Развитие образной памяти у дошкольников
Автор: Кушнир Наталья Владимировна, воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №223" г.Саратова
Статья по педагогике "Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста". Данная статья будет интересна педагогам дошкольных учреждений, родителям имеющим детей дошкольного возраста.
Цель данной статьи: раскрыть возможности развития образной памяти в дошкольном возрасте, поскольку именно этот вид памяти играет важную роль в психической деятельности детей.
Огромная роль в накоплении и сохранении представлений принадлежит образной памяти, памяти на представления.
Цель нашей работы – раскрыть возможности развития образной памяти в дошкольном возрасте, поскольку именно это вид памяти играет важную роль в психической деятельности детей.
Предварительное обследование старших дошкольников позволило обнаружить, что объем образной памяти с возрастом увеличивается; повышается производительность, активность процессов запоминания и воспроизведения; представления приобретают полноту, ясность, точность, осознанность, произвольность. Это с одной стороны, а с другой (и это слабая сторона) – дети запоминают материал в большинстве случаев непосредственно: пятилетние ребята используют повторение как простое воспроизведение увиденного и услышанного. Только шестилетние дети могут дать более – менее точное, полное описание своего представления об объектах. Ориентировочная деятельность в запоминаемом материале носит малоактивный характер и оживляется только тогда, когда педагог рассказывает о чем – то новом или необычном.
В нашем исследовании как средство совершенствования и развития образной памяти мы использовали графическое моделирование. Схематические изображения реальных предметов условно назвали значками. Это были упрощенные рисунки, обобщенно передающие структуру предмета или его части, но вместе с тем содержащие деталь, присущую только этому предмету.
На красных и синих кружках условно изобразили предметы. Для запоминания детям показывали игрушки, изображения предметов, конкретные и схематические. Такая методика давала возможность проследить, насколько модели – значки облегчают запоминание. Более того, мы могли проследить, как усваивают и используют дети модели для запоминания и воспроизведения разного вида наглядного материала.
Соответственно четырём видам наглядного материала заготовили четыре карты, на которых контурно изобразили те же предметы. Данные карты подготавливали детей к восприятию предметов в условной форме. Кроме того, дети учились составлять графические памятки материала, подлежащего запоминанию.
Сравнительный эксперимент проводили в двух группах, экспериментальной и контрольной, что давало возможность выявить эффективность целенаправленного обучения в экспериментальной группе.
Обучение проходило в форме игры «Найди и запомни».
Перед каждым участником раскрывали карту с контурами предметов, подлежащих запоминанию, справа от карты раскладывали значки. Объясняли правила игры: сначала хорошенько рассмотрите предмет, затем найдите и покажите его контурное изображение на карте, выделите основную форму предмета и его частей, если предмет сложный. (Естественно, детей обучали поиску значка – модели предмета, обращая внимание на форму, особенности.)
Отыскав соответствующий значок, участник эксперимента, закрывал им контур предмета на карте. На листе бумаги он воспроизводил значок и называл то, что записал. Через неделю мы проверяли, как дети запомнили изображения, как у них сложился зрительный образ предмета.
С участниками экспериментальной и контрольной групп провели четыре НОД – соответственно четырем видам наглядного материала. На первом НОД дети запоминали игрушки, на втором – малознакомые предметы, на третьем конкретные изображения, на четвертом – схематические изображения. По окончании, в беседе, выясняли, что они запомнили, как представляют этот предмет, какой материал труднее для запоминания и почему.
Как же усваивались графические модели? Обучение поддерживало ориентировочно – исследовательскую деятельность на достаточно высоком уровне. На первом НОД дети рассматривали и находили контурное изображение игрушки, подбирали к ней соответствующий значок. Им напоминали: подобранным значком надо закрыть контур. Правильный поиск педагог поощрял словесно. И тогда поиск ускорялся, дети менее нуждались в помощи экспериментатора. Однако попытка ускорить процесс поиска часто приводила к нарушению порядка выполнения задания – дети сначала пытались подобрать значок, а затем контурное изображение, что и приводило к ошибкам. Поэтому экспериментатор напоминал о порядке выполнения задания. Когда предлагали написать значки в памятки, с тем чтобы лучше запомнить игрушки, то некоторые робко говорили, что они плохо рисуют и поэтому не могут выполнить задание. В этом случае объясняли: «Вы не будете рисовать, а записывать значки в любом порядке». Одни дети записывали довольно быстро, другие медленнее.
Шестилетние дети, как и пятилетние, довольно быстро выполняли задания, редко прибегая к помощи экспериментатора: четырёхлетние затруднялись.
На втором НОД запоминание малознакомых предметов вызывало у четырехлетних детей трудности: они часто ошибались, отыскивая контурное изображение предмета на карте. Но второе НОД тем не менее подтвердило, сколь значимы карты с контурами предметов, так как научившись правильно показывать контур предмета, ребята легко отыскивали значок. Пятилетние дети меньше ошибались. В работе шестилетних ошибки почти не наблюдались. Однако поиск контура требовал значительно больших усилий, чем поиск значка.
На третьем НОД дети запоминали конкретные изображения предметов. Четырехлетние ребята работали в основном самостоятельно, обращаясь за помощью к экспериментатору только в затруднительных случаях. Пяти – шестилетние выполняли задание правильно и быстро, без помощи педагога. Таким образом, ускорился процесс выполнения задания, возросла самостоятельность исполнения.
На четвертом НОД предложили схематически изобразить предметы. Четырехлетние выполняли задание неуверенно, обращаясь за помощью, часто ошибались; пяти – шестилетние вели себя более уверенно, но их затруднял поиск контура и подбор значков.
Таким образом, все НОД показали, что эффективность обучения возрастает. Трудные для запоминания предметы и схематические изображения требуют больших усилий и значительно большей помощи со стороны педагога. Следовательно, обучение графическому моделированию лучше начинать в старшей группе, где оно как средство запоминания весьма эффективно.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Как развивать логическое мышление у дошкольников
Коррекция памяти и мышления у детей дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию памяти детей 5-7 лет с ОВЗ
Похожие статьи:
Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей