Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игры и игровые упражнения по развитию памяти у дошкольников

Игры и игровые упражнения на развитие памяти у детей дошкольного возраста
Программа индивидуальных занятий по развитию памяти.
Занятия проводились два раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 20 минут. Содержание занятий построено на основе упражнений, предложенных Черемошкиной Л.В., Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А.
Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти.
1. «Каскад слов» - упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти. Заранее подготовить список из 8 – 20 слов, которые хорошо знакомы ребёнку.
Огонь
Дом, молоко
Конь, гриб, игла
Петух, солнце, асфальт тетрадь
Крыша, пень, вода, свеча, школа
Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб
Орёл, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын
Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мёд
Мяч, яблоко, шапка, капуста, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки
Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.

Ребенку предлагается повторять слова. Начинать с одного слова, затем называть два слова, ребенок должен повторять обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами 1 сек.).
Когда ребёнок не сможет повторить определенный ряд, ему зачитывается такое ж количество слов, но других (для этого нужно подготовить другой список слов).
Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, следует переходить к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении не сможет воспроизвести заданное количество слов. То количество слов, которое ребенок может повторить за взрослым, есть объем слуховой кратковременной памяти. С многократным повторением этого упражнения будет изменяться и объем слуховой кратковременной памяти на слова. Слова с повторение упражнения меняются.

2. Упражнения на развитие зрительной памяти.
На столе разложить перед ребёнком палочки, из которых сделать какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Просим посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем фигуру закрыть и попросить ребенка её повторить, сложить так же.
Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
Другой вариант: попросить ребёнка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.
Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

3. Упражнение на развитее памяти на буквы, цифры и слова.
Показываем ребёнку цифровой ряд, написанный на карточке, и просим его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличиваем этот ряд на одну цифру.
6 2
2 8 3
3 7 1 4
6 3 9 1 5
8 1 4 9 2 6
7 4 1 8 3 9 2
Отмечаем, какое максимальное количество цифр может повторить ребенок. Далее предлагаем ребенку выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа. В первом случае мы определяем зрительную память, а во втором – слуховую. В третьей серии пробуем научить ребёнка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начинаем с того цифрового ряда, который ребенок не смог повторить. Для того, чтобы легче запомнить каждую цифру, учим ребенка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребёнка, какое-то – с номером квартиры и т.д.; теперь ему легче будет воспроизвести этот цифровой ряд. Продолжаем подобную тренировку, но теперь ребенок сам пытается найти какие-либо аналогии для того, чтобы затем воспроизвести цифровой ряд.
Этот самый прием можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слов.

4. «Я фотоаппарат» - игра на развитие зрительной памяти, внимания.
Предлагаем ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, лежащие на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить.

5. Игра в слова – развитие слуховой памяти, внимания.
Задание 1. Сейчас я назову тебе слова, а ты постарайся их запомнить. Внимание: машина, тарелка, автобус, ложка, чашка, поезд, вилка, самолет, маршрутное такси, кастрюля, сахарница, пароход.
Повтори!
Задание 2. Как можно разделить эти слова на группы (при затруднении подвести его к правильному ответу; например: «Вспомни сначала посуду»).
Вариант 2. Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, банан, нож, кастрюля, груша, чайник, вазочка, слива.
Вариант 3. Слон, заяц, стол, лиса, шкаф, волк, диван, кресло, медведь.
Вариант 4. Помидор, ухо, капуста, лоб, глаза, огурец, перец, щеки, лук, брови, баклажан.
Задание те же:
- воспроизведи все слова;
- раздели на группы по одному общему признаку;
- запомни и воспроизведи.

6. Осенние листья. На развитие зрительной памяти.
Задание: «Посмотри на этот лист. Запомни его».
Затем этот лист закрывается, а ребенок должен найти точно такой же среди остальных. (Как правило, эту задачу никому не удается решить сразу, поэтому задание можно повторить несколько раз).
Когда задача будет решена, необходимо обсудить с ребенком то, как он запомнил, детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т.д.

7. Игра в слова. На развитие слуховой памяти.
Инструкция: сейчас я назову тебе несколько слов. Постарайся их запомнить.
Вариант 1:
Внимание!
Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Есть ли что-нибудь общее у этих слов? Чем походи эти слова?
При выполнении этого задания не следует подсказывать ребенку, пусть он сам подумает, посравнивает слова, почувствует слово.
Эта работа важна не только для развития памяти, но и для других умственных способностей, а также для развития речи.

