Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеурочное занятие для младших школьников "Что в имени моём..."

Разработка занятия по краеведению для детей начальной школы «Что в имени моём…» или «Я и моё имя».
Сценарий занятия предназначен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, воспитателям, обучающимся от 7 до 12 лет.

Цели:
- формирование представления о важности права на имя,
- закрепление знаний детей о многообразии существующих имён, их значении;
- настрой на положительное отношение к своему имени.
Задачи:
- познакомить с историей появления имен на земле,
- воспитывать позитивное отношение к своему имени и имени окружающих,
- способствовать развитию познавательной активности, коммуникативных навыков.

Раздаточный материал: напечатанные имена девочек и мальчиков, лепестки цветка, карандаши, ручки.
Демонстрационный материал: Семейный кодекс, магнитная доска.
Ход занятия
Орг. момент.
Каждое занятие я начинаю с «круга добра»: здороваюсь с детьми и говорю, улыбаясь, стоящему справа ученику доброе, ласковое пожелание (хорошего настроения тебе! солнышка в душе! полезной информации! надёжных друзей! позитивных мыслей! и т.д.). Дети продолжают по кругу.
Мыслительная деятельность запущена, и мы продолжаем работу по теме.
- Ребята, отгадайте загадку и узнаете тему нашего занятия:
« И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть,
И у всех есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать» (имя)

Это и есть сегодняшняя тема занятия: «Что в имени моём…». Сейчас мы познакомимся с историей возникновения имен, узнаем, что означают ваши имена и как же лучше обращаться друг к другу.
- Что такое имя?
- Когда человеку дается имя?
- Кто дает ему это имя? (ответы детей)

Учитель подводит итог и обобщение сказанному детьми: имя – это слово, которое дается человеку при рождении, у всех оно своё, некоторые родители ещё до рождения малыша, зная пол ребёнка, выбирают ему имя . Это право каждого человека закреплено в Семейном кодексе статье 58. «Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию».

- А зачем нам имя? (Ответы детей)
Предлагаю разбиться на 2 команды для дальнейшей работы.

Задание. Распределить имена для девочек и для мальчиков.
Костя, Миша, Володя, Саша, Валя, Даша, Маша, Оля, Женя, Сережа, Ирина, Андрей, Лиза, Артём.

- Были ли у вас затруднения при выполнении работы?
- Да, ребята, некоторые имена могут носить как девочки, так и мальчики.

- А интересно, когда появились имена?
Имена появились настолько давно, что нельзя с точностью назвать времени их появления. Считается, что они существовали уже с тех времен, когда люди научились говорить.

Вот что пишут историки:
древние славяне называли своих детей простыми, понятными именами. Человек тогда мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия.
Была такая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, его знали только родители и особо близкие люди. Оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. И ещё называли его другим незвучным, отталкивающим именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. Тем самым, надеялись защитить его от злых духов, нечисти, сглаза, смерти.

Различные признаки определяли имена детей:
- по черте человеческого характера: Добр, Умник, Храбр, Плакса;
- по месту в семье: Первый, Второй, Третьяк, Меньшак, Большак;
- по профессии: Кожемяка, Селянин, Воин, Муковоз, Рыбак;
- знатные или княжеские имена: Братислав, Володимир;
- по времени и месту появления (Суббота, Зима, Дорога);
- по явлениям природы (Метелица, Снегурочка);
- по внешности: Мал, Бел, Кудряш, Черныш, Крепыш.
Эти имена не значили, что человек имеет эти качества; они должны были обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел.

- Какие признаки определяли имена? (ответы учеников)
- Позднее имя ребёнку стали давать при крещении. Это делал священнослужитель по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. При крещении на новорожденного надевался крест, который нельзя было снимать до конца жизни.
- Ребята, а кто из вас крещён? Что ещё при крещении делают? (ответы детей)
– окунают в купель.

Раньше духовное рождение человека считалось значительнее телесного, и оттого день рождения особо не праздновали, а день ангела, или именины, отмечали все, кому позволяло состояние.

