Развитие художественных умений детей среднего и старшего дошкольного возраста с использованием программы «ПРО детей»
В нашем детском саду каждый педагог-специалист выбирает ту тему, которую хочет узнать лучше и которую будет активно изучать в течение года. Такой темой по самообразованию для меня в прошлом году стала тема «Развитие художественных умений детей среднего и старшего дошкольного возраста с использованием программы «ПРО детей».
Для начала я изучила текст программы «ПРО детей» и выбрала те методики по программе, которые показались мне подходящими для использования на занятиях по изобразительной деятельности: «
Загадки», «Парные коммуникации», «Графические практики», «Лаборатория историй», «Колесо выбора».
Для того, чтобы узнать тему лучше, также понадобилось изучить много методической литературы: в основном, интернет-источники. Также я решила проконсультироваться с педагогами, которые ранее уже изучали программу «Про детей» и активно применяли ее на занятиях с воспитанниками на протяжении многих лет.
Консультации проходили как в первой, так и во второй половине года, на одном из моих занятий по изобразительной деятельности педагог старшей группы показала технологию преподавания «Графических практик».
Также для использования программы «ПРО детей» на занятиях, передо мной встали такие
задачи:
1. Подготовить материал по разным методикам по программе и выявить, насколько удобно его использование на занятиях по ИЗО.
2. Предложить детям различные методики по программе, исходя из возраста детей. Обратить внимание, с какими трудностями сталкиваются дети разного возраста, какие методики нравятся больше.
3. Предложить детям систему развития каждой методики через усложняющиеся задания
Применение программы «ПРО детей» проходило через пробы и ошибки. В результате педагогического наблюдения было выявлено, что разные методики создают разные трудности для детей, что также связано с возрастом детей. Для детей 4-5 лет иногда бывает трудно выбрать материал работы при использовании
«Колеса выбора». Хотя «Колесо Выбора» можно было применять в разных вариациях: воспитанники решали, с каким материалом будут работать, например: с гуашью, цветными мелками или карандашами. После совершения выбора они прикрепляли прищепки к одежде и проходили за стол, где был подготовлен нужный материал.
Детям средних групп трудно работать самостоятельно, без помощи взрослого. Зато методика
«Загадка» в этом возрасте дается достаточно легко, практически в конце всех занятий большая часть группы правильно выбирала ответ. Эта методика лучше всего помогает закреплять материал, детям проще и нагляднее запоминать разницу между портретом, пейзажем и натюрмортом, разницу между холодными и теплыми цветами и т.д.
Методика
«Парные коммуникации» может использоваться только в коллективных работах. При ее использовании было выявлено, что дети не всегда умеют правильно работать с ней, им наскучивает тот или иной вид коммуникации. (Один режет, другой клеит, один катает шарики из пластилина, другой лепит и т.д.)
Методики
«Графические практики» и
«лаборатория историй» больше подходят для детей 5-6 и 6-7 лет.
Больше всего на занятиях по ИЗО детям полюбилась методика
«Лаборатория историй». Они с удовольствием придумывали то, что будут переносить на рисунок. В этой методике мы использовали такие вопросы:
«Что было сначала? Что было потом? Чем все закончилось?», «О чем тебе напомнила эта история?», «Что ты чувствовал, когда слушал эту историю?», и др.
В связи с тем, что применение программы «ПРО-детей» сделало наши занятия более яркими, структурированными, разнообразными, интересными для детей, я планирую более целенаправленную деятельность по созданию условий для развития умений и навыков детей в разных видах ИЗО-деятельности с использованием технологии «ПРО-детей». Планирую продолжать изучение и использование программы «ПРО детей» для повышение собственной педагогической компетентности в реализации поставленных задач по данному направлению.
Колесо выбора
Графические практики
Загадка
Лаборатория историй
Рекомендуем посмотреть:
Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании. Из опыта работы
Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с родителями
Сотрудничество с родителями в системе дополнительного образования
Конспект занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп