Конспект урока по музыке «Колыбельные песни», 2 класс
План-конспект музыкального занятия для младших школьников 2 класса на тему «Колыбельные песни»
Тема: «Колыбельные песни» Форма проведения: коллективная Цель: создание условий для осмысления значения колыбельной песни в жизни ребенка. Задачи:
• выявить особенности жанра колыбельной песни;
• сравнить композиторскую и народную колыбельную песню;
• попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние людей. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, в парах. Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый. Оборудование: запись с колыбельными песнями, раздаточный материал, видеозапись мультипликационного фильма, мультимедийная приставка.
Ход занятия
Вход под музыку «Лунный кораблик»
1. Организационный этап
Музыкальное приветствие: Учитель: «Здравствуйте ребята!» Дети: «Здравствуйте!»
2. Целеполагание и мотивация Учитель:
День уходит навсегда,
Закрываем мы глаза,
И тогда приходит он,
Интересный добрый ... СОН!
Ребята, под мелодию какой песни вы зашли сегодня в класс?
Лунный кораблик.
Какое настроение, характер у этой песни?
Давайте исполним эту песню мягко, нежно, напевно. Сели прямо.
Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке? Дети: спальня
сладкий сон
мама
песня
нежный, мягкий голос Учитель:
- Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня.
На доске тема: «Колыбельные песни» (слайд 1)
Вот об этих песнях (или об этом жанр), которые звучали раньше и продолжают звучать, мы поговорим сегодня.
3. Постановка учебной задачи Учитель: Что бы вы хотели узнать о колыбельных песнях? Дети:
• Как появились колыбельные песни?
• С какой целью сочинялись?
• Какие особенности есть у колыбельных песен?
• В чем их таинство?
4. Изучение нового материала (Слайд 2) Учитель:
От каких слов произошло слово “колыбельная”?
На доске слова:
• Байка
• Игра
• Погремушка
• Колыбель Учитель: В народе колыбельные зовут байками. Это название произошло от глагола “баять”. Баять и байкать – значит говорить, беседовать, рассказывать; баить ребенка, байкать, баюкать – значит, припевая укачивать, усыплять. (Слайд 3)
У вас у каждого на столах лежат листочки. Выполните первое задание.
Прочитайте 1 вопрос. Выберите правильный ответ, обсудив в паре.
1 ряд. Кто мог быть создателем колыбельных песен? Ответ первой группы детей. Учитель: Колыбельные в древности создали матери, качая своих малышей в особых кроватках - колыбельках. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки матери, нянюшки, бабушки припевали разные припевы. (Слайд №3)
Давайте покажем, как колыбелька качается. В колыбельке лежит перинка, набитая чаще всего мягким, душистым сеном, такая же подушечка, холщовая простынка, одеяльце, собранное из разноцветных маленьких лоскутков. На люльку надевался ситцевый полог для защиты спящего ребенка от света и мух. (Слайд 4)
Посмотрите на современную колыбель.
2 Ряд. С какой целью исполняли колыбельные песни? Ответ 2 группы детей. (Слайд 5) Учитель: Издавна на Руси, появившемуся на свет младенцу было принято петь колыбельные. Древние ведь не зря говорили, что воспитание начинается с колыбельных песен. Главные мотивы колыбельных песен - пожелание сна, здоровья, хорошей жизни. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, зерна ячменя, ржи. Колыбельную исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже – просто убаюкивать.
3 Ряд. Как исполнялись колыбельные песни? Учитель: Колыбельная песня исполняется нежно, негромко, певуче. Ее мотив однообразный, монотонный, но добрый, успокаивающий, чтобы малыши хорошо засыпали. Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения.
Кому из вас пели в детстве колыбельные песни? Очень хорошо, потому что колыбельная, является “оберегом”, защитой для малышей. Колыбельная песня, как мы узнали, исполняется с нежностью и лаской.
Как вы думаете, мамы в других странах поют колыбельные своим детям? (Да) Мамы всего мира поют своим любимым детям колыбельные. Для малыша не важен текст песни, он воспринимает звуки и интонацию. Мамин голос помогает малышам успокоиться. И вот такие успокаивающие плавные напевы стали называться колыбельными. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песен маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. (Слайд 6) Знакомство с песней Татьяны Графчиковой «Месяц-дружок». Учитель: Народные колыбельные песни приобщаютк родному языку, к родным мелодиям, знакомят с традиционными образами, которые встречаются в песнях и сказках. Прослушайте колыбельную и скажите, как звучит мамина песня? Слушание колыбельной песни «Месяц-дружок».
Каков характер песни, как звучит мелодия?
Ответы детей (нежная, ласковая, мягкая, тихая, убаюкивающая)
Темп? (медленный, умеренный, быстрый)
Ритм? (ровный, прерывистый)
Динамика? (тихо, громко, не очень громко)
Выполните задание 2.
Прочитайте текст песни под цифрой 2. О ком говорится в этом тексте?
Представьте себе, что вы мамы, как бы вы пели и укачивали своих деток? (Дети пробуют укачивать кукол и петь песню.)
Физминутка
Ребята, как вы думаете, создаются ли колыбельные в наши дни?
Любая мама, даже мама-волчица, мама-медведица, для своего малыша поет убаюкивающую песню, укладывая его спать. А какую вы знаете колыбельную мамы-медведицы? Из какого она мульфильма («Умка»). (Слайд 7)
Когда наступает вечер, стихает вьюга и на берегу становится тихо, тогда белая медведица начинает петь для своего маленького непослушного медвежонка песню. Как мама медведица поет колыбельную Умке? (Мягко, певуче, спокойно, протяжно, напевно)
Давайте ее исполним эту песню в характере. Работа над песней.
Подберем сопровождение к этой песни на треугольнике. Какой у него звук? (Звонкий, хрустальный, сверкающий)
Попробуем передать нашим аккомпанементом, как зажигаются на небе звезды.
- Какие колыбельные песни еще вы знаете?
Послушайте любимую всеми детьми песню и скажите, изменились ли колыбельные в наши дни?
Просмотр видеофрагмента из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» (песня «Спят усталые игрушки»)
Изменились ли колыбельные со временем? Да. В народных песнях мелодия простая, и слова и поют без аккомпанемента, а в композиторских –более сложные слова и мелодия.
А что осталось прежним? (мягкий, нежный, напевный, ласковый характер звучания. Медленный темп. Ровный ритм. Тихая динамика)
Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.
На Востоке о плохом человеке говорят: «Ему мать не пела колыбельных песен». Объясните почему?
Рефлексия Учитель:
• как появились колыбельные песни? От какого слова произошло их название?
• как колыбельные песни влияют на состояние людей? (Успокаивают, настраивают на хорошие дела, проникают во внутренний мир человека.)
• а почему это происходит? (Их поет мама с теплотой и любовью, заботой и нежностью.) (Слайд 8)
• Выберете из предложенных пословиц ту, которая подходит к нашему уроку, посоветовавшись в группах.
- Птица рада весне, а младенец матери.
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
- Хлеб питает тело человека – а колыбель душу. Учитель: Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни? (Всем людям, независимо от возраста, так как они настраивают на добрые дела, вселяют в наши сердца добро, несут в себе чувство защищенности, спокойствия и согласия с собой и со всем миром, в этом и состоит таинство колыбельной песни.)
Домашнее задание: придумать действие с куклой, используя колыбельную песню.
Итог урока
Оцените себя, ребята! Возьмите для этого карточки и цветные карандаши или фломастеры:
Если вам на занятии всё было понятно, интересно, то закрасьте красным цветом кружок.
Если занятие понравилось, но что-то осталось непонятным, то закрасьте желтым цветом кружок.
А если совсем всё было не понятно и не интересно, то закрасьте зеленым.
- Спасибо всем за занятие. Молодцы!!!