Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста «Мои зеленые друзья»
Характеристика проекта
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Актуальность темы
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети не только узнают названия растений и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования дети познакомятся с комнатными растениями, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста. Дети узнают много новых слов, понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Необходимость развивать интерес детей к объектам растительного мира, учить быть любознательными и наблюдательными. Прививать любовь и уважительное отношение ко всему живому, в том числе и через заботу о растениях.
Цель проекта: уточнить и систематизировать знания детей о растениях; учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений; развивать познавательную активность дошкольников и воспитывать бережное отношение к растениям через исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
Для детей:
Образовательные:
- познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
- познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
- учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- определить наиболее распространённые комнатные растения;
- иметь представления о пользе или вреде комнатного растения;
- углубить знания о приёмах по уходу за растениями;
- учить детей работать в коллективе.
Развивающие:
- развивать умения и навыки работы с природным материалом.
- развивать умение сравнивать и анализировать;
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- обогащать словарный запас детей и их знания о комнатных растениях;
- развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках;
- способствовать развитию воспитания экологической культуры.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Для педагогов:
- четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми;
- выбрать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития;
- составление паспорта комнатных растений в детском саду;
- составление картотеки дидактических игр по теме проекта;
- оформление фотоальбома «Растения родного края»;
- сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми по соответствующей тематике;
- помочь ребенку добывать новые знания;
- организовать и скоординировать деятельность детей, осуществляя при необходимости практическую помощь;
Для родителей:
- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;
- выполнять совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в ДОУ;
- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;
- распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль, за реализацией плана действий проекта по своему направлению.
Участники проекта: дети средней группы №8, родители воспитанников, воспитатели.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: создание паспорта комнатных растений группы № 8.
Продукты проекта: дидактические игры, картотека стихов, загадок о растениях, подборка комнатных растений, инвентаря по уходу за комнатными растениями, фонотека дисков с познавательным материалом о природе, подборка художественной литературы по теме проекта, консультации для родителей, создание буклета по уходу за комнатными растениями,
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
- расширение знаний по экологической культуре воспитанников;
- развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – комнатным цветам и бережного отношения к ним;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;
- уметь определять комнатные растения, находящиеся в группе;
- раскрытие возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности;
- формирование стремления к исследованию объектов природы, установка причинно-следственных связей, умение делать выводы.
- знание способов размножения комнатных растений;
- формирование навыков исследовать опытным путем условий, необходимых для роста растений; учиться правильно, ухаживать за растениями в уголке природы;
- формирование навыков ухода за комнатными растениями в зеленом уголке;
- обогащение словаря ребенка терминологией по теме.
Для педагогов:
- удачное сотрудничество с родителями;
- высокий содержательный и организационный уровень проекта;
- новая предметно-развивающая среда;
- счастливые и заинтересованные дети с новым экологическим сознанием.
Для родителей:
- возможность активного участия в образовательном процессе;
- педагогическое образование родителей в области воспитания экологического сознания ребенка.
Краткое содержание проекта
I этап подготовительный
- постановка цели и задачи проекта, определение направлений, объектов и методов исследования;
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания дошкольников, в частности о комнатных растениях;
- разработать диагностический материал и выявить уровень знаний дошкольников по поставленной проблеме;
- определить уровень знаний детей о комнатных растениях;
- провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?»;
- Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях.
II этап практический
- осуществить апробацию разработанного плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о растениях;
- использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с растениями;
- провести практические занятия и посильные трудовые процессы с детьми (посадка черенков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора т.д.);
- изготовить совместно с родителями воспитанников паспорт комнатных растений группы, буклет по уходу за комнатными растениями.
III этап обобщающий
- выявить уровень знаний детей по поставленной проблеме;
- обобщить результаты деятельности по теме проекта;
- определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;
- подготовить методический и практический наглядный материал.
Ход реализации проекта
I этап. Подготовительный этап
Проведение опроса на тему «Комнатные растения» выявить знания детей о цветах, уходе, условиях роста в соответствии с возрастом. Создать картотеку игр, закрепить у детей название комнатных растений.
Проведено анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?».
Подбор информации, наглядного материала, дидактических пособий, необходимых атрибутов для труда. Создать условия для демонстраций, трудовой и практической деятельности.
II этап. Практический этап
Беседы: «Что растениям необходимо для жизни»;
«Как мы дома ухаживаем за комнатными растениями»;
«Роль растений в нашей жизни»;
«Комнатные растения – друзья или враги?»;
«Как размножаются комнатные растения».
