Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в ДОУ

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, которые из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Только вглядываясь пристально в прошлое, можно найти верные и надежные пути в грядущее.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные, патриотические основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – эти идеи были истоками создания программы «Я – маленький гражданин России». Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами: «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006 – 2010г»; Уставом МБДОУ ДСКВ № 17 «Ладушки», локальными правовыми актами; Законом РФ «Об образовании»; конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой Развития МБДОУ ДСКВ № 17 «Ладушки».
Она определяет содержание, основные пути развития патриотического воспитания в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад компенсирующего вида № 17 «Ладушки» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у дошкольников. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

В первую очередь для успешного осуществления работы по нравственно-патриотическому воспитанию личности дошкольников необходимо создание развивающей среды с соответствующими условиями:

 В повседневной жизни ребенка должны присутствовать моменты «встречи с прошлым»: это и походы в музеи, на выставки, возложения цветов к памятникам, и встречи с ветеранами, просмотры фильмов и театральных постановок военной тематики, празднование народных календарных дат.

 Знакомство детей с устным народным творчеством (тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям). В пословицах и поговорках очень метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;

 Участие детей и взрослых в праздничных программах, театрализованных представлениях, выставках рисунка и фоторабот, праздниках и конкурсах стихотворений о войне для ветеранов.

Для эффективности проведения данной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в нашем детском саду, я разработала тематическую систему (цикл) комплексных мероприятий с детьми дошкольного возраста, которая включает в себя: музыкальное воспитание детей на основе народного материала, познавательное развитие детей согласно тематике и концертную деятельность детей. В цикл занятий включен исторический материал, представленный в доступных для детей старшего дошкольного возраста формах, вызывающий у них яркие впечатления и эмоциональные переживания.















Целью данной работы является:

Формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:
• Формирование у детей представлений о Родине как месте где живет человек;
• Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
• Знакомить воспитанников с символами государства: гербом, флагом, гимном;
• Продолжать совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания;
• Расширять сетевое взаимодействие по патриотическому воспитанию;
• Расширять представления о Родине, ее столице; о традициях и промыслах;
• Развивать чувства ответственности и гордости за подвиг советских воинов в годы Великой Отечественной войны;
• Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; уважение к труду людей.


Структура занятий:


Вся работа по нравственно-патриотическому воспитанию мною условно была разделена на три блока.

 1 блок- «Моя семья»
 2 блок- «Родной город»
 3 блок- «Родная страна»
Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.
Во всех трех периодах цикла происходит тесная взаимосвязь специалистов, педагогов и родителей. Поэтому формы организации детей очень разнообразны.
Блоки Задачи Формы работы
Моя семья • Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
• Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
• Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе. Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Мой детский сад • Знакомить детей с трудом взрослых.
• Формировать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения. Беседы, экскурсии, наблюдения, совместные мероприятия, выставки, игры.
Мой город • Знакомить детей с историей родного города, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми.
• Воспитывать любовь к родному городу. Беседы, экскурсии, наблюдения, совместные мероприятия, выставки, игры.
Моя малая родина • Воспитывать у дошкольников позицию «Я – гражданин Югры».
• Формировать представления детей о родном крае, о малой родине.
• Знакомить с названиями близлежащих
городов.
• Дать представления о культуре народов Югры.
• Знакомить с обычаями национальных праздников
• Рассказывать о красивых местах края, его достопримечательностях.
• Формировать экологическое поведение. Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, устный журнал, встречи с интересными людьми.

Страна, ее столица, символика • Знакомить детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
• Формировать у воспитанников уважение и интерес к государственным символам России
• Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека. Тематические беседы, встречи с воинами – интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

Будем Родине служить • Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
• Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
• Способствовать формированию у воспитанников чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Тематические беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами – интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
Культура и традиции • Знакомить детей с бытом и традициями России.
• Знакомить с видами устного народного творчества, краеведением, народным искусством. Тематические беседы, викторины, конкурсы, совместные мероприятия, выставки, игры.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Моя родина - Россия"- «Священная война» - «Детство без войны»)

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ:
проведение бесед, игр – бесед, которые планируется воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы;
дидактические игры проводятся в индивидуальной форме, в удобное для воспитателя и ребенка время, кроме того, дидактические игры рекомендуются родителям для занятий с детьми дома;
игры – путешествия, экскурсии проводятся во время занятий соответствующей тематики по разделам образовательной программы и за счет времени отведенного на прогулку;
досуговых мероприятия (военно-спортивные игры, интеллектуальные игры, развлечения, КВН, сюжетно-ролевые и творческие игры) организуются в тесном взаимодействии со специалистами детского сада (музыкальным работником, инструктором по физической культуре).