- Кто давал ребенку имя?
- Как давались имена?
- Что надевали при крещении?
- Что еще празднует человек кроме дня рождения? (день ангела или именины)

Имена имеют интересное свойство: «растут» вместе с человеком. Пока человек маленький, его зовут ласково, сокращённо - Ванюшей, в школе - Ваня, после 16-17 лет – Иван, а на работе – Иван Николаевич.
Многие имена имеют полную или сокращённую форму.

Игра с мячом «Скажи правильно!».
Сейчас у вас задание: я называю полное имя, – вы произносите его сокращённый вариант, и наоборот:
Александр – Саша
Маша – Мария,
Николай – Коля,
Вова – Владимир,
Миша – Михаил и т.д.

Всем нам нравится ласковое обращение к себе, а как вас называют ласково родные? Соберём сейчас цветик - семицветик из ласковых имён. (Детям раздаются лепестки цветка, на которых они пишут ласковые обращения, зачитывают их, а потом на доске собирается цветок).
Ребята, как вы думаете, есть имена, которые нельзя сократить? Назовите их. (Никита, Инна, Агнея, Ася…)

Значение имен.
Многие имена пришли к нам из других языков. И каждое имя что-то означает.
- Кто знает, что означает его имя? (ответы детей)

Большая часть имён, своими корнями, уходит в Древнюю Грецию, есть имена латинские, а есть имена исконно русские, славянские.
Утверждают, когда человек рождается, на небе загорается звезда, именно она определяет его судьбу. На судьбу и характер человека влияет и созвездие, под которым он родился. Имя тоже имеет большое значение, оно также определяет судьбу человека и может нам рассказать много о нем.

Например:
Александр - защитник людей,
Илья - крепость Господня,
Виктор – победитель,
Максим – величайший, значительный,
Владислав – владеющий славой,
Дарья - сильная, побеждающая,
Светлана – светлая, чистая.

Ученикам раздаются значения их имён (подготовленные и распечатанные заранее).

Итог.
Ребята, всем нам хочется, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым, незабываемым. Только от нас зависит: будут о нас помнить или нет, совершим мы что-то значимое или нет, оставим мы свой след на Земле или нет.
Я хочу пожелать, чтобы вы носили своё имя с гордостью, чтобы оно вам нравилось, пусть оно приносит только радость и удачу, а к окружающим вы относились бы так, как сами хотите, чтобы все относились к вам.

Рефлексия.
Ребята, что вы узнали нового про своё имя, про себя? Предлагается нарисовать своё настроение.
От автора: для учащихся 4 классов можно задания добавить, усложнить.
Например: «Кто больше?» - назвать как можно больше мужских и женских имен, начинающихся с различных букв.
«Имена – знаменитости»: перечислить знаменитых людей с именем «Екатерина», «Александр», «Михаил» и т.д.
Для дошколят, наоборот, упростить задания, уменьшить.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по внеурочной деятельности на экологическую тематику для 2 класса Конспект внеурочного занятия для 2 класса на тему: Здоровое питание Игра путешествие по станциям для 1 - 2 класса. Сценарий Конспект занятия по внеурочной деятельности для 1 – 2 класса
Сценарий зимнего праздника для младших школьников на улице, 1-2 класс
Опубликовано: 636 дней назад (17 февраля 2023)
Просмотров: 1948
Рубрика: Занятия
+2
Голосов: 2
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 20 февраля 2023 в 20:52 0
Здравствуйте, Тамара Викторовна!
Какую важную тему вы затронули!
Больше всего на свете мне интересно откуда произошло то или иное имя, что оно обозначает, откуда идут корни, как оно звучит на разных языках планеты, как по имени можно предопределить судьбу человека, какие великие люди носили такие имена и т.д. Иногда любопытство захватывает так, что начинаешь анализировать имя, судьбу человека, его интересы, увлечения... Конечно, это касается родных и близких людей... Трактовка имён - увлекательное и интересное дело!
Вы предоставили интересное внеурочное занятие для младших школьников "Что в имени моём..." Голос!
Тамара Викторовна, для новичков: в начале занятия необходимо писать, кто автор и место работы.