Задание 3. Если знаешь как пишется буква С, то напиши ее.
Задание 4. Придумай слова, которые начинаются с буквы С.
Задание 5. Вспомни те слова, которые я просила запомнить.
Повтори их!

Вариант 2. Облако, окно, огород, орех, окунь, очень, огонь.
Задание 1,2,3,4,5 надо повторить.

Вариант 3. Вилка, вата, воск, ворот, венок, вишня, виноград, варенье.
Задание 1,2,3,4,5 надо повторить.

8. Игра в слова на разные буквы. На развитие слуховой памяти.
Инструкция: сейчас я назову много слов. Постарайся их запомнить.
Внимание!
Арбуз, медведь, арфа, муравей, арка, мыло, аптека, музыка, алмаз, малина.
Задание 1. Назови те слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Назови слова, которые начинаются с буквы А.
Назови слова, которые начинаются с буквы М.
Задание 3. Назови все слова, которые я просила тебя запомнить.

9.«Гуляем по зоопарку». На развитие слуховой и зрительной памяти.
Инструкция: «закрой глаза и представь, что мы с тобой в зоопарке. Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».
Итак, тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…
Задание 1. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.
Задание 2. Внимательно посмотри на рисунки и покажи животных, которых я назвала.
Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.
Задание 4. Картинки убираются, ребенка просим назвать животных в том порядке, в каком они назывались.

10. «Гуляем по лесу». На развитие слуховой и зрительной памяти.
Инструкция: Представь, что мы уже в лесу. Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я не назвала.
Итак, сорока, кукушка, дрозд, малиновка, дятел.
Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. При затруднении можно предложить воспользоваться картинками.
Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игра.

11. «Разрезная картинка». На развитие зрительной памяти.
Цветная открытка с изображением законченного предмета разрезается на несколько частей (8-9).
Задание 1. Собери из этих частей картинку так, чтобы она выглядела целой.
Задание 2. Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее.

12. Игры со стихами. На развитие слуховой памяти.
Инструкция: «сейчас я прочитаю тебе стихотворение про бобра. Я прочитаю его только один раз, слушай внимательно».
Бобер.
Посмотри-ка на бобра:
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину-
Строит в заводи плотину!
Зубы крепкие бобра
Поострее топора.
Н.Костарев.
Задание 1. Скажи, что делает бобер? Зачем он это делает? Что помогает бобру делать плотину?
Задание 2. Нарисуй то, о чем говорится в стихотворении.
- Расскажи, что ты нарисовал?
- Расскажи, что бобер делает?
- Зачем бобер строит плотину?
Задание 3. После вопросов – ответов начинаем учить стихотворение. Это оказывается уже намного проще. Повторяем стихотворение несколько раз, пока ребенок не выучит его наизусть. Такое заучивание стихов дает хорошие результаты. И развивает не только память, но и воображение, мелкую моторику.

Вариант 2.
Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвет орешки,
Все запасы в кладовой
Пригодятся ей зимой.
З. Александрова.
Задание 1,2,3 повторить.

Вариант 3.
Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и в рощах Пусто и уныло,
Птички улетели,
Стал дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
А. Плещеев.
Задание 1,2,3 повторить.

13. «Что изменилось?». На развитие зрительной памяти.
Инструкция: « Посмотри на рисунок и постарайся запомнить, какие предметы нарисованы, как они расположены».
Затем предлагается эта картинка с изменениями.
Задание: Скажи, что изменилось?
Чего не стало?
Какие предметы появились?
Вариант 2,3,4. Предлагаются другие пары картинок.

14. Упражнение с картинками. На развитие зрительной памяти.
Предлагаются картинки, под каждой картинкой фигурка, которая подходит к ней.
Инструкция: «Запомни картинки и фигурки, которые им соответствуют».
Картинки с фигурками убираются, ребенку предлагается лист только с картинками.
Задание: Вспомни и нарисуй фигурки, которые подходят к картинкам.
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий.
Группа формируется на основе анализа диагностических данных и не превышает по численности 5-6 человек. Периодичность занятий с детьми по развитию памяти: 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут. Содержание занятий построено на основе упражнений и игр, предложенных М.И. Чистяковой, JI.M. Житниковой.
Занятие 1.
Задачи: развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации.
1. «Я положил яблоки в корзину».
Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в корзину яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в корзину яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут...» (порядок тот же).
2. «Запомни движения».
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим (сначала ведущим может быть взрослый, а потом и ребенок). Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.
3. Игра в мяч «Рыбы, птицы, звери».
Ведущий кидает игроку мяч со словом, например: «Сокол». Игрок кидает мяч обратно ведущему и говорит: «Птица» (т.е. ребенок должен определить, к какой группе нужно отнести сокола). Дальше ведущий кидает мяч другому игроку и говорит слово, относящееся к другой группе и т.д.
4. С чем познакомились? Что понравилось?
Занятие 2.
Задачи: развитие моторно-слуховой памяти, логического мышления, способности вспоминать, внимания. Учить узнавать животное, птицу по описанию «внешнего вида», повадок.
1. «Запомни движения».
2. Д/игра «Чей силуэт?».

Задачи: активизация внимания, зрительной памяти детей путем сличения предмета с его силуэтом и составление пары «предмет - силуэт» при наличии похожих на предмет изображений.
Вариант 1. У ведущего все цветные картинки, у играющих только силуэты. Ведущий наугад берет картинку с цветным изображением и предлагает ее играющим: «У кого?». Побеждает, тот, кто набирает наибольшее количество фишек.
Вариант 2. Силуэты вновь у играющих, а цветные изображения - у ведущего, но цель игры не только в том, чтобы составить пару «предмет - силуэт», но и собрать все похожие на этот силуэт изображения (т.е. к каждой паре еще 2 изображения. Например, подобранна пара свекла и ее силуэт. Необходимо подобрать картинки с похожим изображением: репа и редиска).
1. «Вот так позы!»
Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.
Занятие 3
Задачи: развитие тактильной, моторно - слуховой, произвольной памяти, внимания, наблюдательности, классификации и обобщения.
1. «Повтори за мной».
Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмичные фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

2. Д/игра «Какой группы не стало?
Задачи: учить пользоваться классификацией как способом запоминания. Вариант 1. На наборном полотне одна группа предметов — одежда, во втором ряду - насекомые, в третьем - игрушки и т.д. Предлагается посмотреть на картинки, определить какие группы здесь есть, и запомнить их названия. Дети закрывают глаза, убирают одну группу, вызванный ребенок определяет, какой группы не стало.
Вариант 2. Картинки групп размещают хаотично. В начале, воспитатель выясняет, какие есть группы. Когда дети справляются с задачей выделения и обозначения групп, отпадает необходимость в уточнении их названий. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из групп, остальные картинки сдвигаются, вызванный ребенок должен угадать какой группы не стало.

3. «Запомни порядок».
Играющие выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Ведущий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой. Можно усложнить игру тем, что не только перечислить, кто за кем стоит, но и кто в какую одежду одет.

4. «Что и к чему относится?»
Материалом для игры являются картинки различных групп. Стопка предварительно перемешанных карточек находится у ведущего. Он открывает их по одной, и дети по очереди называют один предмет и группу, к которой он относится. Ребенок, ответивший правильно, получает карточку. В том случае, если ребенок не может назвать группу, карточка кладется вниз стопки. Игра заканчивается, когда все карточки разобраны. Вначале эту игру можно проводить в облегченном варианте. Сначала, показывая карточку одну за другой, ведущий спрашивает у детей: «Что это?», затем он поясняет детям правила игры: «Здесь есть и ягоды, и овощи, и фрукты. Теперь вы будете отгадывать, что к чему относится. Если я покажу яблоко, вы скажете: яблоко - фруктам». Далее игра проводится так, как описано выше.
Занятие 4
Задачи: развитие внимания, наблюдательности, произвольной памяти и умения классифицировать предмет, а также логического и творческого мышления.
1. «Вот так позы».
2. «Загадки».

Ведущий загадывает загадки. Например: «Сидит девица в темнице, а коса на улице» и др. Ведущий добивается, чтобы дети не просто говорили отгадку, но и объясняли ход своих рассуждении, затем ведущий предлагает детям поучиться самостоятельно, придумывать загадки про овощи. Дает
образец: «Зеленый, а не...?» - «лягушонок, травка, кузнечик», - подсказывают дети. «С хвостом, а не...?» - «репа, воробей, мышонок». «Его не жарят, а...?» - «маринуют, солят».

3. «Художник».
Ребенок играет художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет. И как другой вариант игры - можно рассматривать картинку, а потом описать, что на ней нарисовано.
4. «Кому что нужно» (картинки).
Подбираются карточки стольких групп, сколько детей участвует в игре. В группах должно быть одинаковое количество карточек. Каждый ребенок получает одну карточку, из какой - либо группы. Остальные картинки находятся у ведущего, необходимо собрать именно ту группу картинок, к которой относится изображенный на его карточке предмет. Ведущий, беря карточку из стопки, называет ее и спрашивает: «Кому нужен лук?» Ребенок, имеющий что - либо из овощей, отвечает: «Мне, у меня овощи» - получает эту карточку. Если ребенок ответил неправильно, ведущий спрашивает его, забирая одну из его картинок (эта карточка уже не участвует в игре). Также ведущий забирает себе карточку и в том случае, если никто ее не потребовал. Проигрывает тот, у кого в конце игры окажется меньше всего карточек.
Занятие 5
Задачи: развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определить группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.
1. «Повторяй за мной».
2. «Разведчики».

В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т.д.
3. «Что лишнее».
Ведущий предлагает вниманию детей картинки с изображениями зайца, ежа, лисы, медведя, кошки. Детям предлагает определить, какое живое в этой группе является лишним, и объяснить, почему. Далее картинки меняют и игра продолжается.

4. Д/игра «Узнай, что это».
Задачи: активизация зрительного внимания и памяти, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки в процессе узнавания и описания предмета по контурному изображению его частей.
Вариант 1. Дети могут играть самостоятельно в игру «Найди свой предмет», цель, которой составить пару «часть предмета - весь предмет».
Вариант 2. Все предметы перемешиваются и их кладут на стол изображением вниз. Каждый играющий за один ход берет одну картинку наугад и кладет ее перед собой. Набирая по одной картинке за каждый ход, играющий должен составить из них как можно больше пар (часть - целое).
Занятие 6
Задачи: развивать внимание, логическое мышление, слуховую и зрительную память, умения обобщать и классифицировать. Учить подбирать слова с противоположным значением.
1. «Слушай и исполняй».
Ведущий называет и повторяет 1 - 2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
2. «Говори наоборот».
Используется воздушный шарик. Ведущий: «Ребята, вы помните сказку о маленьком Ослике? Веселый, любопытный Ослик иногда бывал очень упрямым и все делал наоборот. Скажет ему бабушка: «Садись», - он встает. Скажет: «Ешь», - он пьет. Скажет: «Иди», - он стоит. Давайте поиграем в упрямого Ослика. Я буду подбрасывать вверх этот воздушный шарик и говорить какое - либо слово, а вы по очереди будете ловить шарик и подбирать слово с противоположным значением, слово «наоборот». Например, большой - маленький, грустный - веселый».
Ведущий подбрасывает воздушный шарик возле каждого ребенка и предлагает следующие слова. Дети называют слово – пару.
большой – маленький
толстый - тонкий
черный - белый
горячо - холодно
пустой - полный
сильный - слабый
красивый - безобразный
грустно – весело
бежать — стоять
жара - мороз
легко - тяжело
чистота – грязь
больной - здоровый
огонь - вода и т.д.
3. «Назови, что знаешь».
Ведущий, называет какой - либо Олин предмет, а дети должны припомнить другие предметы из этой группы. Например, ведущий произносит слово «роза», дети по очереди быстро называют известные им цветы. Прежде, чем перейти к другой группе однородных предметов, ведущий, обращаясь к кому - либо из детей, спрашивает: «Какая группа?» - и тот должен назвать обобщающим словом те объекты, которые перечислялись до него. Затем ведущий называет предмет из иной группы, и игра продолжается. Важно следить за тем, чтобы требование обозначить группу каждый раз обращалось к другому ребенку. Это требование может предъявляться в различной форме: «Не продолжай, группу называй» и т.п. Игровая ситуация активизирует детей.
4. «Подбери и назови».
Задачи: учить пользоваться классификацией как способом запоминания. Вариант 1. Ведущий перемешивает карточки и раздает их детям поровну, лицевой стороной вниз, «начинай - не зевай!» - после этих слов дети переворачивают картинки и, объединяя одинаковые, распределяют их по группам. Листом накрывают картинки, дети должны назвать, то, что они запомнили.
Вариант 2. Рассматривая картинки, ребенок должен назвать единичный предмет и отнести его к общей группе. Например, шапка - головной убор, кукла - игрушка.

Рекомендуем посмотреть:

Конспекты занятий для детей 6-7 лет по развитию памяти Развитие словесно – логической памяти у детей старшего дошкольного возраста Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста. Конспект занятия по развитию памяти детей 5-7 лет с ОВЗ

Похожие статьи:

Способы совершенствования памяти у старших дошкольников

Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

Опубликовано: 701 день назад (5 декабря 2022)
Просмотров: 1436
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!