аккордах в левой и правой руке во второй партии стараемся ориентироваться по левой руке. Ведем работу с постоянным слуховым контролем и вслушиванием в обеих партиях.
Паузы.
При исполнении фортепианного ансамбля необходимо научить учащегося бережно относиться к паузам – внимательно, бережно и сознательно, точно их выдерживать.
При наличии пауз ученик может задерживать бас, что создает излишнюю вязкость звучания. Нужно научить снимать педаль точно с окончанием фраз. Левую педаль применять в редких случаях, при рр.
При формировании детского ансамбля работа педагога заключается в правильном подборе не только музыкального материала, но и детей, которые будут вместе музицировать. Учитывать взаимную симпатию, уровень их подготовленности, эмоциональность, характер, так как в своем развитии и воспитании дети не равны.
Совместная игра способствует преодолению застоя в работе учащихся, так как участник, который играет сознательно, осмысливает логику текста, испытывает эстетическое и моральное удовлетворение от исполнения, будет стремиться к технической уверенности.
4. Итог урока: Исполнение ансамблевых произведений является одним из средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках в классе фортепиано.
5. Домашнее задание:
Ф. Шуберт «Марш»
1. Каждому участнику ансамбля разобрать партию своего партнера.
2. Проучить среднюю часть пьесы каждой рукой отдельно, при этом петь сольфеджио партию другой руки.
3. Определить «ключевые» такты.
4. Выучить произведение, уметь начать исполнение с отмеченных тактов.
И. Львов-Компанеец «Поутру».
1. Определить полифонические фрагменты пьесы.
2. Поработать над каждым голосом отдельно.
3. Определить кульминации фраз.
4. Поискать в поэтической русской литературе образы, отраженные в данной музыке.
6. Самоанализ урока
Учащиеся имеют хорошие, прочные знания, использовали умения и навыки, полученные на предыдущих уроках специальности и в процессе продуктивных домашних занятий, способны логически мыслить и могут анализировать по данному алгоритму. Самое большое их достоинство – активная жизненная позиция.
Данный урок прошел по теме: «Проблемы эффективности обучения юных музыкантов ансамблевому исполнительству».
Все запланированные задачи были реализованы. Организационный момент прошел быстро, так как ученицы были готовы к уроку, дисциплинированы, быстро настроилась на урок. Закрепление пройденного материала показало достаточный уровень компетентности учащихся.
Образовательный аспект достигнут на уроке через умение слушать и исполнять произведения.
Воспитательный аспект можно было отследить через эмоциональную отзывчивость учащихся.
Развивающий аспект через развитие художественного вкуса на лучших образцах классиков мировой музыки.
Все моменты урока тесно взаимосвязаны, урок представляет собой целостную систему. Цель и задачи, поставленные на уроке достигнуты. Ученицы были включены в активную познавательную и музыкально – творческую деятельность. Взаимодействие на уроке осуществлялось через создание творческой атмосферы урока, через взаимопонимание, доверие, сотворчество учащихся и преподавателя.
7. Список литературы:
Баренбойм, Л.А. Фортепианная педагогика Текст. / Л.А. Баренбойм. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007.
Векслер, С.И. Современные требования к уроку. Пособие для учителя Текст. / С.И. Векслер. М.: Просвещение, 1985.
Готлиб, А.Д. Первые уроки фортепианного ансамбля Текст. / А.Д. Готлиб // От урока до концерта. Фортепианно-педагогический альманах. Вып. 1. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2009.
Майкапар, С.М. Детский инструментальный ансамбль и его значение в системе музыкального воспитания Текст. / С.М. Майкапар // Детские инструментальные ансамбли; вступит, ст. А. Майкапара. Челябинск: MPI, 2005.
Милич, Б.Е. Воспитание ученика-пианиста: методическое пособие Текст. / Б.Е. Милич. М.: Кифара, 2002.
Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога Текст. / Г.Г. Нейгауз. 6-е изд. - М.: Классика-ХХ1, 1999.
Перельман, Н.Е. В классе рояля. Короткие рассуждения Текст. / Н.Е. Перельман. М.: Классика-ХХ1, 2003.
Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей Текст. / В.И. Петрушин. М.: Академический Проект, 2006.
Смирнова, Т.И. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации Текст. / Т.И. Смирнова. 4-е изд., испр. и доп. - М., 2003.
Смирнова, Т.И. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методическая часть: Беседа «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания» Текст. / Т.И. Смирнова. -М., 2008.
Смирнова, Т.И. Учебное пособие ALLEGRO. Программа. Класс специального фортепиано. Интенсивный курс: для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств Текст. / Т.И. Смирнова. 3-е изд., испр. и доп. - М., 2002.
Шуман, Р. Жизненные правила для музыкантов Текст. / Р. Шуман // Альбом для юношества. М.: Музыка, 1994.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока в ДШИ. Открытый урок по хору
Конспект занятия в ДШИ. Многоголосие в хоре
Современные исполнители эстрадного и джазового вокала
Конспект занятия с презентацией в ДШИ по музыкальной литературе. Римский-Корсаков Симфоническая сюит