Консультация «Формирование представления о государственной символике России у старших дошкольников»
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России. Знакомя с историей происхождения Российского герба и флага, нужно помнить о ребенке, о его психологических особенностях, познавательном, эмоциональном развитии.
Принципиально важным для ознакомления детей дошкольного возраста с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Представления о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага боле эффективно формируются у дошкольников в процессе практической, творческой деятельности. Особенно это актуально на предварительном этапе ознакомления с гербом и флагом нашей страны в средней возрастной группе.
Большинство детей не знают особенностей своей страны, городов и даже улиц, на которых они живут. Дошкольники должны иметь представление о важности государственных символов и знать их значение и историю возникновения.
1.1 Сущность понятия о государственной символике России в дошкольном воспитании.
За последние годы в стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение. Но, как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего ребенка.
Работа по данной теме особенно трудна, потому что, требует большого труда и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родными символами, понять их историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл работы педагогов.
Именно сейчас, в век стремительного научно-технического прогресса, народная педагогика, традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед.
Само же нравственно-патриотическое воспитание предполагает целенаправленное развитие нравственных, эстетических и религиозных идеалов. Восполняя утрату размеренного, традиционного жизненного уклада в большинстве программ предлагается курс занятий по программе нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности предполагающей восстановление традиционных форм и методов семейного воспитания и их использования в работе с детьми в условиях образовательного учреждения.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл моей работы
При этом надо учить мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.
1.2 Содержание, формы и методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой
Ребенку старшего дошкольного возраста, при поступлении в школу, необходимо уметь узнавать и называть герб, флаг и мелодию гимна России. Хотелось бы обратить внимание на то, что в детском саду дошкольники только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они выучат его уже и начальной школе. С помощью педагога дети определяют характер музыки гимна как величавой, торжественной. Ребята старшего дошкольного возраста понимают, что гимн нашей страны исполняется во время праздника или другого торжественного события. Когда он звучит, всем присутствующим на празднике нужно встать, мужчинам к мальчикам снять головные уборы, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Детям 6-7 лет доступно понимание того, для чего стране нужен флаг, герб и гимн: государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками. Старшие дошкольники довольно легко усваивают представления о том, что изображения на гербе, цвета герба и флага России означают добро и красоту.
В практике работы дошкольных образовательных учреждений ознакомление с государственными символами нашей страны осуществляется в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Накоплению у ребенка впечатлений, повторению и закреплению знаний, представлений способствуют беседы с воспитателем, наблюдения в повседневной жизни, игровая и творческая деятельность, праздники и развлечения,
В процессе разработки планов и конспектов занятий, подготовки наглядно-дидактических материалов и пособий, дидактических игр и упражнений необходимо учитывать юридическую основу государственной символики России. Стремление детей изобразить герб или флаг воспитателю следует поощрять, учитывая задачи развития у дошкольников интереса к государственной символике страны. Если рисунок содержит ошибки необходимо указать на них ребенку, объяснить, в чем они заключаются, помочь их исправить.
Ребенок 5-7 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов и эмблем, их основным назначением.
Детям старшего дошкольного возраста можно объяснить, что герб, флаг и гимн нашей страны объединяют граждан России и всех ее жителей. Праздничное оформление улиц в дни государственных праздников призвано создать атмосферу единения народа, вызвать у каждого чувство сопричастности событию. Тот - же смысл имеет исполнение Государственного гимна страны на торжественных собраниях и мероприятиях, во время встречи Нового года. Объединительная функция наиболее понятная и доступная для дошкольников. Ребята хорошо усваивают представления о том, что символика города объединяет горожан, эмблема детского сада - детей, их родителей, а также его сотрудников.
Старшим дошкольникам доступно понимание отличительной функции государственных символов, функции принадлежности. Герб изображают на монетах, он служит отличительным символом, помогающим нам отличить денежные знаки нашей страны от зарубежных. В качестве отличительного знака на автомобилях, самолетах помещают изображение государственного флага. Очень важно, чтобы ребята поняли, хотя бы на элементарном уровне, зачем нужна стране государственная символика.
В подготовительной к школе группе можно попытаться объяснить детям, что символика государства отражает лучшие нравственные качества его граждан. Например, изображение всадника, поражающего копьем дракона, на гербе России символизирует победу добра над злом, готовность народа защищать свою Родину, его цвета - чистоту души, верность, правду, любовь, мужество. Соответственно мы можем сделать вывод о том, что граждане России должны быть добрыми, отстаивать справедливость, быть честными и правдивыми, любить свою Родину, мужественно защищать ее.
Так, например, обращая внимание детей во время прогулок и экскурсий на флаги, вывешенные па зданиях городской администрации или городского законодательного собрания, достаточно ограничиться наблюдением того, что это за флаги, а также сделать вывод о том, что различные знаки и символы окружают нас в повседневной жизни.
Хотелось бы отметить, что, когда мы затрагиваем столь сложную и серьезную тему, как ознакомление с государственными символами нашей страны, роль воспитателя особенно велика. Ребенок нуждается в руководстве и сотворчестве с педагогом. Однако занятие не должно превращаться в монолог воспитателя. Очень важен отклик детей, их высказывания, их размышления. Так, например, старшие дошкольники дают довольно интересные ответы на вопросы о значении цветов полос российского флага. Белый цвет, как правило, в один голос определяют как цвет чистоты.
Можно услышать неожиданные, но по-своему верные высказывания, например белый - цвет молока, красный - цвет сердца. Педагогу необходимо суметь выслушать ответы детей, проанализировать их, помочь ребятам сделать выводы.
Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в игре, в рисунке или какой-либо другой продуктивной деятельности. Поэтому важно, чтобы дети не только знакомились с государственным гербом и флагом, гербами города, района, области, но и создавали сами эмблемы детского сада, группы, класса и школы. Это чрезвычайно важно и с точки зрения методики ознакомления детей с государственной символикой, и с точки зрения научных основ геральдики.
Необходимым условием патриотического воспитания является работа педагогов с родителями. Их тоже нужно заинтересовать, увлечь изучением российской символики. На начальном этапе в этом может помочь проведение анкетирования среди родителей.
В соответствии с результатами анкетирования, учитывая интересы и пожелания родителей, воспитатель готовит материалы консультаций для членов семей воспитанников, например, «История государственных символов РФ», «Как создать эмблему своей семьи», «Эмблемы и символы, окружающие нас в повседневной жизни». Далее можно предложить родителям принять участие в семейных проектах по теме «Эмблема моей семьи», после чего организовать выставку семейных эмблем в группах или в детском саду.
Важную роль играют родители в таких видах деятельности, как сбор иллюстративных материалов и литературы, посвященных государственной и региональной символике, а также подготовка занятий и досугов в рамках данной тематики. Наряду с информационными и консультационными материалами необходимо проводить фотовыставки для родителей по результатам проведения различных мероприятий в детском саду, предоставлять родителям возможность просмотра видеозаписей занятий, различных досугов, что способствует усилению интереса к работе дошкольного образовательного учреждения в целом и к деятельности по ознакомлению детей с государственной символикой в частности.
В процессе взаимодействия воспитателя с членами семей воспитанников иногда возникают вопросы, можно ли проводить занятия по ознакомлению с российской государственной символикой в группах, которые посещают дети разных национальностей, особенно, если их родители не являются гражданами России, и как лучше это сделать. И детям, и их родителям необходимо объяснить, что государственные символы объединяют всех людей, живущих в стране. Кроме того, и для детей, и для их родителей важно иметь возможность познакомиться с историей и культурой страны, в которой они сейчас живут.
