Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада на тему: «Космическое путешествие»
Цель: закрепление полученных знаний, автоматизация звук [Р] в словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление правильного произношение звука [Р] в словах, предложениях;
- закрепление навыка произношения слов сложной слоговой структуры;
- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
Коррекционно - развивающие:
- развитие силы голоса; навыка правильного длительного выдоха;
- развитие фонематического слуха;
- развитие мелкой и общей моторики;
- обогащение и расширение словарного запаса;
- развивать плавный продолжительный выдох.
Коррекционно- воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью;
- воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость),
- способствовать сплочению детского коллектива;
- создание атмосферы дружелюбия и симпатии.
Оборудование: столы; стулья; компьютер, проектор, презентация, печатная игра «Ходилки», картинки со звуком [р];
Раздаточные материалы: звезды на нитках, карточки со схемой обозначения звуков для анализа слова.
Предварительная работа:
- знакомство с артикуляторными и акустическими признаками звука [р];
- знакомство с буквой «р; разучивание физкультминутки.
Ход занятия
Организационный этап.
Логопед: - Ребята, к нам на занятие пришли гости – это педагоги нашего детского сада… Поздоровайтесь…
Логопед: - Давайте поприветствуем друг друга (игра – приветствие «Ладошки»)
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять:
1, 2, 3, 4, 5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший –
Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший –
И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора
Добро пожаловать, друзья!
Логопед: - Сегодня у нас много гостей. С одними вы уже познакомились.
- А вот другие гости не совсем обычные. Давайте посмотрим на экран.
Видео прилета инопланетян
Логопед: - Что это?
Дети: - Летающая тарелка, космический корабль…
Логопед: - Как вы думаете, откуда они прилетели?
Ответы детей
Логопед: - А мы с вами живем где? (на Земле) Значит мы кто?
Дети: - Земляне.
Проблемная ситуация.
Логопед: - Ребята, внимание на экран, инопланетяне оставили нам видеосообщение:
«Здравствуйте Земляне, меня зовут Марик. Совсем недавно я был на вашей прекрасной планете Земля, но по дороге домой со мною случилась беда. В Солнечной Системе пропали звезды и планеты, я сбился с пути и теперь немогу найти дорогу домой. Помогите мне, пожалуйста.»
Логопед: Дети, как нам помочь Марику?
Ответы детей
Логопед: Для того, чтобы вернуть небесные тела, необходимо отправиться в космос, вы готовы?
Дети: Да!
Логопед: - Что такое космос?
Ответы детей
Логопед: - Космос – это пространство, в котором находятся планеты, созвездия звезд, метеориты, астероиды и кометы.)
На слайде космос
Логопед: - На чем летают в космос?
Дети: На ракете.
Логопед: Какой первый звук в слове ракета? Догадались какой звук сегодня нам будет помогать в путешествии?
(Характеристика звука)
Логопед: Я предлагаю построить ракету из фигур конструктора ТИКО.
Строят ракету из конструктора ТИКО
Логопед: Итак, ракета готова.
Развитие фонематических процессов
Игровое упражнение «Ракета»
Логопед: Наш экипаж к полету готов. Внимание! Займите свои места.
Включаем мотор.
(Произносят звук [р] и делают вращательные движения руками.)
Перед взлетом моторы работают громко. Но вот ракета поднимается высоко за облака и шум мотора становиться все тише и тише.
(Дети произносят звук [р] громко-тихо-шепотом)
На слайде появляется ракета.
Логопед: Вот мы и в космосе. В открытом космосе нас подстерегает опасность. Здесь есть космические ловушки, и чтобы не попасть в них нам нужно быть внимательными.
Игра «Космические Ловушки»
Задание: я называю слова,если в слове услышите звук, [р] «ловушку» нужно захлопнуть, (хлопнуть в ладоши) если в слове звука [р] нет, (руки спрятать за спину).
Ракета - космонавт - скафандр – астроном - планета - астролог – корабль
Логопед: - Отлично, обошли все ловушки.
На слайде темное небо. Звучит космическая музыка
Логопед: Ребята, посмотрите какое темное небо. Не видно ни одной звезды. Чтобы вернуть на небо звезды, нужно сделать дыхательную гимнастику, подуть на них. (Перед детьми звезды на ниточках).
Воздух носиком вдыхаем,
Через ротик выпускаем,
Щеки мы не надуваем,
Плечи мы не поднимаем.
(Дети выполняют дыхательные упражнения, выпуская медленно и плавно струю холодного воздуха).
Логопед: Отлично, небо снова стало звездное.
Логопед: А теперь нам нужно вернуть планеты.
Логопед: Для того, чтобы расставить планеты по своим местам, вам нужно правильно поделить слова на слоги.
Логопед: Итак, все планеты движутся вокруг Солнца по определенному пути, с которого никогда не сходят. И называется этот путь Орбита.
Ближе всех к солнцу – Меркурий. За Меркурием идет Венера. За Венерой находится наша планета – Земля. Четвертым по счету располагается Марс. Справа от Марса – Юпитер. За Юпитером Сатурн. Седьмым по счету идет Уран. Восьмая планета – Нептун. Самая дальняя планета от Солнца – это Плутон.
Логопед: Молодцы! Отлично справились с заданием.
Динамическая пауза
Музыкальная игра «Ракета»
Логопед: Наша ракета отправляется дальше. Нам нужно поскорее найти планету для Марика. Жители планеты с которой прилетел к нам Марик, в своей речи используют только слова со звуком [Р]. Но не умеют определять место этого звука в словах. Давайте научим их правильно определять место звука [Р] в словах (начале, середине, конце).
Логопед: Вы хорошо справились с заданием.
Логопед: Инопланетяне отправили послание для Марика, чтобы он быстрее нашел свою планету. Послание зашифровано. Чтобы его расшифровать вам нужно подружить слова в предложении, правильно его составить.
Задание: Подружи слова
- Космонавт, скафандр, надел, прочный.
- Ракета, космос, в, отправляется.
- Луна, вращается, Земли, вокруг.
- Астроном, звездами, за, наблюдает.
(слайд с планетой Марс)
Логопед: Молодцы, вам удалось расшифровать послание. Оно пришло с планеты Марс. Значит Марик житель планеты Марс.
Логопед: Ребята, чтобы Марик вернулся домой вам нужно выполнить звуковой анализ слова «Марс».
Логопед: Ребята, вы помогли Марику вернуться домой. Жители планеты Марс благодарят вас за помощь, а Марик дарит вам свою любимую игру «Ходилки» (игра на автоматизацию звука [Р]), чтобы вы тренировались в произношении звуа [Р] .
Итог
Наше космическое путешествие подошло к концу. Пора возвращаться на Землю. К старту ракеты все готово. Заводим мотор. Давайте проверим как он работает.
Начинаю обратный отсчёт.
Внимание: 5,4,3,2,1.
Звучит музыка
Логопед: Пока мы летим, давайте вспомним кому мы сегодня помогали?
Как помогали, какие задания выполняли?
Какой звук нам помогал путешествовать?
Что вам понравилось и запомнилось в нашем путешествии?
Дети отвечают на вопросы
Вот мы и вернулись на землю. Наш полет прошел успешно.
Если вам понравилось, нарисуйте улыбочку на звездочке, если нет, то грустный символ.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Занимательное путешествие в косм
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему "Космос"
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе на тему: Космос
Занятие по нетрадиционной технике рисования граттаж в подготовительной группе ДОУ на тему: Космос