Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект для детских школ искусств

Проект в ДШИ «В музыку с радостью»
Данный проект был задуман в нашей школе искусств и разработан для учащихся раннего эстетического отделения и детей младших классов.. В рамках проекта проводятся классные часы, тематические концерты, викторины и другие занимательные мероприятия. Занятия в рамках проекта "В музыку с радостью" позволяют комплексно подойти к воспитанию каждого ребенка и дать ему всестороннее и гармоничное развитие. В данной работе я хочу остановиться на некоторых формах данного проекта.
Как естественнее ввести ученика в мир музыкальных образов?
Наиболее эффективное решение этой проблемы связано с опорой на принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии. Главные принципы методики в работе над проектом - это взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начала в преподнесении материала, создание гармоничной развивающей среды, построенной на различных видах искусства (музыка, танец, литература).
Развитие творческого начала
Цель проекта — развить у малышей творческое начало, научить самостоятельности, научить адекватно и глубоко чувствовать окружающий мир, качественно переживать музыку, услышанную на занятиях и вне их, эмоционально окрашивать окружающий мир, сохранять свою уникальность в процессе становления в обществе (социализации ребенка). Методика опирается на современные психолого-педагогические концепции в области развития детского творчества, эстетического и художественного воспитания.
Задачи проекта:
• Способствовать раннему развитию ребенка через комплексную музыкальную деятельность.
• Обучать родителей, педагогов эффективным способам творческого взаимодействия с ребенком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.
• Формировать готовность к дальнейшему обучению.
• Развивать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус в наиболее благоприятный период развития ребенка.
Актуальность проекта состоит в следующем:
- она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры в процессе овладения им музыкальной детской деятельностью;
- учтен оздоровительный компонент; содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Кроме того, в программе учтен и здоровьесберегающий фактор.
Проект «В музыку с радостью" помогает подготовить ребенка к дальнейшему обучению в школе искусств. Эта готовность включает в себя умение слушать и запоминать, анализировать и сопоставлять, выразительно и убедительно выступать на публике. А также умение ладить с другими детьми и взрослыми, успешно адаптироваться в любом коллективе.
На наших занятиях дети учатся видеть прекрасное и наслаждаться красотой во всех ее проявлениях, постигают сущность добра и зла, познают их противостояние в мире. Детей обязательно нужно научить понимать и наслаждаться классической музыкой, литературой, балетом, оперой.
На занятиях дарим детям богатства, накопленные человечеством за многие века!
На некоторых уроках дети сами придумывают сказки, импровизируют в танце, им хочется сочинять музыку и играть на музыкальных инструментах. Нужно пробуждать в детях творцов.
Поскольку детская и любая другая опера играет важную роль в развитии и формировании личности, я решила разнообразить работу на предмете «Слушание музыки» и поставить оперу-сказку М. Красева «Муха-Цокотуха» усилиями участников нашего отделения раннего эстетического развития.
На таких занятиях происходит одновременное развитие ребенка в нескольких направлениях:
- Развитие аналитического и творческого мышления;
- Музыкальное развитие;
- Ритмика, пластика, танцевальная импровизация;
- Литературное творчество;
- Риторика, культура общения;
- Развитие личностных качеств;
- Основы актерского мастерства.
Занятия в рамках проекта проходят на уроках по слушанию музыки. Накопление багажа образно-эмоциональных впечатлений, знакомство с лучшими образцами классической и народной музыки разных стран и эпох, обсуждение характера услышанной музыки, разбор средств музыкальной выразительности, инструментовки, и т.д., вот те виды деятельности, которыми мы занимаемся на уроках. Кроме того, к нам на уроки приглашаются старшие учащиеся, которые исполняют интересную для восприятия малышей, музыку. Так, один из уроков был посвящен сказке Джанни Родари «Чипполино». Ребята прослушали фрагменты из музыки к балету «Чипполино» композитора Карена Хачатуряна. А исполнили отдельные музыкальные номера из этого балета учащиеся старших классов в ансамблевом исполнении. Видео-иллюстрацией к прослушанной музыке послужил просмотр одноименного мультфильма. Одной из экспериментальных форм работы стала постановка оперы-сказки для малышей М. Красева «Муха-Цокотуха».
Анализ работы над детской оперой «Муха-Цокотуха».
Поскольку детская и любая другая опера играет важную роль в развитии и формировании личности, я решила разнообразить работу на предмете «Слушание музыки» и поставить оперу «Муха-Цокотуха» усилиями участников нашего отделения раннего эстетического развития.
Цель: дать представление о музыкально – сценическом жанре; обогатить детей новой информацией о театре; развить познавательный интерес, любовь к творчеству, самостоятельности.
Развивающие задачи: развить музыкальные и творческие способности детей посредством музыкально-практической деятельности в жанре оперы; умение двигаться под музыку.
Воспитательные задачи: способствовать позитивному отношению к театру; воспитывать музыкально и эстетический вкус к классическим образцам оперы, привить посредством работы над музыкальной сказкой хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Образовательные задачи: закрепить знания учащихся об опере; обогатить духовный мир учащихся.

