Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской и конструктивной совместной деятельности в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Автор: Бузмакова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 88" г. Березники Пермского края
Описание: Данная статья будет интересная педагогом ДОУ и дополнительного образования, которые занимаются проблемой развития предынженерного мышления старших дошкольников. В статье описана структура познавательной задачи технической направленности.
Способность создавать продукт, доводить дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным кирпичиком в учебной самостоятельности. Это позволяет строить предшкольное образование как переход от дошкольного к школьному обучению. И в связи с этим основной целью моей работы является: «Приобщение детей дошкольного возраста к миру науки, повышение интереса к деятельности ученых и инженеров, расширение кругозора детей через экспериментирование и конструирование, создание предпосылок вовлечения дошкольников в техническое творчество».
К сожалению, сегодня наши дети очень сильно виртуализируются. То есть слишком многое они воспринимают исключительно с экранов компьютеров. Детям критически не хватает знаний через руки. Образование тоже очень виртуально: из пункта А в пункт Б вышел пешеход. Опыты и эксперименты из образования уходят — ведь они опасны. Даже робототехника, которая активно сегодня внедряется, — это конструкторы лего, а паять и сверлить не приходится. Сегодня знания получились в одной стороне, а физическая реальность — в другой. И в этом наш огромный прокол. Соединение материальных вещей и науки в английском называется аббревиатурой STEM (Science, Technology, Engineering, and Mathematics). (наука, технология, инженерия, математика)
В этой парадигме я и стараюсь работать. Каждое мое занятие с детьми — это
создание чего-то интересного:
- робота-художника,
- светящейся открытки,
- катапульты,
- фонтана,
- флюгера
- или ракетоплана извоздушного шарика.
Потихоньку, с помощью опытов, теорий, проверки гипотез, мы приходим к пониманию, почему одна конструкция хороша, а другая неудачна. А потом можно и космические гонки на воздушных шариках устроить.
Постановка и решение этой проблемы опирается прежде всего на основные исследования, в которых были выявлены общие психологические закономерности познавательной деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.)
Многие из авторов ставят свои исследования в контекст проблем технического мышления, изучения его структурных компонентов. Ими были выявлены некоторые общие и специфические особенности мышления и конструктивно – технических умений. Известно, что конструктивную деятельность дошкольников называют «Конструктивной игрой» (А.Р. Лурия, Е.А. Пустовой и др.)
Могут ли дети дошкольного возраста решать познавательные задачи технической направленности? Говоря о возможностях развития начальных предпосылок инженерного мышления у дошкольников необходимо рассматривать инженерное мышление с позиций практического мышления. Важным для развития инженерного мышления детей является решение ими практических задач с использованием технических средств.
Механизм познавательного развития детей в ходе решения конструктивно-технических задач возможен при наличии трех составляющих (Т.В. Кудрявцев):
1) присутствия проблемной ситуаций (проблемное обучение);
2) создания условий для конструктивной деятельности (последовательного построения конструкции), где конструирование, как способ, а конструкция, как средство преобразования ситуации;
3) потребностей возраста: наличие интереса к причинно-следственным связям, попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям неживой природы; склонность наблюдать, экспериментировать, используя при этом элементарные представления из области природы, естествознания, математики, истории и т.п., что в конечном итоге способствует принятию ребенком собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Для обучения дошкольников решению познавательных задач технической направленности используют следующие виды конструирования: по образцу, по условию, по схеме (модели, чертежу), по собственному замыслу (творческое конструирование).
Познавательные задачи технической направленности – это задачи, направленные на познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской и конструктивной совместной деятельности в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО).
Оборудование предметной среды не требует специальных условий, и предполагает использование различного нестандартного материала, любых видов конструкторов. При создании устройств и конструкций детям предлагается бросовый материал, который подходит для реализации замысла: пластиковые нестандартный материал, бутылки, пробки, разные виды тканей, бумаги, конструкторы и др.
При разработке задач учтены методы развивающего обучения, соответствующие подходам и требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), что позволит использовать данные задачи в практике работы дошкольных учреждений, реализующих разные ООП ДО, при формировании основной и вариативной части этих программ.
Решение познавательных задач детьми организуют в процессе совместной познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности (мини-соревнования/конкурсные испытания), которая включает
три этапа:
1. Организационно-мотивационный: мотивация детей; определение команд (малая группа по 5 – 7 человек); постановка задачи в форме технической проблемы, которую необходимо решить детям.
2. Познавательно-исследовательский: ограничение ресурсов для решения задач; определение времени на решение технической задачи, которое должно быть также ограничено (15-20 минут); решение технической задачи командами-участниками (в форме соревнования, когда несколько команд решают одну и ту же задачу); проверка полученных результатов в игровой форме.
3. Контрольно-итоговый: обсуждение результатов; описание задачи в графической форме.
Познавательные задачи технической направленности могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования и родителями (законными представителями) воспитанников.
Примеры познавательных задач:
1. конструкторский друдл
2. Графическая задача
3. Конструктивная задача – соревнование
Познавательные задачи технической направленности позволяют формировать у детей представления о строении конструкций, механизмов, а также способствуют развитию их творческого воображения; стимулируют любознательность, развивают способность решения проблемных ситуаций: умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, планировать последовательность действий и реализовывать их; способствуют развитию речи и коммуникативного взаимодействия. В результате решения задач дети знакомятся с простейшими основами механики, физики, а именно: устойчивостью конструкций, прочностью соединений, видами конструкций: объёмными, плоскими; осваивают технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры по теме «Профессии» для дошкольников старшей - подготовительной группы
Задания в картинках по ФЭМП для дошкольников на тему: Хэллоуин
Коррекция памяти и мышления у детей дошкольного возраста
Игра на развитие словесно-логического мышления для детей 5-6 лет
Похожие статьи:
Развитие мышления у дошкольников в игровой деятельности
Ознакомление детей с предметным миром в разных возрастных группах