Итоговое логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР. Конспект
Конспект открытого итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Путешествие на остров Правильной речи»
Цель занятия: Закрепление полученных знаний, звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, связной речи. Задачи:
• Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и из слов - предложения;
• Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
• Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
• Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
• Совершенствование навыков и умений работать со схемой;
• Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
• Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии;
• Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений. Методы и приёмы:
• Наглядный (пособия, картинки);
• Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
• Словесный (совместная речевая деятельность);
• Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений). Словарная работа: закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”. Материал и оборудование: проектор, экран, колонка. Аудиозапись «звук письма моря, ветра»; массажные коврики, мешочек с крупой, картинки на звук «ш»; карточки - схемы для определения места звука в слове, картинки на звуки р, рь; картинки со зданием школы, квадратики красного, синего и зеленого цвета для звукового анализа. Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Ребята, давайте встанем в круг и сделаем разминку. Я вам буду задавать вопросы, а вы будете быстро отвечать:
1. Самая болтливая птица (сорока).
2. Ночная птица (сова).
3. Число, следующее за числом шесть (семь)
4. Птица с желтой грудкой (синица)
5. Усатая рыба (сом)
6. Что видим, когда спим (сон)
7. Цвет моря (синий)
8. Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)
2. Введение в тему занятия (звук письма)
- Ребята, что это за звук?
- Письмо! Давайте прочитаем! (слайд 1) “Помогите! На нашем острове произошла страшная беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить! Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки».
Королева Правильной речи.
- Здесь приложена карта! На ней указан путь до Острова Правильной речи. (слайд 2)
- Я предлагаю отправится в это путешествие на корабле. (слайд 3)
- Занимайте места. Тогда в путь!
- Итак, пока мы плывем давайте вспомним:
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Скажите, какие звуки мы называем гласными? (Ответы детей)
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
- От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.
- Скажите, а какие звуки мы называем согласными? (Ответы детей)
- Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки? (синим)
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? (зеленым)
- Чем обозначаются звуки речи на письме? (буквами)
- Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем)
- Молодцы, вы правильно отвечали. (на экране слайд 4)
- Мы приплыли на ОСТРОВ СЛОГОВ, где Пират приготовил для вас первое задание. Чтобы получить букву, вам нужно поделить слова на слоги!
Снимите обувь, оставьте возле стульев. И постройтесь друг за другом.
- Вам нужно пройти по массажным коврикам, бросить мешочек на картинку и поделить хлопками слово на слоги.
- За правильно выполненное задание вы получаете первую букву. Дети получают букву Ш.(Выставляется на фланелеграфе)
- Следующее задание на этом же острове. (слайд 5)
- Найдите и назовите на картинке все слова, в которых есть звук [З] и звук [Зь].
- Молодцы! И вы получаете вторую букву (буква О).
Ну, снова в путь! (слайд 6)
- Следующий остров - Остров Чистоговорок (слайд 7).
- Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко проговаривая звуки.
РА – РЯ - РА — начинается игра.
РИ – РЫ - РИ – чисто говори
ЛИ – ЛЫ - ЛИ - в море корабли
ЛА – ЛЯ - ЛА – здесь скала
УРЬ - УР - УРЬ - не боимся бурь.
ШО – СО - ШО - у меня все хорошо.
ЖУ – ЗУ - ЖУ - я со звуками дружу.
ЩУ – СЮ - ЩУ – я звуки отыщу.
БРО – БРА - БРО — делайте всегда добро.
РЫ – ЛЫ - РЫ — наступил конец игры.
- Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву… К! Дети получают букву К.(Выставляется на фланелеграфе)
- Поплыли дальше! Впереди вижу остров. Это Остров Грамотеев (слайд 8).
На этом острове Пират оставил для вас карточки - схемы для определения места звука в слове.
- Проходите за столы. Давайте вспомним правило, где находится звук в слове. (Ответы детей)
- Звуки Р и Рь прячутся в словах. Определи, где прячется звук в слове (в начале, в середине, в конце). (На столах лежат предметные картинки на заданные звуки и карточки – схемы для определения места звука в слове).
- Молодцы! И с этим заданием вы справились!.
Дети получают букву Л (выставляется на фланелеграфе)
- Давайте немного отдохнем и станцуем морской танец! (Физминутка) (слайд 9)
- А нам пора плыть дальше (слайд 10)
- Впереди Остров Неправильных предложений (слайд 11).
Нас встречают странные предложения. Нужно слова расставить в правильной последовательности в предложении:
КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.
ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.
СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.
- Назовите предложение. (Ответы детей)
- Молодцы!
Дети получают букву А (выставляется на фланелеграфе).
- Мы собрали все буквы.
-Что дальше нужно сделать? (Нужно из букв выложить слово).
Дети выкладывают слово «ШКОЛА»
- Какое слово получилось? (ШКОЛА)
- А вот и сундук (слайд 12).
- Чтобы его открыть, нужно выложить звуковую схему слова ШКОЛА.
Дети самостоятельно выкладывают звуковую схему слова «ШКОЛА» (Логопед проверяет)
- Назовите первый звук – [Ш]. Расскажите про этот звук.
- Каким символом его обозначим?
- Назовите второй звук – [К]. Расскажите про этот звук.
- Каким символом его обозначим?
- Назовите третий звук – [О]. Расскажите про этот звук (гласный).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите четвертый звук – [Л]. Расскажите про этот звук.
- Каким символом его обозначим?
- Проверьте, правильно ли вы выложили схему слова ШКОЛА. (Сундук открывается), звуки рассыпаются из сундука.
Ребят встречает Королева острова Правильной речи (слайд 13)
- Ребята, нас встречает Королева острова Правильной речи и жители этого острова - Звуковички. Они очень рады освобождению. Благодарят вас за помощь.
- Заканчивается наше путешествие. Нам пора возвращаться в группу (слайд 14).
- Пока мы плывем, скажите: где мы с вами побывали и что делали?
- Вас не напугали трудные задания Злого Пирата?
- Какое задание показалось самым трудным?
- Вот мы и в детском саду. В группе вас ждет посылка – сюрприз от жителей острова Правильной речи и их Королевы. Я благодарю вас. Спасибо!
Здравствуйте, Мария Анатольевна. В занятии прослеживается единство коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач, эффективность способов постановки цели и доведения их до детей. Спасибо за интересную подачу материала.
Добрый день! Спасибо за представленные материалы! Занятие продуманно, подготовленно, с игровыми элементами и полезными упражнениями. Обязательно возьму себе на заметку. А вам желаю дальнейших успехов и вдохновения!