Методические рекомендации педагогу, реализующему программу

Многие дети, к сожалению, не любят детский сад, а значит, мы не можем рассматривать такое дошкольное учреждение звеном в цепи институтов воспитания любви к Родине. Более того, у ребенка культивируются отрицательные чувства и отношения. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т. п. В дошкольном учреждении, в группе, на участке у каждого ребенка, как правило, есть любимое место для игры, для уединения. Воспитателю следует бережно относиться к этому, и даже поддерживать право ребенка на свою территорию (так же следует уважать право ребенка на собственность). Если воспитателям удается сделать дошкольное учреждение вторым домом ребенка, то чувство привязанности закрепляется и с годами переходит в область приятных и дорогих воспоминаний.
Предложите детям нарисовать дорогу из дома в детский сад и из детского сада домой, придумать название этим дорогам. Характер выполнения задания — выбор цвета, продолжительность дороги, ее название — все это явится свидетельством отношения детей к дошкольному учреждению. Привязанность к детскому саду связана и с тем, как много знают дети о своем дошкольном учреждении, как они в нем ориентируются, чувствуют ли себя хозяевами. Для этого воспитатель организует экскурсии по детскому саду, знакомит дошкольников с сотрудниками, в последующей беседе предлагает ребенку рассказать воображаемому (реальному) гостю о том, какое помещение (музыкальный зал, бассейн, кабинет психолога, врача или просто вестибюль) больше всего ему нравится, какие люди, какие занятия и др.
Кроме того, дети должны знать, на какой улице находится их детский сад, как и почему она так называется, что находится рядом с детским садом. Знания обогащают чувства детей, придают им основательность и смысл.
Чувства и отношения становятся прочнее, если дети вкладывают свой труд (участвуют в озеленении участка, в убранстве здания к праздникам и др.).
Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать закреплению чувства привязанности и ощущения собственности (мой двор, моя улица). Но и это не происходит само по себе. Если родители гуляют с детьми во дворе, на своей улице, показывают детям, что им нравятся и двор, и улица, если у ребенка есть свои любимые места во дворе и на улице, то можно рассчитывать на то, что малыш будет привязан к ним.
Составьте конспект экскурсии по детскому саду. Но и здесь встает вопрос о необходимости сообщения детям информации об их улице: ее название, что расположено, какой ходит транспорт, как связана эта улица с той, на которой находится детский сад, — можно ли пройти пешком или надо ехать. Хорошо, если родители или воспитатели сделают фотографии детей на улице или снимут на видеопленку прогулку, а затем в группе просмотрят фильм и расскажут об этой улице.
Следующий этап — воспитание любви и привязанности к своему городу. Эта часть работы требует большей когнитивную сферу, на воображение ребенка и его память. Для ребенка город конкретизируется улицей, т. е. он осознает себя прежде всего жителем своей улицы. Чтобы дети почувствовали свой город, им нужно о нем рассказать и показать его. Вместе с родителями дети ездят по городу (в магазин, в театр, в парк и др.). Иногда экскурсию удается организовать и детскому саду. Дети старшего дошкольного возраста могут и должны знать название своего города, его главные улицы, достопримечательности, музеи, какие-либо театры и др.
Задача воспитывать у детей чувство привязанности: какой-то части родного города по отношению дошкольникам трудновыполнима. Однако воспитатель рассказывает детям о своих любимых местах в городе, старается через иллюстрации, фотографии и другие наглядные средства показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе «За что я люблю свой город», дети вспомнят то, что о нем узнали.
Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья.
Конечно, сложнее, чем на первых двух этапах, решается вопрос об организации деятельности детей на пользу города. Однако это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовление подарков ветеранам, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы просто на улице, в парке, и т. п.
Познакомьтесь с методикой ознакомления детей с городом по книге Родной край (под ред. С. А. Козловой. — М., 1990) и по программе Москвичок Л. В. Куцаковой и С. И. Мерзляковой (М., 1996).
Воспитание отношения к своей стране в большей мере опирается на когнитивный компонент: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциогенны и побуждать ребенка к практической деятельности.
Еще при ознакомлении со странами мира дети видели на карте свою страну, слышали ее название. Теперь воспитатель возвращает их к этой информации, но акцент делается на изучении родной страны. Название страны закрепляется в играх (Кто больше стран назовет), в упражнениях типа «Из разных названий стран определи нашу страну», «Как написать адрес на конверте» и др.
Дети должны знать название столицы нашей Родины, ее достопримечательности. Рассматривание иллюстраций, диапозитивов, слушание художественных произведений, рассказов взрослых, а также экскурсии, рисование, игры-путешествия — все это помогает решать поставленную задачу.
Детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. На современном этапе дошкольникам, вероятно, можно показать герб и флаг и объяснить, где и когда они могут увидеть эти символы.
При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях. Дети должны получить представления о том, какие животные обитают в наших лесах, какие растут деревья, по какому дереву можно сразу определить Россию, какие цветы цветут на российских лугах.
Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные произведения, изобразительное искусство. Дети рассматривают картины И. Левитана, И. Шишкина, К. Юона и других больших художников, которые с любовью изображали природу родной Отчизны, слушают стихи А. Блока, С. Есенина, музыку П. Чайковского. С. Прокофьева. Необходимо, чтобы произведения искусства были высокохудожественными.
Повторите материал главы, посвященной роли знаний о социальном мире в социализации личности ребенка. Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину — художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, путешественников, врачей (выбор зависит от воспитателя). Надо также на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с характером российского народа (творческие способности, умелость, песенность , гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.). Воспитатель старается познакомить дошкольников с людьми, которые обладают какими-то привлекательными качествами или умениями, приобщить детей к их деятельности.
Одним из показателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность, если это потребуется, встать на ее защиту. На протяжении долгой истории нашей страны не однажды возникали ситуации, происходили события, требующие от человека встать на защиту Родины. Рассказать об этом дошкольникам необходимо. И хотя мы не ждем от детей подобной готовности, но примеры из жизни взрослых явятся существенным вкладом в копилку высших социальных чувств ребенка. Можно познакомить детей с самим понятием защитник Отечества и конкретизировать его с помощью русских былин о богатырях, рассказах о героях разных войн, полководцах — А. Суворове, М. Кутузове, Г. Жукове, рядовых воинах, смело защищавших Отечество, гражданских людях, вставших в лихую годину на защиту Родины. Подбор материала воепитатель должен осуществить сам, используя художественную литературу, изобразительное искусство, фильмы, а также краеведческую информацию (названия улицы, района; памятник герою и др.).
Познакомьтесь с работой Е. И. Корнеевой Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников.
Одно из направлений в патриотическом воспитании — приобщение к традициям народа, к народному творчеству.
В народном творчестве, — писала А. П. Усова, — исторически сохраняются и вырабатываются присущие народу черты характера и мышления. Поэтому народное творчество имеет более широкое значение, чем то, в каком его применяют воспитатели детских садов: оно имеет значение для патриотического воспитания.
Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Социологи и культуроведы отмечают, что праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни." Праздник — наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры (А. И. Мазаев ).
Каждый период жизни общества характеризуется разными праздниками, при этом одни из них приходят и уходят, а другие существуют веками, но в зависимости от политики государства могут отмечаться или не отмечаться всенародно. Так, в течение 70 лет в нашей стране отмечались такие праздники, как 7 ноября, 1 Мая, 22 апреля, т. е. политические праздники, призванные прославлять государственный строй. В этот период народные и тем более религиозные праздники повсеместно не отмечались, хотя в народе они жили.
В последнее десятилетие политические праздники отмечаются меньше, чем бывшие ранее в тени народные и религиозные праздники: масленица, Рождество, Пасха. Как бы там ни было, в праздничных обрядах и ритуалах закрепляется социальное поведение, они помогают человеку осознать свою национальную принадлежность, а их яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.
Средством патриотического воспитания служит деятельность детей. Деятельность может быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и понятна детям и чтобы они охотно принимали в ней участие. Это может быть, например, деятельность по оформлению помещения к празднику: изготовление деталей оформления, обсуждение дизайна. Главное условие — чтобы дети видели необходимость, небесполезность своих усилий. Поэтому при обсуждении, например, деталей оформления воспитатель должен делать это серьезно, взвешенно, в процессе работы следить, чтобы дети выполняли ее тщательно, если нужно, переделывали, а одобрив сделанное ребенком, обязательно включать в оформление. Иначе от ощущения труда понарошку у ребенка исчезнет желание делать что-то значимое и полезное.
Составьте перечень общественно полезных дел, в которых могут принимать участие дети.
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное, даже сказанное вскользь слово может разрушить многое. Поэтому воспитателю стоит задуматься над своим чувством любви к Родине.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно выделить основные рекомендации:

1. Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, то она становится условием коммуникативной деятельности ребёнка. Игра и общение выступают основными содержательными компонентами, обеспечивая высокий уровень мотивации детей для участия в занятиях.
2. Взаимодействие с детьми на занятиях можно выстроить как путешествие на машине времени (период с сентября по декабрь -- времена, когда дедушка и бабушка были детьми; период с января по март – военное время; период с апреля по июнь – настоящее и близкое будущее).
3. На занятиях целесообразно использовать аудиозапись музыкальных произведений, соответствующих тематике занятия.
4. Поощрять инициативу детей и родителей при рассказах о своих родственниках, создавать генеалогическое дерево, составлять фотоальбомы .

5. Большое место отводится формированию представлений о защитниках страны ( всех времен), что позволяет познакомиться с героизмом и мужеством солдат и офицеров и получить яркие впечатления от воинских ритуалов.
6. Знакомя детей с подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам.
7. После проведения ряд тематических занятий ( например, посвященных городу) советуем посетить музей, выставки совместно с родителями.
8. Праздники можно проводить в форме познавательно-игровых программ, военно-спортивных состязаний, вечеров семейного отдыха, театрализованных представлений, комплексных и тематических занятий.
9. При проведении мероприятий желательно использовать фонограммы музыки и песен, народного фольклора, репродукции картин профессиональных художников, фотографии .
10. Особенно хорошо, если песни будут звучать в живом исполнении, на разных языках. Для этого можно привлекать к выступлениям взрослых (родителей, воспитателей).
11. Украшает праздничные действа использование различных атрибутов (цветы, флаги, воздушные шары, голуби-оригами, барабаны) см. Фотоматериалы Приложение 1
12. Примерные конспекты музыкальных занятий, сценарии музыкально-литературной композиции, праздников прилагаются.
Приложение 2
13. Каждое мероприятие заканчивается рефлексией
-- что больше всего понравилось;
-- что меньше всего понравилось;
-- что запомнилось и получилось…

Методы и приемы:

• Игра как основной вид деятельности детей;
• Наглядность как ведущий педагогический метод;
• Традиционные методы народной педагогики: подражание,
подпевание, подхватывание, пение за педагогом, диалог;
• Творческая активность детей (групповая и индивидуальная);
• Включение элементов творчества в занятия с детьми, их игровую и самостоятельную деятельность;
• Метод совместной деятельности детей и родителей.

№ п\п Группа методов Методы и приемы Направление
1. Методы формирования сознания личности Разъяснения
Беседы
Рассказ
Пример Обогащение знаний об окружающей действительности, о прекрасном, о нравственных правилах, труде взрослых, обобщение жизненного опыта, оценивание своего поведения
2. Методы организации деятельности, обобщения, опыта поведения Приучение
Упражнение
Сознание воспитательной ситуации Социально-нравственное становление личности, формирование опыта поведения
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения Поощрение
Соревнование
Одобрение Развитие индивидуальности ребенка, формирование опыта поведения, становление ценностно-мотивационных установок, чувство ответственности
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения Стимулирование
Эмоциональное регулирование
направление Формирование эмпатий, ценностно-личностных качеств дошкольников


Формы контроля:

1. Анкетирование и беседы с детьми по тематикам проводимых мероприятий, позволяющие выявить уровень сформированности высших чувств дошкольников, качество усвоения детьми представлений о России, родном городе. (приложение 3)

2. Применение и отражение знаний в детских видах деятельности. Занесение результатов в таблицу «Результаты курса».