Несмотря на серьезность и сложность тематики, - ознакомление с государственной и региональной символикой, педагогам необходимо стремиться к тому, чтобы на занятиях использовались как можно больше игровые методы и приемы, творческие задания, потому что именно они помогают сформировать основу уважительного отношения к символам нашего государства - позитивное восприятие, интерес к ним и их истории.
Воспитательно-образовательный процесс условно поделен на:
НОД, которая осуществляется в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (далее по тексту – «совместную деятельность с воспитателем»);
самостоятельную деятельность детей (Индивидуальные и совместные игры, работа в уголках книги, театра, рассматривание книг, иллюстраций, репродукций и др.– «развивающая среда»);
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеразвивающей программы дошкольного образования.
В процессе педагогической деятельности, опиралась на основные направления работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
Физическое развитие:
- формирование представлений о здоровом образе жизни;
- воспитание потребностей в физическом самосовершенствовании.
Социально-личностное развитие:
- ознакомление с культурными ценностями России;
- формирование интереса к ознакомлению с символикой России, поселка, их историей и культурой;
- формирование качеств социальной зрелости личности ребенка, т.е. усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности.
Познавательно-речевое развитие:
- способствование овладению детьми элементарными сведениями истории, географии и культуры Родины;
- формирование культуры быта;
- воспитание потребностей в труде как способе обеспечения потребностей человека;
- формирование навыков культуры общения и разрешения проблемных ситуаций;
- формирование начал экологической культуры, осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Художественно-эстетическое развитие:
- формирование эстетического отношения к миру и способствование художественному развитию ребенка средствами искусства.
Литература
1. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование геральдики // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
2. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972. –143с.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М.: Просвещение, 1987. –191с.
4. Программа "Одаренный ребенок" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1995. –145с.
5. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990
6. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.
7. Ривина. Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников с государственными символами: Методические рекомендации для работников ДОУ и учителей начальных классов.-М.:АРКТИ,2002.-51с.
8. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
9. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989.
10. Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность.- М.:Владос, 2002.-45с.
11. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. portal-slovo
12. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. –78с
13.Соболева Н. А. Российская государственная символика: история и современность. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 208 с.Ушакова О. Социализацию детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
14. Ривина, Е.К. Государственные символы России /Е.К. Ривина. – М.: АРКТИ, 2009.239с.
15. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998. –84с.
16. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7.-С.18-21.
17. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.
18.Баранникова, О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России [Текст] / О. Баранникова // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 8. – С. 54 – 58.
19. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий [Текст]: Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.
20. Громыко, Ю. В. Национальная доктрина развития образования России [Текст]: Проект Общероссийского общественного движения «Образование – будущее России» (третий вариант). – М., 1999. – 7 с.
21. Ерохина, Е.Л. Государственные символы России. Флаг, герб, гимн: Альбом для занятий с детьми 5 – 7 лет / Е.Л. Ерохина, Т.А. Круглова. – М.: Ювента, 2002. – 16 с.
22. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателей ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
23. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) [Текст]: Пособие для воспитателей ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.
24. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 96с.
25. Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [Текст]: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
26. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
27. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.–сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.
28. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
29. Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ [Текст]: Методическое пособие / А.Е. Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
30. Ривина, Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами [Текст] / Е.К. Ривина. – М.: АРКТИ, 2004. – 64 с.
31. Романовский В.К. Символы российской государственности [Текст]: Пособие для учителя / В.К. Романовский. – М.: Русское слово, 2002. – 96 с.
32. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
33. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) [Текст] / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
Рекомендуем посмотреть:
НОД в подготовительной группе. Символы России - герб, флаг
Занятие в подготовительной группе детского сада на тему: Государственные символы России
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе. Россия
Конспект ООД в подготовительной группе детского сада «Наша Родина - Россия»
Похожие статьи:
Беседа о Конституции для старших дошкольников
Беседа о Президенте России в старшей группе
Тематическая беседа для детей старшей – подготовительной группы «Полководцы и герои»
Беседа для детей 5-8 лет. Ими гордится Россия