Просмотр компьютерной презентации «Комнатные растения наши друзья»
Выяснить какие цветы знают дети, что знают о пользе комнатных растений. Вспомнить с детьми, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Работа с детьми в уголке природы. Развивать у детей способность наблюдать, сравнивать, с помощью взрослых пытаться делать простейшие выводы. Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций, открыток с изображением комнатных растений. Заучивание и чтение стихотворений о растениях; рассказов о природе. Работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях. Чтение стихотворения «Цветовод». Отгадывание загадок о комнатных растениях. Подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения». Совместно с родителями чтение художественной литературы по теме. Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.
Подвижные и мало подвижные игры: ««На окне в горшочках», «Садовник», «Мы – цветы».
Слушание «Вальс цветов» и «Времена года» П.И.Чайковского.
Художественное творчество (рисование с натуры) «Фикус», художественное творчество (лепка с элементами конструирования) «Кактус», конструирование цветов из мозаики. Рисование красками, карандашами, мелками комнатных растений.
Проведение организованно образовательной деятельности по теме проекта: «Уход за комнатными растениями», «Комнатные растения - спутники нашей жизни».
Обогащение детей знаниями о мире комнатных растений: условиях роста, содержания и ухода, их пользе для окружающей среды. Хозяйственно-бытовой труд:
- дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)
- трудовые поручения – индивидуальные и коллективные, создание технологической карты по уходу за комнатными растениями.
Беседы о правилах поведения на природе.
Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин».
Дидактические игры «Цветик - семицветик», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши», «Какого цветка не стало?», «Четвёртый лишний», «Отгадай по загадке», «Найди растение по названию», «Большие и маленькие», «Один и много»
Пальчиковые игры «Бегония», «Фикус», «Кактус», «Наши алые цветки»
Наблюдения за растениями, опыты, эксперименты.
Экскурсия по территории детского сада, по природным уголкам других групп детского сада.
Беседа о пользе тех комнатных растений, которые ценятся не только красотой, но и своими целебными свойствами (алоэ, каланхоэ, гибискус, сансевьера, толстянка).
Консультации для родителей на тему: «Комнатные растения», «Полезные комнатные растения».
Беседа о том, что среди красивых, и безобидных растений на подоконнике могут расти те, с которыми нужно обращаться с осторожностью. Пополнить состав цветущих растений группы, продолжать формировать желание у родителей и детей принимать участие в проведении мероприятий. Исследовательская деятельность: опыт «на свету и в темноте», опыт «Что происходит с листьями на ярком свету», опыт «С водой и без воды», опыт «Может ли растение дышать?».
III этап. Обобщающий этап
Оформление паспорта группы: «Комнатные растения в детском саду»
Обработка и оформление материалов проекта. Создание буклета по уходу за комнатными растениями.
Итоги проекта
Проведенное нами анкетирование родителей на тему: «Что Вы знаете о комнатных растениях?», позволило сделать
следующие выводы:
• Более 70% опрошенных родителей положительно относятся к комнатным растениям;
• Лишь в 45% семей имеются комнатные растения, преобладают – кактусы, алоэ, герань;
• В уходе за комнатными растениями участвуют 20 % детей;
• Телепередачи о природе смотрят лишь 7%;
• Большинство родителей затруднялось ответить на вопрос: «Есть ли дома книги о природе? Какие?». 10% ответили – энциклопедии, 15% - рассказы о животных Пришвина, Бианки, Паустовского, Куприна;
• 100% все поддерживают работу детского сада по экологическому воспитанию;
• Родители хотят видеть детей экологически культурными, воспитанными.
По результатам анкетирования нами были сделаны следующие выводы:
Повысить уровень экологической компетенции родителей по взаимодействию с окружающей средой, роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.
После проведённых нами практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы, дети с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за комнатными цветами.
У детей появился устойчивый интерес к представителям комнатных цветов и бережного отношения к ним. Были усвоены нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту. Научились определять комнатные растения, находящиеся в группе.
Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему природному миру.
Литература
1. С. Н. Николаева «Юный эколог» программа. М., 2010 г.
2. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.
3. М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 1989 г.
4. Н. А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.
5. Н. А. Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании»
(методическое пособие), М.,2012
6. Е. А. Румянцева «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет», Волгоград, 2013
7. Диск: «Классическая музыка и звуки природы для детей»
8. Презентация: «Удивительный мир комнатных растений»
Рекомендуем посмотреть:
Экологический проект в средней группе. Зимующие птицы
Экологический проект в средней группе ДОУ
Экологический проект в детском саду. Средняя группа
Экологический проект в средней группе ДОУ