Рабочая программа факультатива «Работа с текстом», 1 класс
Рабочая программа факультатива «Работа с текстом» разработана на основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Заларинской СОШ №2
Уровень подготовки учащихся – базовый.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа – 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса «Работа с текстом»
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Работа с текстом» в 1 классе является формирование следующих умений:
• Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
• В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Работа с текстом» в 1 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты: Ученик научится:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
• различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (доброта, любовь к семье, уважение к близким, забота о старших и младших), факты традиций, быта, культуры разных народов;
• владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей;
• воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному. Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя;
• определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого;
• характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная/отрицательная и почему) его поступкам;
• объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст;
• составлять устное высказывание (5-6 предложений) на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения);
• применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, создание собственных произведений по аналогии с прочитанным;
• ориентироваться в книге/учебнике с опорой на название, автора, содержание, заголовки, иллюстрации;
• выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого;
• рассказывать о прочитанной книге (автор, название, тема). Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
• самостоятельно находить ключевые слова;
• самостоятельно осваивать незнакомый текст, находить нужную информацию (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения
Содержание курса «Работа с текстом»
1 класс (33 часа) Работа со словом
Слово как основная единица языка. Упражнения в правильном чтении слов. Звукобуквенный анализ слова. Слог. Деление слова на слоги и для переноса. Постановка ударения. Наблюдение над лексическим значением слова. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением. Один и много. Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Конструирование словосочетаний. Определение сравнений. Работа с пропущенными буквами (используют или подбирают самостоятельно проверочные слова)
Работа с предложением
Признаки предложения. Конструирование различных по интонации предложений из группы слов, наблюдение за порядком слов в предложениях. Самостоятельное конструирование предложений. Распространение предложений Подбор предложений к схеме. Замена предложений аналогичными по смыслу предложениями. Выборочное списывание предложений по заданию.
Работа с текстом
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Абзац. Упражнения в чтении текста. Общее понимание содержания прочитанного текста. Умение находить информацию, заданную в явном виде. Извлечение из текста информации, данной в неявном виде. Конструирование кратких и полных ответов. Формулирование на основе прочитанного несложных выводов. Понимание использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности. Развитие умения определять тему текста, находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных. Умение самостоятельно озаглавливать тексты с точки зрения темы или идеи произведения Умение приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя. Диалог. Участники диалога. Герои. Главные герои.
Работа с иллюстрациями
Определение последовательности событий. Выбор иллюстрации к описываемому предмету. Выбор иллюстрации, соответствующей содержанию текста. Дорисовывание иллюстрации, чтобы она соответствовала содержанию текста. Раскрашивание иллюстраций. Подбор предложений из текста к иллюстрациям. Картинки-ребусы.
Творческая мастерская
Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом
Поурочное планирование (см. приложение)
Скачать Программа факультатива "Работа с текстом". Полный текст программы