Занятие по внеурочной деятельности «Домашние животные: кошки и собаки. Правила безопасного поведения с собаками и кошками» для 1 – 2 класса
Автор: Масюченко Татьяна Леонидовна, учитель начальных классов
Место работы: МБОУ Степновская школа
Описание: у многих дома есть кошка или собака, а в сельской местности – у каждого. Но к сожалению не все должным образом заботятся о своих «братьях меньших», да и не всегда помнят о правилах безопасного обращения с собаками и кошками. Но если в доме есть дети – обязательно разъяснять и контролировать правила безопасного обращения с животными! Материал будет полезен воспитателям, учителям, родителям.
Предварительная работа: чтение произведений о домашних животных : кошках и собаках; распределение и создание проектов, подготовка презентации «Домашние животные: Кошки и собаки», подготовка карточек «Средства ухода за собакой, кошкой»; беседы о кошках и собаках.
Цель: систематизирование и закрепление знаний детей о домашних животных, правилах содержания и ухода за домашними животными, правилах безопасного поведения с животными;
Задачи:
- развивать умения всматриваться и любоваться домашними любимцами, проявлять наблюдательность и заботливое отношение к ним;
- воспитывать любовь к животным;
- расширить представления учащихся о домашних животных;
- научить правилам безопасности при общении с домашними животными;
Оборудование: мультимедийное оборудование, проекты детей, карточки, иллюстрации кошек и собак.
Ход занятия
Беседа.
Учитель:
- На какие две большие группы можно разделить животных?(дикие и домашние)
- Чем отличаются домашние животные от диких? (средой обитания, способом питания)
- Какие домашние животные есть у вас дома?
- Догадайтесь о ком идет речь?
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)(показ слайда)
- Совершенно верно! Слово предоставляется ребятам, выполнившим проекты «Мой кот», «Моя кошка», «Мой котёнок».
(Краткие выступления ребят о своих питомцах - кошках. Обязательно выделяют особенности своих любимцев. Фотоматериал)
Презентация «Моя кошка Катя»
В прошлом году нам привезли маленькую кошечку. Непонятный, черный клубочек с рыжими пятнами, приплюснутой мордочкой и глазами пуговками. Она все время мяукала и пыталась спрятаться. Но потом облюбовала себе местечко на подоконнике. Все было бы хорошо, но оказывается ей очень нравится прыгать с высоты или наоборот . Тут –то всё и началось. Прыгала с пола на плечи и спину, когда никто не ожидает этого. А шторы на окнах превратились мгновенно в шторы в дырочку! Мне пришлось строго взяться за её воспитание. Много усилий пришлось приложить. Зато теперь Катя самая воспитанная кошка, из которых я знаю. Утром будит меня в школу, прихожу домой – ждёт у двери, занимаюсь уроками сидит рядом и ждёт когда освобожусь. Мы с ней весело играем. Катя мой друг!
Учитель: Кошка – обыкновенный зверек. (показ слайдов с изображением разных пород кошек) Все домашние кошки в общем похожи друг на друга, хотя люди и вывели разные породы. У них очень тонкий слух. Кошки очень умные, чистоплотные животные. Они постоянно умываются и вылизывают свою шерсть. Но смывает кошка не только грязь и лишнюю шерсть, но и собственный запах. Делается это для того, чтобы запах не учуяли те, на кого охотится кошка, ведь все кошки – охотники, и охотятся они из засады. Помогает кошкам очень острое зрение: они отлично видят даже в темноте. Ходят эти животные бесшумно, когти прячут в мягкие подушечки лапок.
Наша ученица, Занина Полина, приготовила нам задания «Знаете ли вы кошачий язык»:
1. Фыркает, шипит … («Не подходи ко мне!»)
2.Когда кошка мурлычет, она даёт понять, что у неё … (что у нее все в порядке и она довольна)
3. «Мяу – мяу…» означают …( «мне необходимо внимание»)
4. Если кошка хлещет хвостом по бокам, она хочет сказать… ( «Берегись)
5. Если кошка вас любит, то непременно … (потрётся о ваши ноги)
6. Если хвост взъерошен и шерсть дыбом …(кошка испугана)
- Молодцы! Хорошо понимаете кошачий язык.
Физминутка
Покажите:
-Как кошка крадётся?
- как умывается лапкой?
- как прыгает за добычей?
- как спит?
Учитель:
- Отгадайте следующую загадку.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
- Правильно. Дальше наш разговор пойдёт о собаках. Приглашаются ребята с проектами «Мой четвероногий друг».
(Краткие выступления ребят о своих питомцах - собаках. Обязательно выделяют особенности своих любимцев. Фотоматериал)
(дети, представляют свои презентации)
Учитель: Собака – верный друг и помощник человека с давних времен. Собака первой была приручена человеком. Это было очень давно 15 тыс. лет назад. Человеком было выведены различные породы собак.(показ слайдов с разными породами собак)
Но все они обладают следующими качествами. Собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно чутка она ночью, ведь далекие предки собак – волки. Всех собак мы можем разделить на группы: служебные, охотничьи, декоративные.
Работа в парах. Работа по картинкам.
- Выберите предметы, необходимые для ухода за собакой и кошкой.
(Ребята рассказывают друг другу, что необходимо для ухода за своими питомцами. Затем желающий ученик рассказывает как ухаживать за собакой, следующий - как ухаживать за кошкой).
Учитель: Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за ними нужно так, чтобы обеспечить им хорошие условия жизни. Этих домашних животных называют «братья наши меньшие» потому что мы несём ответственность за них, а наградой за заботу станет ответная преданность, верность и любовь со стороны кота или собаки. Помните твердое правило: животные – не игрушка.
Правила безопасного обращения с собакой и кошкой.(ученик читает правила с доски, обсуждаем)
- Давайте запомним главные правила безопасного общения с нашими четвероногими друзьями.
1. Следует избегать свободно гуляющих собак, а также собак, сидящих на цепи за забором. Собаки очень серьезно относятся к защите своей территории. Нельзя дразнить животных.
2. Ни в коем случае нельзя показывать собаке свой страх. Тем более не убегайте от собаки, просто станьте не шевелясь - ноги вместе, ладони под шеей и локти прижаты к груди.
3. Не надо пристально смотреть собаке в глаза и улыбаться. На собачьем языке это значит скалиться и показывать свое превосходство.
4. Нельзя трогать собаку во время еды или сна, пытаться отобрать предмет, с которым она играет. Не надо трогать её щенков. Нельзя подходить к дерущимся собакам и кошкам, и тем более разнимать их.
5. Нельзя приближать свое лицо к собачьей или кошачьей морде. Реакция кошек и собак непредсказуема.
6. При общении с хозяином собаки нельзя делать резких движений: собака может подумать, что вы ему угрожаете.
- Если вы будете соблюдать эти правила с вами ничего не случится. Но если вас всё-таки укусила собака, срочно обратиться к врачу, так как есть вероятность заразиться бешенством. Также не забывайте правила гигиены. (дети сами напоминают о правилах гигиены после общения со своими питомцами).
Итог: Я надеюсь, что вы запомнили сегодняшнее занятие и будете добрыми и заботливыми хозяевами для своих домашних питомцев. Обязательно будете соблюдать правила безопасного общения с собаками и кошками.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по внеурочной деятельности на экологическую тематику для 2 класса
Конспект внеурочного занятия для 2 класса на тему: Здоровое питание
Игра путешествие по станциям для 1 - 2 класса. Сценарий
Праздник для 2 класса. Сценарий: С днем рождения, Портфолио