Разработка занятия по краеведению для детей начальной школы «Что в имени моём…» или «Я и моё имя».
Сценарий занятия
предназначен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, воспитателям, обучающимся от 7 до 12 лет.
Цели:
- формирование представления о важности права на имя,
- закрепление знаний детей о многообразии существующих имён, их значении;
- настрой на положительное отношение к своему имени.
Задачи:
- познакомить с историей появления имен на земле,
- воспитывать позитивное отношение к своему имени и имени окружающих,
- способствовать развитию познавательной активности, коммуникативных навыков.
Раздаточный материал: напечатанные имена девочек и мальчиков, лепестки цветка, карандаши, ручки.
Демонстрационный материал: Семейный кодекс, магнитная доска.
Ход занятия
Орг. момент.
Каждое занятие я начинаю с «круга добра»: здороваюсь с детьми и говорю, улыбаясь, стоящему справа ученику доброе, ласковое пожелание (хорошего настроения тебе! солнышка в душе! полезной информации! надёжных друзей! позитивных мыслей! и т.д.). Дети продолжают по кругу.
Мыслительная деятельность запущена, и мы продолжаем работу по теме.
- Ребята, отгадайте загадку и узнаете тему нашего занятия:
« И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть,
И у всех есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать» (имя)
Это и есть сегодняшняя тема занятия:
«Что в имени моём…». Сейчас мы познакомимся с историей возникновения имен, узнаем, что означают ваши имена и как же лучше обращаться друг к другу.
- Что такое имя?
- Когда человеку дается имя?
- Кто дает ему это имя? (ответы детей)
Учитель подводит итог и обобщение сказанному детьми: имя – это слово, которое дается человеку при рождении, у всех оно своё, некоторые родители ещё до рождения малыша, зная пол ребёнка, выбирают ему имя . Это право каждого человека закреплено в
Семейном кодексе статье 58. «Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию».
- А зачем нам имя? (Ответы детей)
Предлагаю разбиться на 2 команды для дальнейшей работы.
Задание. Распределить имена для девочек и для мальчиков.
Костя, Миша, Володя, Саша, Валя, Даша, Маша, Оля, Женя, Сережа, Ирина, Андрей, Лиза, Артём.
- Были ли у вас затруднения при выполнении работы?
- Да, ребята, некоторые имена могут носить как девочки, так и мальчики.
- А интересно, когда появились имена?
Имена появились настолько давно, что нельзя с точностью назвать времени их появления. Считается, что они существовали уже с тех времен, когда люди научились говорить.
Вот что пишут историки:
древние славяне называли своих детей простыми, понятными именами. Человек тогда мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия.
Была такая
традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, его знали только родители и особо близкие люди. Оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. И ещё называли его другим незвучным, отталкивающим именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. Тем самым, надеялись защитить его от злых духов, нечисти, сглаза, смерти.
Различные признаки определяли имена детей:
- по черте человеческого характера: Добр, Умник, Храбр, Плакса;
- по месту в семье: Первый, Второй, Третьяк, Меньшак, Большак;
- по профессии: Кожемяка, Селянин, Воин, Муковоз, Рыбак;
- знатные или княжеские имена: Братислав, Володимир;
- по времени и месту появления (Суббота, Зима, Дорога);
- по явлениям природы (Метелица, Снегурочка);
- по внешности: Мал, Бел, Кудряш, Черныш, Крепыш.
Эти имена не значили, что человек имеет эти качества; они должны были обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел.
- Какие признаки определяли имена? (ответы учеников)
- Позднее имя ребёнку стали давать
при крещении. Это делал
священнослужитель по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. При крещении на новорожденного надевался крест, который нельзя было снимать до конца жизни.
- Ребята, а кто из вас крещён? Что ещё при крещении делают? (ответы детей)
– окунают в купель.
Раньше
духовное рождение человека считалось значительнее телесного, и оттого день рождения особо не праздновали, а день ангела, или именины, отмечали все, кому позволяло состояние.
- Кто давал ребенку имя?
- Как давались имена?
- Что надевали при крещении?
- Что еще празднует человек кроме дня рождения? (
день ангела или именины)
Имена имеют
интересное свойство: «растут» вместе с человеком. Пока человек маленький, его зовут ласково, сокращённо - Ванюшей, в школе - Ваня, после 16-17 лет – Иван, а на работе – Иван Николаевич.
Многие имена имеют полную или сокращённую форму.
Игра с мячом «Скажи правильно!».
Сейчас у вас задание: я называю полное имя, – вы произносите его сокращённый вариант, и наоборот:
Александр – Саша
Маша – Мария,
Николай – Коля,
Вова – Владимир,
Миша – Михаил и т.д.
Всем нам нравится
ласковое обращение к себе, а как вас называют ласково родные? Соберём сейчас цветик - семицветик из ласковых имён. (Детям раздаются лепестки цветка, на которых они пишут ласковые обращения, зачитывают их, а потом на доске собирается цветок).
Ребята, как вы думаете, есть имена, которые нельзя сократить? Назовите их. (Никита, Инна, Агнея, Ася…)
Значение имен.
Многие имена пришли к нам из других языков. И каждое имя что-то означает.
- Кто знает, что означает его имя? (ответы детей)
Большая часть имён, своими корнями, уходит
в Древнюю Грецию, есть имена латинские, а есть имена исконно русские, славянские.
Утверждают, когда человек рождается, на небе
загорается звезда, именно она определяет его судьбу. На судьбу и характер человека влияет и созвездие, под которым он родился. Имя тоже имеет большое значение, оно также определяет судьбу человека и может нам рассказать много о нем.
Например:
Александр - защитник людей,
Илья - крепость Господня,
Виктор – победитель,
Максим – величайший, значительный,
Владислав – владеющий славой,
Дарья - сильная, побеждающая,
Светлана – светлая, чистая.
Ученикам раздаются значения их имён (подготовленные и распечатанные заранее).
Итог.
Ребята, всем нам хочется, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым, незабываемым. Только от нас зависит: будут о нас помнить или нет, совершим мы что-то значимое или нет, оставим мы свой след на Земле или нет.
Я хочу пожелать, чтобы вы носили своё
имя с гордостью, чтобы оно вам нравилось, пусть оно приносит только радость и удачу, а к окружающим вы относились бы так, как сами хотите, чтобы все относились к вам.
Рефлексия.
Ребята, что вы узнали нового про своё имя, про себя? Предлагается нарисовать своё настроение.
От автора: для учащихся 4 классов можно задания добавить, усложнить.
Например:
«Кто больше?» - назвать как можно больше мужских и женских имен, начинающихся с различных букв.
«Имена – знаменитости»: перечислить знаменитых людей с именем «Екатерина», «Александр», «Михаил» и т.д.
Для дошколят, наоборот, упростить задания, уменьшить.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по внеурочной деятельности на экологическую тематику для 2 класса
Конспект внеурочного занятия для 2 класса на тему: Здоровое питание
Игра путешествие по станциям для 1 - 2 класса. Сценарий
Конспект занятия по внеурочной деятельности для 1 – 2 класса