Методические рекомендации по использованию познавательных задач технической направленности для детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО
Автор: Бузмакова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 88" г. Березники Пермского края
Описание: Данная статья будет интересна педагогам ДОУ и дополнительного образования, которые ищут новые формы организации детской деятельности для познавательного развития дошкольников. В статье представлены методические рекомендации и примеры познавательных задач технической направленности.
Счётные палочки с древних времён использовались в Китае, в том числе для записи символов и иероглифов, однако затем были запрещены там. В Японии непрерывно использовались долгое время и даже стали символом алгебры. Также были популярны в Корее и Вьетнаме.
Счетные палочки на деле, оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме, познакомить его с началами геометрии, с понятием «симметрия»; развивать пространственное воображение. Это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а так же развивают логику мыслей, рассуждений и действий. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Игры со счётными палочками называют задачами на смекалку геометрического характера. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.
Конструирование и поделки из счетных палочек очень полезно не только для развития мелкой моторики рук ребенка, но также для формирования пространственно-образного мышления. Детям нравится строить разнообразные фигуры из счетных палочек.
Работа со счетными палочками развивает у детей:
• усидчивость и терпимость;
• точность движений;
• сообразительность;
• внимательность к деталям;
• стремление к достижению поставленных целей;
• творческую активность;
• эстетический вкус.
Прежде чем делать поделки сначала необходимо предложить ребенку составить какой-нибудь несложный рисунок.
Этапы работы со счетными палочками:
1. накладывание палочек на рисунок;
2. выкладывание рисунка по образцу;
3. составление рисунка к сюжету;
4. моделирование из счетных палочек (решение творческих задач).
Программа образовательной услуги «Волшебные палочки» реализуется в детском саду в качестве дополнительного образования.
Данную программу могут использовать в своей работе воспитатели дошкольного образовательного учреждения, педагоги дополнительного образования, а также заинтересованные творческие родители.
Основное содержание:
Цель программы: развитие конструктивных навыков детей старшего дошкольного возраста через решение творческих задач с помощью счетных палочек.
Задачи:
• упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом.
• учить конструировать на плоскости разнообразные предметные силуэты
• упражнять в плоскостном и объемном моделировании, выкладывать из палочек объекты сюжетной картинки, развитие творческих способностей, самостоятельности.
• создать условия для решения творческих задач с помощью счетных палочек;
• содействовать развитию мелкой моторики руки, логики, пространственного мышления, воображения ребенка при решении технических задач;
• воспитывать целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Используемый материал: счетные палочки, бумага, пластилин, нитки, клей.
Методы работы:
- практические (игровые);
- исследование;
- конструирование;
- словесные.
Программа реализуется в течение 2 месяцев 1 раз в неделю.
Список используемой литературы:
1. Волкова С. И. Конструирование — М: Просвещение, 2010.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.
3. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2003–464 с.
4. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В.— М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.
5. Миназова Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 545-548.
6Меерович, М. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие Текст. / М. И. Меерович, JI. И. Шрагина // Библиотека практической психологии. — Минск: Харвест, 2003.- 432 с.
7. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.
8. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. — М., 1967.
Далее представлены варианты познавательных задач технической направленности, которые используются при реализации программы «Волшебные палочки».
1.
Название познавательной задачи технической направленности: "Теремок"
Возраст детей, возможное количество участников: Дети 6-7 лет, работа парами
Задача для детей в форме технической проблемы, которую необходимо решить: Сконструировать теремок из счетных палочек и бумаги, на крыше которого может разместиться медведь.
Ресурсы, для решения данной задачи : Счетные палочки, бумага, пластилин
Время для решения задачи 20 минут
Форма проверки полученного результата: Испытание устойчивости дома: разместить на крыше дома маленького медведя, через несколько минут заменить медведя размером побольше. Выиграет тот, чей теремок выдержит самого большого медведя.
Обсуждение полученных результатов:
- Теремок, чьей команды оказался более крепким?
- Как удалось сделать такой теремок?
- С помощью, каких технических решений?
Описание задачи
1. – дом из счетных палочек,
2. – условные обозначения количества человек в команде,
3. – материал из чего делать,
4. – условные обозначения действий (соединение палочек пластилином),
5. – дом и медведь,
6. – «О!» - обозначает обсуждение открытия.
2.
Название познавательной задачи технической направленности: "Плот для спасения зайцев"
Возраст детей: Дети 6-7 лет, работа парами
Задача для детей в форме технической проблемы, которую необходимо решить: Построить плот из счетных палочек для спасения зайцев с острова, окруженного водой.
Ресурсы, для решения данной задачи Счетные палочки, пластилин, нитки, пленка.
Время для решения задачи: 20 минут
Форма проверки полученного результата Разместить в центре воды емкость с водой, положить на поверхность плот и посадить на него сначала одного зайца, потом добавить еще одного. Выиграет та команда, плот которой выдержит большее количество зайцев
Обсуждение полученных результатов :
- Плот, чьей команды оказался более крепким?
- Как удалось сделать такой плот?
- С помощью, каких технических решений?
Описание задачи
1. – плот из счетных палочек,
2. – условные обозначения количества человек в команде,
3. – материал из чего делать,
4. – условные обозначения действий (соединение счетных палочек нитками),
5. – плот и зайцы,
6. – «О!» - обозначает обсуждение открытия.
3.
Название познавательной задачи технической направленности: "Избушка для лисы"
Возраст детей : Дети 6-7 лет, работа парами
Задача для детей в форме технической проблемы, которую необходимо решить: Сделать домик для лисы, вместо ее избушки, которая растаяла, выбрав способ соединения, чтобы дом не растаял
Ресурсы, для решения данной задачи: Счетные палочки, пластилин, нитки, клей
Время для решения задачи: 20 минут
Форма проверки полученного результата: Готовую избушку поставить в емкость с водой, чтобы проверить несколько соединения выдержат дождь. Если избушка осталась целая, то задача решена.
Обсуждение полученных результатов:
- Избушка, чьей команды оказалась устойчивой к воздействию воды?
- Как удалось сделать такую избушку?
- С помощью, каких технических решений?
Описание задачи
1. – избушка из счетных палочек,
2. – условные обозначения количества человек в команде,
3. – материал из чего делать,
4. – условные обозначения действий (соединение счетных палочек разными способами),
5. – избушка и емкость с водой,
6. – «О!» - обозначает обсуждение открытия.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в ДОУ
Технология «Клубный час» в детском саду
Похожие статьи:
Современные подходы к дошкольному образованию
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду
Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме
Игры дразнилки для детей 5-6 лет
Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий