Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Коррекция памяти и мышления у детей дошкольного возраста

Методические рекомендации коррекции гностических функций у детей (память, мышление)
Гнозис – это процесс непрерывного обновления, уточнения, конкретизации образа, хранимого в матрице памяти, под влиянием повторного сопоставления его с принимаемой информацией. Рецепторный аппарат и передача сенсорных импульсов при поражении высших гностических механизмов сохраняются, но интерпретация этих импульсов, сличение получаемых данных с образами, хранящимися в памяти, нарушаются.

Коррекция памяти и мышления.
Память
— это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.
— процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Методы коррекции памяти
«Повтори»
Цель: определение и увеличении объема непосредственного запоминания словесного материала.
Материалы: набор из 8 слов: лес, хлеб. окно, стул, вода, брат, конь, гриб.
Инструкция: «Сейчас я прочту 8 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет.»
Ход: слова предъявляются в медленном темпе с четкой интонацией. Затем слова сразу же воспроизводятся испытуемым. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.
Анализ результатов: за каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по 1 баллу.
Примечание: изменение слова считается ошибкой (например, солнце – солнышко, окно – окна).

«Цифровой ряд»
Материал: таблица цифровых рядов. Вариант А (основной), вариант В (дублирующий).
Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр. Постарайся запомнить их и повторить в таком же порядке. Внимательно слушай».
Ход: после этого зачитывается ребенку ряд цифр, с интервалом в 1 сек. Между цифрами, в каждом ряду на одну цифру больше, чем в предыдущем. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.
Анализ результатов: если ошибка допущена, то ребенку зачитывается ряд цифр дублирующего варианта состоящего из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просят ребенка повторить:
Вариант А: 3 8 6; 3 4 1 7; 8 4 2 3 9; 3 8 9 1 7 4; 5 1 7 4 2 3 8.
Вариант Б: 6 1 2; 6 1 5 8; 5 2 1 8 6; 7 9 6 4 8 3; 9 8 5 2 1 6 3.

Игровые задания, направленные на развитие памяти:
«Фотоаппарат»
Инструкция: ребенку предлагается лист с готовыми рисунками (слайд) и рядом стоящими пустыми клеточками: «Посмотри на рисунок, в течении 8-10 секунд, закрой листком бумаги и нарисуй фигуру в пустой клетке».

«Перестановки»
Инструкция: «Запомни все детали, не спеши, что поможет тебе лучше запомнить. Закрой листком бумаги первый рисунок. Что изменилось на втором рисунке?»

«Вспомни что было»
Инструкция: Посмотри и запомни. Переверни лист, и найди предметы с предыдущей страницы.

«Назови больше»
Инструкция: «Назови как можно больше цветов и оттенков/ Назови как можно больше имен девочек/Мальчиков/Сказочных героев.

«Важно помнить»
Инструкция: «Никому не нравится болеть: нельзя бегать, играть, есть мороженое. Давай поговорим о том, что нужно делать , чтобы быть здоровым. Я буду показывать ,а ты постараешься вспомнить. Затем роли меняются (чистить зубы, умываться)».

«Разные вещи»
Инструкция: Это хитрое задание. Вспомни, без чего человек не может обойтись в жизни, а без чего может. Обведи в кружок те предметы на картинках, которые необходимы. В квадрат – без чего можно обойтись. Подумай какие нужны для дела, а какие просто доставляют удовольствие и радость.

«Зачеркни звездочки/сердечки»
Педагог предлагает детям зачеркнуть все звездочки на рисунке.
Время выполнения 2 мин По истечении времени дети меняются тетрадями и проверяют друг друга. Если они нашли не зачеркнутую фигуру, то внутри нее они ставят точку Педагог должен обязательно похвалить тех детей, .которые зачеркнули все фигуры, а также тех, кто оставил не зачеркнутыми только одну или две из них, и выразить надежду на то, что, в следующий раз, все выполнят это задание хорошо. При выполнении этого задания дети могут зачеркивать любые фигуры по инструкции педагога.

«Найди отличия»
Педагог просит детей внимательно посмотреть на пары картинок и рассказать, чем они отличаются, затем дорисовать недостающие детали.

Мышление
– представляет собой обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы, которые не сменяют друг друга, но взаимодополняют и развиваются на всем протяжении его жизни.

Наглядно-действенное мышление
1) понимание функционального назначения предметов. Чтобы совершать осмысленные действия с предметами, важно понимать, как их использовать, что с ними можно делать: из чашки можно пить, на машине – ездить и т.д.
2) формирование представления о сходстве и различии. Ребенок учится находить одинаковые и (позже) сходные предметы. Задание можно усложнять, предлагая ребенку сходные предметы, различающиеся по какому-либо признаку.
3) формирование представления о размере. Когда ребенок различает несколько размеров, он может собирать пирамидку, соблюдая правильную последовательность колец.
4) понимание причинно следственной связи. Совершая действия с предметами, ребенок учится понимать связь между событиями, а затем и прогнозировать события.
Наглядно-образное мышление
1) установление связи «картинка – предмет – слово».Переход на уровень наглядно-образного мышления предполагает, что ребенок может понимать и устанавливать связь между картинкой, предметом и обозначающим егословом2) установление связи между картинкой и событием. Ребенок устанавливает связь между картинкой и происходящим событием3) понимание смысла сюжетных картинок. Ребенок учится анализировать изображение и понимать, что происходит на картинке. 4) понимание серий сюжетных картинок. Ребенку необходимо не только понимать содержание каждой из них, но и проследить связь между картинками.

Словесно-логическое мышление
Недостаточно свободное владение лексическим значением слов - отрицательно влияет на процесс формирования понятий и их использование.
Приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа обобщения, выделение главного при построении выводов и операций со словами.

«Древо мудрости»
Инструкция: Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)
После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

«Сокращение рассказа»
Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно – два - три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты и детали следует отбросить.
Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

«Куда уместится кошка?»
Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т.п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.

«Ключ к неизвестному»
Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.
Ход игры
1.Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?
2.Детям подросткового возраста вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:
К какому виду явлений относится? Почему изменяется? Что влияет на него? Какие имеет свойства? и т.д. Представьте, что перед вами изображение совершенно непонятного объекта. Какие вопросы вы можете задать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом.

«Дерево, лист, плод»
Цель: Расширение представлений детей о живой природе.
Возраст: дошкольный, младший школьный.
Материал:
Коробка с двумя отделениями;
Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма);
Карточки с изображением листьев этих деревьев;
Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.
Ход работы: Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.

«Говори наоборот»
Цель: развитие мышления, воображения.
Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

«Исключи лишнее»
Цель: развитие мышление
Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.
Цвет:
апельсин, киви, хурма
цыплёнок, лимон, василёк
огурец, морковь, трава
сахар, пшеница, вата.
Форма:
телевизор, книга, колесо
косынка, арбуз, палатка.
Величина:
бегемот, муравей, слон
дом, карандаш, ложка.
Материал:
банка, кастрюля, стакан
альбом, тетрадь, ручка

«На скорость»
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.
Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста. Дидактические игры по теме «Профессии» для дошкольников старшей - подготовительной группы Задания в картинках по ФЭМП для дошкольников на тему: Хэллоуин Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Развитие мышления у дошкольников в игровой деятельности

Ознакомление детей с предметным миром в разных возрастных группах

Интеллектуальное развитие детей 3, 4, 5 лет

Младенческий возраст. Характеристика и особенности психического развития

Ранний возраст. Особенности развития и ведущая деятельность этого возраста

Планируемые результаты освоения программы в младшей группе по ФГОС | Коррекция восприятия и внимания у детей дошкольников
Опубликовано: 2329 дней назад (21 июня 2018)
Просмотров: 3937
+2
Голосов: 2
Светлана Александровна Газарян # 23 июня 2018 в 22:51 0
Елена Владимировна! Только что проголосовала за вашу предыдущую статью о развитии восприятия. Почему вы не объединили их вместе? Было бы гармоничней и понятней. В данной рекомендации по развитию памяти и мышления все более подробно описано. Определены цели и последовательность их выполнения, что удобно для работы педагога.Задания интересны, но вы не указали возраст воспитанников с которыми можно эти задания выполнять. Успехов вам в дальнейшей работе! Спасибо!