«…..Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой…»
П.И. Чайковский

1. Детская музыкальная опера, как один из видов хоровой работы в школе и её воспитательное значение.
Работа в школе искусств в условиях современности отличается разнообразием видов музыкальной деятельности. Это занятия с вокальными ансамблями, с хоровыми коллективами, хоровая работа в условиях класса и концертное выступление. Если в целом в деятельности формируется личность, то в музыкальной деятельности осуществляется её эмоционально-нравственное развитие, реализуются заложенные природой в человеке возможности, способности, в частности музыкальные, формируется музыкальная культура.
Одним из самых увлекательных видов детского музыкального исполнительства является постановка детской музыкальной оперы.
Опера, будь то классическая опера или детская опера, представляет собой сложное музыкальное произведение. В её исполнении участвуют: оркестр, который заменила нам игра на фортепиано, хор, певцы, танцоры. В опере соединяются различные виды искусства - литература и музыка, пение и танец, игра актёров и мастерство живописцев-декораторов, пантомима. То есть происходит театральный синтез искусств, который осуществляется в процессе слияния их в постановке оперы. Синтез достигается не путём механического «слияния» разных искусств, а благодаря синтетическому характеру самого оперного искусства. Раскрытие образного содержания произведения, замысла композитора, осуществляется путём выявления в процессе исполнения маленьких актёров, певцов и танцоров художественно-образных возможностей, заложенных в тексте музыки. В результате исполнительской деятельности дети развивают свои способности: внимание, память, умение копировать действие других, повторять увиденное и услышанное.
2. Источники, взятые за основу при разработке сценария оперы.
За основу при разработке этой оперы взят клавир оперы «Муха-Цокотуха» Михаила Ивановича Красева .
Музыка оперы доступна для детей и очень выразительна, исполнена стремительного движения и чрезвычайно ритмична. Композитору удалось соединить в ней простоту и лёгкость с меткими музыкальными характеристиками. Вслушайтесь в музыку сказки: вот озабоченно суетится муха, созывая гостей; закружилась в грациозном вальсе бабочка; шелестит громадными усищами таракан. И мы словно видим храброго комара, с воинственным кличем ведущего грозную рать гостей в бой со злобным страшилищем-пауком.
Увлекательная игровая опера принесла много смеха и радости её маленьким участникам.
Взяв за основу клавир оперы, началась работа по его изучению. В клавир входят 12 музыкальных номеров /10 вокальных номера и 2 фортепианных/, текст героев этой сказки, т.е. либретто. Либретто включало в себя кроме текста очень короткие реплики по действию, которое должно было происходить на сцене. Например: «Прилетает Бабочка» или «Гости застывают от ужаса».
Была поставлена цель и задача обогатить клавир подробным описанием действия на сцене, поставить танцы, которых не было в клавире, чтобы опера была более зрелищной, а дети могли проявить больше творчества в процессе её постановки и ещё больше увлечься оперой, а значит музыкой.
3. Особенности заключительного этапа работы.
После подготовленного этапа над отдельными музыкальными номерами, работы с солистами, с танцевальными номерами, наступила пора художественной отделки оперы – соединения всех номеров в единое целое.
Такаю работу мы начали с укрепления блоков, куда входят песни, танцы, стихи, т.е. над определённым номером. Например, блок №4, в который входит и хоровой номер, и танцевальный номер.
Затем мы приступаем к соединению блоков, например, блок №10+блок №11. Такая работа на первоначальном этапе занимала целый час занятия, т.к. по ходу работы делались определённые замечания, дополнения по исполнению.
Следующим этапом было соединение всех блоков без пауз. Здесь продолжалась работа над эмоциональностью исполнения, выразительностью всех номеров оперы.
После того, как опера была охвачена целиком и на репетициях несколько раз проводилась без остановок, наступил момент работы над оперой в костюмах основных действующих лиц. Здесь уточняются детали действия детей.
Итак, опера выучена. Она исполняется с начала до конца в нужном темпе. Начинается процесс «обыгрывания» оперы, то есть исполнение её перед слушателями, где окончательно «доводится» работа над оперой. Начиная работу над оперой в январе – месяце, мы смогли показать окончательный вариант перед школьниками младших классов к 1 июня – «Дню защиты детей».
4. Значение работы по постановке детской оперы
Подготовка музыкальных опер в школе, как одного из видов хоровой деятельности, имеет большое значение для учащихся школ:
Взаимопроникновение таких смежных искусств, как музыка, танец, литература даёт условия детям выразить свои творческие возможности.
На разнообразном песенном материале музыкальных номеров оперы вырабатываются вокально-хоровые навыки: различные виды дыхания, звуковедение, осмысленность фразировки, выполняются задачи темповых и эмоциональных контрастов, естественность и выразительность звучания.
Работая с учащимися над той или иной ролью, уделяется большое внимание анализу характеристик персонажей и выразительности их исполнения. При этом нам приходилось сопоставлять и противопоставлять персонажи, их определённый колорит. В работе над выразительностью хорового исполнения использовался приём эмоционально-образного разбора содержания, чтобы дети видели взаимосвязь образной выразительности слова и музыки. Всё это способствовало как музыкальному развитию детей, так и умственному, стимулировало их интерес к музыке.
Воспитательную роль работы над оперой трудно недооценивать. Воспринимая её как нечто важное, интересное, дети регулярно посещали занятия, понимая, как важен каждый участник, (в сказке были задействованы все учащиеся отделения). Выступления перед учениками своей школы каждый раз организовывали детей, а успех постановки оперы побуждал детей к дальнейшей работе.
Значение постановки оперы оценили их родители. В беседах с ними мы выяснялось, что они интересуются нашей работой, репетициями, выступлениями, им было приятно видеть в своих детях и певцов и танцоров. Немалую помощь оказали родители в подготовке костюмов.
Итак, постановка оперы весьма доступна для исполнения на отделении раннего эстетического развития, усиливает интерес к хоровому пению, развивает артистические способности детей, их фантазию, приобщает их к высокому искусству.

«Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство объединит человечество. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это».
Н.К. Рерих.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника "Посвящение в первоклассники" в музыкальной школы Урок-концерт, 4 класс фортепианного отделения Биография Гнесиной Посвящение в первоклассники в ДШИ. Сценарий

Похожие статьи:

Развитие творческого мышления школьников старших классов

Формы творческой деятельности школьников

Сценарий мероприятия «Посвящение в музыканты» для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ

Конспект открытого урока по классу фортепиано в ДШИ | Педагогические особенности работы концертмейстера в классе домры, балалайки
Опубликовано: 2893 дня назад (3 декабря 2016)
Просмотров: 8057
+1
Голосов: 1
Тамара Борисовна Вершинина # 16 декабря 2016 в 22:05 0
Здравствуйте, Лилия Викторовна! Прекрасная работа! Поздравляю вас! Очень интересно продумана постановка оперы " Муха-Цокотуха". Это,я думаю, увлечёт детей! Примите мой голос.