3. Наблюдение за детьми в ходе праздников, развлечений, постановок музыкальных сказок.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Работа с детьми
Блок Мероприятия Сроки
«Моя семья» Проведение конкурсов рисунков на темы: «Моя родословная» Сентябрь

Фото выставка «Как я провел лето!» Сентябрь

Фото – выставка «Моя дружная семья» Октябрь

Праздничный утренник, посвященный 8-му марта Март

Развлечение: «День рождения» В течение года

«Мой детский сад» Фото – выставка «Доброе утро» Октябрь

Конкурс: «Лучшая новогодняя игрушка" Декабрь

Совместное мероприятие с воспитанниками ЦТиЮТТ посвященное Дню Победы Май

Военно–патриотическая игра «Зарница» Июнь

Тематический праздник: «День рождение детского сада» Март

Пешая экскурсия по району Июль

Экскурсии по детскому саду В течение года

«Мой город» Экскурсии по общественным местам города Сентябрь
Апрель
Июнь
Экскурсия в музей «Боевой славы» Октябрь
Встречи с замечательными людьми Ноябрь
Январь
Февраль
Конкурс рассказов на тему: «Мой родной город» Март

КВН: «Мой город» Апрель

Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла Май

Проведение операции «Забота»:
• Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда;
• Концерты для ветеранов Май

«Моя страна Россия» Проведение конкурсов рисунков на тему: «Любимые праздники» Декабрь
Февраль
Март
Май
Декада посвященная «Дню защитника Отечества» Февраль

Создание выставочных экспозиций:
• «Они сражались за Родину»
• «Ничто не забыто, никто не забыт» Май

Празднование «Дня Победы» Май
Семейные национальные праздники (татарский, мордовский, чувашский и др.). В течение года

«Культура и традиции
• «Осенины» Сентябрь

Праздники народов ханты: «Медвежий праздник» В течение

• «Рождество Христово» Январь

• «Посиделки»
• «Колядки»
• «Масленица» Апрель
«Христово Воскресение»
«Русский национальный костюм» Май

Народные подвижные игры В течение года





Работа с родителями
№ Мероприятия Сроки
1. Информационная папка для родителей «Знаете ли Вы законы Российской Федерации» В течение
года
2. Семейная экскурсия по достопримечательным местам города Нижневартовска (национальный парк Сибирские Увалы, хантыйское стойбище, краеведческий музей, музей боевой Славы в школе № 42) В течение
года
3. Подбор экспонатов для оформления мини- музея в ДОУ , группе (предметы одежды и утвари людей разных национальностей) В течение
года
4. Семейный национальный праздник (русский, татарский, украинский, хантыйский…..) В течение
года
5. Оформление семейных уголков. В течение
года
6. Консультация «Проблемы патриотического воспитания в семье» Сентябрь

7. Семейный праздник «Моя родословная» Октябрь

8. Викторина «Что ты знаешь о родителях?» Октябрь
9. Выставка рисунков «Моя семья» Ноябрь

10. Презентация «Один день ребенка в детском саду» Ноябрь

11. Конкурс – развлечение «Герб и девиз нашей семьи» Ноябрь
12. Фотовыставка «Я люблю свой детский сад» Декабрь
13. Мастер – класс «Изготовление праздничных открыток» (к знаменательным датам) Декабрь
14. Подбор видеотеки «Защитники Отечества» Январь
15. Буклет для родителей «Библейские заповеди» Январь

16. Спортивное развлечение «Вместе с папой» Февраль
17. Изготовление подарков для дедушек к Дню защитника Отечества Февраль
18. Выставка праздничных открыток к знаменательным датам Февраль,
март, май
19. Семейные посиделки «Очень я люблю маму милую свою» Март
20. Выставка фото и видеоматериалов «Мой город» Март
21. Изготовление панно «Моя семья» (Я – в середине, а по лучам -члены семьи) Апрель
22. «Этот день Победы» (Экскурсия к вечному огню) Май
23. Встреча с фронтовиком (беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов) Май

24. Развлечение «Сильны и могучи богатыри славной Руси» Июнь
25. Высаживание деревьев и цветов на аллеях и территории детского сада Июнь,
сентябрь
26. Изготовление коллажа «Наши путешествия по России» (из личного опыта) Август
27. Родительское собрание: «Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников» Сентябрь


Работа с педагогами

№ Мероприятия
Сроки
1. Создание кино -, видеофонда для проведения тематических мероприятий посвященных:
• Дню города;
• Дню защитника Отечества;
• Дню Победы. В течение
года
2. Приобретение методической литературы по патриотическому воспитанию В течение
года
3. Разработка сценариев традиционных праздников:
• «День знаний»;
• «День города»;
• Соревнования и развлечения, посвященные Дню защитника Отечества;
• «Мамин праздник»;
• «День Памяти» и прочее В течение
года
4. Разработка брошюр с рекомендациями по работе с детьми по патриотическому воспитанию В течение
года
5. Разработка конспектов различных спортивных соревнований, развлечений, конкурсов В течение
года
6. Представление опыта работы педагогам дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию В течение
года
7.
«Создание предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию». В течение
года
«Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения».
«Значение музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании» В течение
года
8. Семинары, «круглые столы», мастер-классы, дискуссии В течение
года

________________________












Рекомендуемая литература :
1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников - М.: ЦГЛ, 2004.Государственная программа: Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы (утв. Правительством РФ от 11.07.2005г. № 422) – М., 2005.
2. Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России – М.: АРКТИ, 2003.
3. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1980.
4. Задорожная М. Я. Народные и православно-христианские праз-дники. — М., 1991.
5. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях – Челябинск: ЧГПЦ, 1997.
6. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей /авторы – составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербаков. – М.: АРКТИ, 2003.
7. Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: практ. пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.
8. Кондрыкинская, Л.А. Патриотическое воспитание дошкольников – М.: МИПКРО, 1996.
9. Маханева, М.Д., Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа, учеб. – метод. пособие. – СПб: Детство – Пресс, 1998. «Линка-Пресс», 2003.
10. С. А. Козловой «Родной край» – метод. пособие.- М., 1990
11. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристической деятельности / под ред.А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2004.
12. Пименова, Л.В. Патриотическое воспитание / Л.Пименова // Дошкольное воспитание. – 2005 - № 1 – С.5 – 9.
13. Рыбалова, И.П. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И.Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003 - № 6 – С.45 – 55.
14. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л.А.Кондрыкинской – М.: ТЦ Сфера, 2003.
15. Солдатенков, А.Д. Патриотизм – основа духовно – нравственного воспитания – М.: МГОПУ, 1998.
16. Медиа-источники:
17. http://www.moseducation.narod.ru/
18. http://www.oim.ru

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников Проект для детей 6-9 лет "Что в имени тебе моем..." Проект в ДОУ. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Беседа о Конституции для старших дошкольников

Беседа о Президенте России в старшей группе

Об учителях духовных для детей

Тематическая беседа для детей старшей – подготовительной группы «Полководцы и герои»

Беседа для детей 5-8 лет. Ими гордится Россия

Итоговое занятие в детском саду на тему: Осень в старшей группе | Развлечение на Святки в детском саду для родителей и детей старшей группы. Сценарий с презентацией
Опубликовано: 2938 дней назад (6 декабря 2016)
Просмотров: 11892
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Александра Фёдоровна Величук # 9 декабря 2016 в 00:37 0
Спасибо большое, очень интересная разработка! Это у Вас целый долгосрочный проект! Очень ценная информация, возьму себе на вооружение! Тема патриотизма - одна из наиважнейших! Мы должны с пелёнок научить детей гордиться своей родиной и прививать любовь к ней!